МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЕ»
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Диагностическая направленность: предлагаемая схема наблюдения применяется с целью объективного контроля уровня коммуникативной компетентности детей и объективизации результатов диагностики сферы общения детей с помощью проективных методик. Следует учитывать, что ни одна из методик, предназначенных для определения особенностей общения в данном возрасте, не позволяет выявить эти особенности в полном объеме. Данная схема наблюдения позволяет определить многие особенности общения:
возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы т.д.);
определение особенностей общения отдельного ребенка;
определение детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т.д.);
определение особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.
При разработке данной схемы наблюдения мы опирались на отечественные (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) и зарубежные результаты исследований сферы общения. М.И. Лисина выделила такие критерия сформированности потребности в общении со взрослыми и со сверстниками:
Внимание и интерес к другому человеку.
Эмоциональное отношение к нему.
Стремление привлечь к себе внимание другого.
Чувствительность к его воздействиям.
На основе данных исследований нами были выделены критерии наблюдения за общением детей младшего школьного возраста.
Процедура проведения:
Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в учебном учреждении. За каждым ребенком проводится три наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни. Для каждого наблюдения заполняется протокол.
При наблюдении учитываются следующие критерии:
Инициативность в общении – количество обращений ребенка к другим за определенный отрезок времени.
Цели общения, с которыми ребенок обращается к сверстнику, – деловые, игровые,
познавательные, личностные.
Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения – положительное, амбивалентное или отрицательное.
Популярность ребенка – количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени.
Цели обращения к ребенку – деловые, игровые, познавательные, личностные.
Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников – положительное, амбивалентное или отрицательное.
Продуктивность общения – показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками.
Избирательность в общении со сверстниками – стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом.
Тип общения – сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание.
Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.
Обработка и интерпретация результатов:
Предложенные критерии наблюдения оценивались следующим образом:
Инициативность
Очень низкий уровень (0 баллов) - за одно наблюдение ребенок не демонстрирует ни одного обращения к сверстникам.
Низкий уровень (1 балл) - за одно наблюдение ребенок демонстрирует 1-2 обращения.
Средний уровень (2 балла) - за одно наблюдение 3-4 обращения к сверстникам.
Высокий уровень (3 балла) - в среднем демонстрируется более 5 обращений.
Цели обращения ребенка и к ребенку оцениваются:
по степени преобладания;
по наличию разных целей обращения.
Преобладающие мотивы обращения:
1 балл – деловой мотив;
2 балла – игровой;
3 балла – познавательный;
4 балла – личностный.
Разнообразие мотивов общения:
1 балл – в общении в основном используется один мотив
2 балла – представлены разные мотивы общения
Эмоциональное отношение к сверстникам:
1 балл – отрицательное отношение к сверстникам;
2 балла – амбивалентное отношение к сверстникам;
3 балла – положительное отношение к сверстникам.
Популярность ребенка:
1 балл – низкая степень популярности, не обращаются к ребенку;
2 балла – средняя степень популярности, редко (1–2 раза) обращаются к ребенку;
3 балла – высокая степень популярности, к ребенку обращаются часто и регулярно.
Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников:
1 балл – отрицательное отношение к ребенку;
2 балла – амбивалентное отношение;
3 балла – положительное отношение к ребенку.
Продуктивность общения:
1 балл – ребёнок редко достигает цели общения;
2 балла – равноценные показатели достижения и не достижения целей общения;
3 балла – часто достигает целей общения.
Тип общения (оценивался по преобладанию тех или иных воздействий на другого ребенка):
1 балл – преобладание избегания;
2 балла – преобладание подавления сверстников;
3 балла – преобладание подчинения сверстникам;
4 балла – преобладание сотрудничества.
Наличие просоциальных действий:
1 балл – ребенок никогда не проявляет просоциальных действий, в общении преимущественно используется равноценный обмен;
2 балла – ребенок проявляет просоциальное поведение.
Избирательность в общении:
1 балл – стремится к общению с ограниченным кругом людей;
2 балла – стремиться к общению с широким кругом людей).
Таким образом, благополучие в общении со сверстниками характеризуется наличием инициативности, разнообразием мотивов, положительным отношением к сверстникам, популярностью ребенка, высокой продуктивностью, наличием просоциальных действий и способностью к сотрудничеству в общении. Тогда как неблагополучие в общении характеризуется по данным нашего наблюдения за детьми разных возрастных категорий низким уровнем инициативности в общении, отрицательным отношением к сверстникам, низким уровнем популярности, отрицательным отношением со стороны сверстников, низкой продуктивностью общения, отсутствием просоциального поведения и неспособностью к сотрудничеству со сверстниками. Сочетание разных параметров и определяет множество вариантов общения.
Низкий уровень - 9-10 баллов.
Средний уровень - 11-17 баллов.
Высокий уровень - 18-29 баллов.