СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс "Современный урок как основа формирования универсальных учебных действий"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит с методами и приёмами формирования универсальных учебных действий на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Современный урок как основа формирования универсальных учебных действий"»

МКОУ Кузнецовская СОШ Современный урок как основа формирования универсальных учебных действий Учитель географии Ляпунова В.Г

МКОУ Кузнецовская СОШ

Современный урок как основа формирования универсальных учебных действий

Учитель географии

Ляпунова В.Г

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»  В А Сухомлинский .   Урок – часть предмета, предмет - часть науки, и если после урока нет углубления в форме лабораторных занятий, творческих студий, проектной деятельности, то подготовить ученика к сдаче ОГЭ и ЕГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки, не говоря уже о прочном формировании УУД, не удастся . .

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В А Сухомлинский .

Урок – часть предмета, предмет - часть науки, и если после урока нет углубления в форме лабораторных занятий, творческих студий, проектной деятельности, то подготовить ученика к сдаче ОГЭ и ЕГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки, не говоря уже о прочном формировании УУД, не удастся .

.

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
  • Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
  • Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра». Джон Дьюи Современный урок - это урок, на котором учитель использует все возможности для развития следующих качеств личности ученика: самостоятельности в принятии решений, умения отвечать за свои решения, готовности к действиям в нестандартных ситуациях, компетенций ключевых и по различным областям знаний.

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи

Современный урок - это урок, на котором учитель использует все возможности для развития следующих качеств личности ученика: самостоятельности в принятии решений, умения отвечать за свои решения, готовности к действиям в нестандартных ситуациях, компетенций ключевых и по различным областям знаний.

Функции и роль УУД УУД - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений  - обеспечивают ученику возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;  - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.  - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Функции и роль УУД

УУД - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений

- обеспечивают ученику возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей

в любой предметной области познания.

Классификация УУД УУД - обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные

Классификация УУД

УУД - обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные
Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края . 2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов. 3. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания. Удивление рождает желание больше узнать;  «Познание начинается с удивления»   Аристотель

Личностные действия

Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  • Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края .

2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.

3. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания.

Удивление рождает желание больше узнать;

«Познание начинается с удивления» Аристотель

Регулятивные действия В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто. В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д. В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России. И т.д.  Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения .

Регулятивные действия

В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.

В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.

В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи

В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России. И т.д.

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения .

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания 1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания

  • 1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
География 7 класс.  Тема: «Северная Америка» 2. Задания на упорядочивание и группировку - Сгруппируйте географические объекты по смыслу: реки Миссисипи, Мичиган, Миссури, Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис. горы города штаты

География 7 класс. Тема: «Северная Америка»

2. Задания на упорядочивание и группировку

- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:

реки

Миссисипи, Мичиган, Миссури,

Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.

горы

города

штаты

География 9 класс.  Тема: «Центральная Россия»  3 . Задание “Найди ошибки в тексте”. В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.

География 9 класс. Тема: «Центральная Россия»

3 . Задание “Найди ошибки в тексте”.

В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф.

Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.

География 7 класс  Тема: «Южная Америка» 4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова» ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад. Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись …………. ………… . – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке. Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………… океан. Амазонка …………. в течение всего года. На реке Парана построена крупнейшая в мире ………………….. Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро ………….. Самая высокая вершина Анд - ……………

География 7 класс Тема: «Южная Америка»

4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»

  • ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.
  • Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….
  • ………… . – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
  • Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………… океан.
  • Амазонка …………. в течение всего года.
  • На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
  • Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
  • Самая высокая вершина Анд - ……………

Познавательные действия Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:  Работа с картой.  Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.  Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:

Работа с картой.

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.

Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

 Работа с картами 7 класс 2 1 - Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?

Работа с картами

7 класс

2

1

- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?

7 класс 1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке? смерч

7 класс

1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?

смерч

2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии? 7 класс Гималаи

2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии?

7 класс

Гималаи

Работа в контурных картах   1 .      В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. 2.      Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память. 3.      У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления. 9 класс 11 класс 7 класс 5 класс

Работа в контурных картах

 

1 .      В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.

2.      Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.

3.      У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

9 класс

11 класс

7 класс

5 класс

Работа в тетрадях на печатной основе Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Построение диаграмм 6 класс Работа с географической картой 9 класс Ориентирование в географическом  пространстве Анализ статистических данных

Работа в тетрадях на печатной основе

Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Построение диаграмм

6 класс

Работа с географической картой

9 класс

Ориентирование в географическом

пространстве

Анализ статистических данных

Практические работы Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами

Практические работы

  • Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
  • Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
  • Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами
6 класс построение графиков

6 класс

построение графиков

Практическая работа 7 класс.  Тема: «Природные зоны» Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам. (Ответы занести в таблицу).  Природные зоны Евразия 1. Смешанные и широколиств. леса. Северная Америка 2. Лесостепи и степи. Черты сходства 3. Пустыни и полупустыни. Черты различия 4. Переменно- влажные леса 5. Жестколист. Леса и кустарники. умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.

Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны»

Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам. (Ответы занести в таблицу).

Природные зоны

Евразия

1. Смешанные и широколиств. леса.

Северная Америка

2. Лесостепи и степи.

Черты сходства

3. Пустыни и полупустыни.

Черты различия

4. Переменно- влажные леса

5. Жестколист. Леса и кустарники.

умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.

Приём №3 «Верно – неверно» 1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

Приём №3 «Верно – неверно»

1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;

2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.

Верно – неверно  Урок 9 класс «Транспорт России» Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны Метро относится к наземным видам транспорта Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт В России очень много незамерзающих портов В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной

Верно – неверно Урок 9 класс «Транспорт России»

  • Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта
  • Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны
  • Метро относится к наземным видам транспорта
  • Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт
  • В России очень много незамерзающих портов
  • В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной
Коммуникативные действия Игровые уроки Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные действия

Игровые уроки

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Обобщающие уроки

Обобщающие уроки

Создание проектов  Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных  метапред-метных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные  результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов .

Создание проектов

Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапред-метных результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов .

Этапы формирования учебных действий на уроках географии . Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.  При формировании умений и навыков выделяются основные этапы: - ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;   - тренировка в применении этого умения; - проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками. - умение применять действие в любых ситуациях

Этапы формирования учебных действий на уроках географии .

  • Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты. 

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;

- тренировка в применении этого умения;

- проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками.

- умение применять действие в любых ситуациях

Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий считаю правильно поставленную цель выполнения каждого задания на уроке . География 7 класс Тема: «Тихий океан» Цели Традиционный урок Урок формирования УУД Дать комплексную характеристику Тихому океану. Приемы и методы. Формировать умения работать с источниками информации: текстом учебника, географической картой, статистическими данными. Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы с учебником и картой, практические задания. Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы, практические задания, Использование компьютера и Интернета. Можно использовать проектные технологии.

Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий считаю правильно поставленную цель выполнения каждого задания на уроке .

География 7 класс

Тема: «Тихий океан»

Цели

Традиционный урок

Урок формирования УУД

Дать комплексную характеристику Тихому океану.

Приемы и методы.

Формировать умения работать с источниками информации: текстом учебника, географической картой, статистическими данными.

Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы с учебником и картой, практические задания.

Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы, практические задания,

Использование компьютера и Интернета.

Можно использовать проектные технологии.

 В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!