Просмотр содержимого документа
«Мастер класс«Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения».»
Мастер класс «Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения»
Подготовила: учитель начальных классов Мещерякова Т.М., ГБОУ СОШ №4 им. А.Н. Кесаева
г. Севастополь 2017г.
- Критическое мышление - это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких познавательных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.
- Дийана Халперн
- Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации.
- Критическое мышление – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
- 1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
- 3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- 5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Технологические этапы
- Первая стадия - «вызов» - у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
- Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, происходит непосредственная осмысленная работа ученика с текстом. При этом понятие «текст» - это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
- Третья стадия – «рефлексия» - размышления, активное переосмысление собственных представлений с учётом приобретённых знаний.
Приём «ассоциации»
- Приём «ассоциации»
- Дает возможность определить тему урока,
- развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывают.
? -Почему именно так называется произведение?
? -Что может произойти в рассказе с таким названием?
Прием «Ассоциативный куст»
- Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся высказывают свои ассоциации, учитель записывает.
- 2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.
- 3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.
- 4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.
- 5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.
Приём «Мозговой штурм»(идеи)
- Мозговой штурм — это приём, который решает образовательные задачи с помощью стимулирования умственной деятельности и творческой активности учащихся. Дети учатся кратко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их.
- Универсальность метода определяется тем, что он может применяться в изучении любого предмета на любом этапе обучения.
- Групповая «мозговая атака» по теме.
- Вспомнить все, что известно по этой теме (важно вспомнить все, что знаете или думаете, что приходит вам на ум по теме; не имеет значения, правильно то, что вспомнили, или нет). Появляются непохожие точки зрения, которые на этом этапе не обговариваются.
- Записать все мысли на доске.
- Классифицировать информацию.
Приём «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой
теме урока. На доске
прикрепляется значок
корзины, в которую
условно собирается то,
что ученики знают об
изучаемой теме.
- Алгоритм работы:
- 1.Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы.
- 2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
- 3. Обмен информацией в парах или группах.
- 4. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
- 5. Все сведения кратко фиксируются на доске в “корзине идей”, даже если они ошибочны, можно оформить кластер.
- 6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Выделение ключевого понятия
Индивидуальная работа
Обслуживание в парах (группах)
«Сброс идей в корзину» - фронтальная работа
Всеволод Гаршин «Лягушка путешественница»
- 1-й вариант
- Напишите, что вы знаете об утках?
- 2-й вариант
- Напишите, что вы знаете о лягушках?
Дерево предсказаний
- Что может произойти в тексте с таким названием?
- Что будет дальше?
- Чем закончится текст?
Чтение с остановками
- 1. Первоначальные стимулы для прогноза – название и картинка .
- Определите место и время действия
- Определите тип рассказа
- По названию предположите, о чём будет рассказ?
- 2. Первая остановка во время чтения.
- Характеры и место действия определились (подтверждено или опровергнуто предположение?)
- Завязывается сюжет. Стартовый момент. Проблема. Реакция, последствия
- Какие ассоциации у вас вызывают имена, фамилии героев? Какие ощущения у вас возникли? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что, как вам кажется, произойдёт дальше?
- 3 . Вторая остановка во время чтения.
- Подтверждаются ли ваши предположения?
- Дети к этому времени должны «раскрыть» сюжет и дать точные прогнозы.
- Каковы ваши предположения? Что заставило вас так подумать? Прочитайте эту часть рассказа вслух. Что как вам кажется, произойдёт дальше?
- 4 . Третья остановка во время чтения.
- Подтверждаются ли ваши предположения?
- Поднимите вопросы о развязке и теме.
- 5. Завершающий этап чтения.
- Подтверждение предположений. Развязка. Размышление по теме рассказа.
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
- Как бы вы его закончили?
- Что будет с героем рассказа после событий рассказа?
- Что мы узнали из этого рассказа? Что хотел сказать нам автор? Что было неожиданным?
Инсерт «пометки на полях».
- Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях:
- «+» - если считают, что это им известно;
- «-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;
- «v» - если то, что прочитали, является новым;
- «?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Приём технологии «Кластер» (гроздь, пучок)
- Суть приёма – представление информации в графическом оформлении.
- Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия.
- Например, центр – название текста, Смысловые единицы – деление текста на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов или фраз.
- Иногда кластер называют «наглядным мозговым штурмом»
- Этапы грозди:
- Написать центральное слово (словосочетание или фразу посредине листа, доски, слайда).
- Записать слова и фразы, которые приходят на ум ученикам по данной теме, записать столько идей, сколько позволит время, или пока они не будут вычерпаны.
- Когда все идеи записаны, установить, там, где возможно, связи между понятиями.
- «Сенкан»
- Этот методический приём получил своё название от французского слова «сенкан», что в переводе означает «пятнистый».
- Используется методика на стадии закрепления материала-рефлексии.
- Учащиеся составляют стихотворение на заданную тему. Стих составляется без рифмы, но должен соответствовать схеме, где:
- - первая строка – это тема – состоит из слова – имени существительного;
- - вторая строка – это описание темы – состоит из двух слов- имён прилагательных;
- - третья строка – это действие, связанное с темой – состоит из трёх глаголов;
- - четвёртая строка – это отношение к теме – состоит из четырёх любых слов, можно начать со слова «который(ая)»
- Пятая строка – это концовка – перефразировать или подобрать синоним к теме сенкана.
