МКОУ Кузнецовская СОШ
Современный урок как основа формирования универсальных учебных действий
Учитель географии
Ляпунова В.Г
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В А Сухомлинский .
Урок – часть предмета, предмет - часть науки, и если после урока нет углубления в форме лабораторных занятий, творческих студий, проектной деятельности, то подготовить ученика к сдаче ОГЭ и ЕГЭ можно, но удовлетворить познавательные потребности и развить задатки, не говоря уже о прочном формировании УУД, не удастся .
.
- Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.
- Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».
Джон Дьюи
Современный урок - это урок, на котором учитель использует все возможности для развития следующих качеств личности ученика: самостоятельности в принятии решений, умения отвечать за свои решения, готовности к действиям в нестандартных ситуациях, компетенций ключевых и по различным областям знаний.
Функции и роль УУД
УУД - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений
- обеспечивают ученику возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей
в любой предметной области познания.
Классификация УУД
УУД - обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные
Личностные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
- Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны и края .
2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов.
3. Нестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания.
Удивление рождает желание больше узнать;
«Познание начинается с удивления» Аристотель
Регулятивные действия
В программе географии 6 -11 классов задания на выстраивании последовательности необходимых операций (т.е. алгоритма действий) встречаются очень часто.
В 6 классе составляем по плану, используя карты и справочную литературу, описание реки, озера, моря, течения, равнины, горной системы и т.д.
В 7 классе даём описание материков по заданному алгоритму ( географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?» , устанавливаем причинно-следственные связи
В 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, даём комплексную характеристику России. И т.д.
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения .
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие задания
- 1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)
География 7 класс. Тема: «Северная Америка»
2. Задания на упорядочивание и группировку
- Сгруппируйте географические объекты по смыслу:
реки
Миссисипи, Мичиган, Миссури,
Мак-Кинли, Маккензи, Монреаль, Митчелл, Мехико, Миннеаполис.
горы
города
штаты
География 9 класс. Тема: «Центральная Россия»
3 . Задание “Найди ошибки в тексте”.
В состав Центрального района входят: Западный, Волго-Вятской, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф.
Район специализируется на производстве черных металлов, самолетов, электронных приборов, радиотехники. В Центральном районе преобладает сельское население.
География 7 класс Тема: «Южная Америка»
4. Задание: «Вставьте в текст пропущенные слова»
- ЮА можно разделить на ………… Восток и ………….. Запад.
- Вдоль Тихоокеанского побережья протянулись ………….
- ………… . – самый высокий водопад в мире, расположенный на материке.
- Восточная часть материка более низкая, поэтому большинство рек впадает в ……………… океан.
- Амазонка …………. в течение всего года.
- На реке Парана построена крупнейшая в мире …………………..
- Самое большое высокогорное озеро мира – это озеро …………..
- Самая высокая вершина Анд - ……………
Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях:
Работа с картой.
Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.
Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.
Работа с картами
7 класс
2
1
- Почему т.1 и т.2 расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнения?
7 класс
1. Что является причиной частого образования смерчей в Северной Америке?
смерч
2. Почему смерчи не частые гости в Восточной Евразии?
7 класс
Гималаи
Работа в контурных картах
1 . В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.
2. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.
3. У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.
9 класс
11 класс
7 класс
5 класс
Работа в тетрадях на печатной основе
Задания в тетрадях носят различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Построение диаграмм
6 класс
Работа с географической картой
9 класс
Ориентирование в географическом
пространстве
Анализ статистических данных
Практические работы
- Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии.
- Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике , вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.
- Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами
6 класс
построение графиков
Практическая работа 7 класс. Тема: «Природные зоны»
Задание: Сравнить природные зоны по 40- ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявить причины сходства и различия по зонам. (Ответы занести в таблицу).
Природные зоны
Евразия
1. Смешанные и широколиств. леса.
Северная Америка
2. Лесостепи и степи.
Черты сходства
3. Пустыни и полупустыни.
Черты различия
4. Переменно- влажные леса
5. Жестколист. Леса и кустарники.
умение применять таблицы, схемы, модели для получения информации, находить черты сходства и различия.
Приём №3 «Верно – неверно»
1) На доске написаны верные и не правильные утверждения по новой теме;
2) Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным, и знак «-» там, где, по их мнению, оно неверно.
Верно – неверно Урок 9 класс «Транспорт России»
- Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта
- Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны
- Метро относится к наземным видам транспорта
- Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт
- В России очень много незамерзающих портов
- В восточной части России густота транспортной сети больше, чем в западной
Коммуникативные действия
Игровые уроки
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Обобщающие уроки
Создание проектов
Работа над проектами позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапред-метных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов .
Этапы формирования учебных действий на уроках географии .
- Формирование универсальных умений предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но, позволяя выделить основные компоненты.
При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:
- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками.
- умение применять действие в любых ситуациях
Основным условием для формирования на уроках географии универсальных действий считаю правильно поставленную цель выполнения каждого задания на уроке .
География 7 класс
Тема: «Тихий океан»
Цели
Традиционный урок
Урок формирования УУД
Дать комплексную характеристику Тихому океану.
Приемы и методы.
Формировать умения работать с источниками информации: текстом учебника, географической картой, статистическими данными.
Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы с учебником и картой, практические задания.
Объяснение учителя, задания для самостоятельной работы, практические задания,
Использование компьютера и Интернета.
Можно использовать проектные технологии.
В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Спасибо за внимание!