ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2017–2018 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС
1. (11 баллов) В одном из учебников для начальной школы приводится такое утверждение.
Какие согласные звуки являются непарными по глухости/звонкости?
Непарные согласные:
звонкие: [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’];
глухие: [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Щ’].
Укажите на допущенные авторами неточности с точки зрения академической
науки. Докажите своё мнение.
2. (2 балла) Дан следующий отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
(1) Бежал он их беседы шумной.
(2) Их разговор благоразумный
(3) О сенокосе, о вине,
(4) О псарне, о своей родне,
(5) Конечно, не блистал ни чувством,
(6) Ни поэтическим огнём,
(7) Ни остротою, ни умом,
(8) Ни общежития искусством…
Дайте толкование слова общежитие в строке 8.
3. (4 балла) Даны словосочетания с глаголами:
добегаться до головокружения, докуриться до тошноты, договориться о встрече до десяти часов, допрыгаться до вывиха, догуляться до отчисления.
Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.
1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.
2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.
3. Опишите смысл всех других глаголов.
4. (2 балла) Даны предложения, в одном из которых реально существующий в русском языке фразеологический оборот «переиначен» на иностранный лад (например: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче).
Как приехала Мария Васильевна из отпуска – сразу на новую работу, в новый коллектив. Прямо с крейсера на дискотеку попала.
Догадайтесь, какой фразеологизм имеется в виду, выпишите его и дайте толкование его значения.
5. (8 баллов) Дан ряд глаголов: загонять, заносить, отлетать, отходить, угонять.
Один ученик посчитал все эти глаголы глаголами несовершенного вида, а другой ученик – глаголами совершенного вида. Кто из учеников прав? Ответ обоснуйте.
6. (8 баллов) Синтаксические формулы (структурные схемы) – способ обозначения разных типов простого предложения в синтаксической науке. В структурных схемах прописные буквы латиницы обозначают сокращённые латинские названия разных частей речи. Цифровые индексы при буквах – номера падежей у имён и формы грамматического лица у глаголов. Есть ещё ряд символов, которые имеют в синтаксической формуле своё значение. Предложения типа «Дом высок», «Девушка красива» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 кратк.ф.
Предложения типа «Ты сегодня сердитый», «Метель на улице сильная» можно в принципе обозначить и схемой N1 – Adj1 , и схемой N1 – Adj1 полн.ф. Тем не менее специалисты по синтаксису не спешат отказываться от указания на полную либо краткую форму прилагательного в позиции сказуемого. В приведённом ниже перечне укажите те предложения, которые допустимо описывать более общей схемой N1 – Adj1, и те предложения, схема которых должна указывать на полную/краткую форму прилагательного. Объясните, чем может быть вызвана необходимость такого указания.
Девушка хороша собой.
Утро нынче свежее.
Эти сапоги финские.
Москва – самый крупный мегаполис Европы.
7. (6 баллов) Прочитайте отрывок из школьного сочинения.
Жизненная цель Господина из Сан-Франциско заключалась в материальных благополучиях, утратив всё живое в своей душе. Люди, сделавшие выбор в пользу денег, забывают об истинных и настоящих ценностях, а не только о ложных.
Укажите в тексте все грамматические и речевые ошибки и недочёты. Объясните, в чём заключаются эти ошибки. Перепишите отрывок сочинения без ошибок и недочётов, сохранив в целом его смысл.
8. (12 баллов) Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso – ложный). Объясните выбор проверочного слова.
лОпата, иждИвение, обАяние, инжЕнер, Организовать, спЕктакль
9. (1 балл) В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: эфиоп Яро (орфоэпия).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Но ежели пир?
10. (15 баллов) Определите, какой частью речи является в тексте выделенное слово и каково его лексико-грамматическое значение.
1. Узьрю ли си лице братьца моего мьньшааго Глѣба?
2. Не тако ли, рече, рѣка Стугна; худу струю имѣя, пожръши чужи ручьи и стругы, ростре на кусту.
3. Хожаше (Феодосий) по келиямъ ученикъ своихъ, и аще чьто обрящааше у кого: ли брашьно сънѣдьно, ли одежею лише уставьныя одежа или от имѣния чьто, сия възьмъ въ пещь въмѣташе.
4. Въ градѣ, въ немь же живеши, и въ инѣхъ окрьстьнихъ поишти ли единого человѣка бояштяся бога... Обрѣте ли такого человѣка, то уже не скърби.
5. Да луче есть на своеи землѣ костью лечи, и не ли на чюже славну быть.
Максимальный балл за все выполненные задания – 69.