Денис
Весёлый, изворотливый.
Прогулял, не выучил, изворачивался.
Который не подготовился к уроку.
Уроки надо учить.
Приём «Синквейн»
- Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание синквейна) 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы. 4 строка – фраза из трёх-четырёх слов, раскрывающая суть темы или отношение к ней. 5 строка – синоним ключевого слова.
Сказка
Волшебная, бытовая.
Читать, пересказывать, учить.
Сказка – ложь, да в ней намёк.
Фантазия, выдумка.
Желание
- Заветное, искреннее
- Хочу, стремлюсь, добьюсь
- Человек красен трудом.
- Удовлетворение
Диаманта
- это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.
- строчка 1: тема (существительное)
- строчка 2: определение (2 прилагательных)
- строчка 3: действие (3 причастия)
- строчка 4: ассоциации (4 существительных)
- строчка 5: действие (3 причастия)
- строчка 6: определение (2 прилагательных)
- строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Старуха
злая, жадная
бранится, капризничает, издевается
корыто, сеть, рыба, желание
поймал, отпустил, просит
добрый, послушный
старик
- Стратегия «Фишбон» Эта позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
- Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фибшон для систематизации этого материала.
Прием «фишбоун»
Вопрос темы
Основные понятия
Суть понятий
Ответ на вопрос
А.П. Чехов. «Ванька»
Мечтательный Безысходность Несчастный Голодный Заботливый
Какие
чувства Ванька
вызывает вызывает
Ванька жалость
Надеется что письмо хотел обижают плохо обещает
дойдет до дедушки убежать хозяева кормят дедушке
и он его заберет помогать
и заботится
Техника постановки вопросов
«Толстые вопросы»
«Тонкие вопросы»
Дайте объяснение почему…
Кто…
Что…
Почему вы думаете…
Когда…
Почему вы считаете…
Может…
В чем разница…
Будет…
Предложите, что будет, если…
Было ли…
Можно ли изменить роли так, что бы они были противоположными…
Согласны ли вы…
Верно…
Что еще можно использовать вместо данного объекта…
Уточняющие вопросы
Объясняющие вопросы
Творческие вопросы
Простые вопросы
Практические вопросы
Оценочные вопросы
Ромашка Блума
- Простые вопросы – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти (Что?, Когда?, Где?)
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. (Почему?)
- Оценочные вопросы (сравнение) – « Как вы относитесь…»
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?», «Что будет, если…»
- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» «Как можно применить?»
- Белая шляпа. Факты. Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.
- -Что мы переживаем по этому факту?
- -Каковы наши догадки по этому поводу?
- - Какая есть информация?
- -Какай ещё информации нам не хватает?
- Жёлтая. Позитивное мышление, отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.
- Какие есть положительные стороны?
- Какие есть преимущества и достоинства?
- Какие есть положительные перспективы?
- Черная. Проблема, все, что в поступках героев плохого.
- Предостерегает и заставляет думать критически.
- Защищает от непродуманных поступков, указывают на возможные риски.
- Все опасения.
- Красная - чувства,догадки,э моции. Это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д.
- Что мы переживаем?
- Каковы наши догадки?
- Что нам подсказывает интуиция?
- Каковы наши ощущения, предположения?
- Зеленая. Творчество, дает советы герою, читателю.
- Создает новые идеи, преобразует уже существующие, ищет альтернативы, исследует возможности и разрушает стереотипы.
- Какие есть альтернативы?
- Какие новые идеи связаны с этим?
- Как это можно ещё реализовать?
- Что ещё можно с этим сделать?
- Синяя . Философия, продолжение сюжета. Контроль, осмысленность и рефлексия.
- Служит для управления над процессом контроля мышления, координирует работу, собирает результаты. Контроль, осмысленность и рефлексия.
Кубик Блума
- Методическая стратегия, которая даёт возможность понимать явление разносторонне.
- Приём даётся на стадии осмысления для закрепления знаний в соответствии с полученной новой информацией. На каждой грани кубика пишется вопрос или задание:
- «Почему», «Предположи»,
- «Объясни», «Придумай»
- «Назови», «Поделись».
Эссе – это свободное письмо
- Эссе по пословице или выражению связанному с содержанием текста.
- Предлагаются вопросы:
- Как понимаете смысл?
- Чему учит пословица или выражение?
- Какой вывод можно сделать?
«Пятиминутное эссе»
- Эта работа проводится в конце урока, чтобы помочь ученикам лучше понять свои мысли по изученной теме и чтобы дать возможность учителю понять, что происходит в классе на интеллектуальном уровне. Это эссе ставит перед учащимися два задания:
- - написать одно высказывание (одну вещь), про которую они узнали из темы;
- - написать один вопрос, который у них остался без ответа.
Прием «ПОПС»
- П озиция – «Я считаю, что…»
- О боснование – «Потому что…»
- П ример – «Я могу это доказать на примере…»
- С уждение – «Исходя из этого я могу сделать вывод о том, что…»