СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод «Наблюдение» (особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЕ»

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Диагностическая направленность: предлагаемая схема наблюдения применяется с целью объективного контроля уровня коммуникативной компетентности детей и объективизации результатов диагностики сферы общения детей с помощью проективных методик. Следует учитывать, что ни одна из методик, предназначенных для определения особенностей общения в данном возрасте, не позволяет выявить эти особенности в полном объеме. Данная схема наблюдения

Просмотр содержимого документа
«Метод «Наблюдение» (особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками)»

МЕТОД «НАБЛЮДЕНИЕ»

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ


Диагностическая направленность: предлагаемая схема наблюдения применяется с целью объективного контроля уровня коммуникативной компетентности детей и объективизации результатов диагностики сферы общения детей с помощью проективных методик. Следует учитывать, что ни одна из методик, предназначенных для определения особенностей общения в данном возрасте, не позволяет выявить эти особенности в полном объеме. Данная схема наблюдения позволяет определить многие особенности общения:

  • возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы т.д.);

  • определение особенностей общения отдельного ребенка;

  • определение детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т.д.);

  • определение особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.

При разработке данной схемы наблюдения мы опирались на отечественные (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) и зарубежные результаты исследований сферы общения. М.И. Лисина выделила такие критерия сформированности потребности в общении со взрослыми и со сверстниками:

  • Внимание и интерес к другому человеку.

  • Эмоциональное отношение к нему.

  • Стремление привлечь к себе внимание другого.

  • Чувствительность к его воздействиям.

На основе данных исследований нами были выделены критерии наблюдения за общением детей младшего школьного возраста.

Процедура проведения:

Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в учебном учреждении. За каждым ребенком проводится три наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни. Для каждого наблюдения заполняется протокол.

При наблюдении учитываются следующие критерии:

Инициативность в общении – количество обращений ребенка к другим за определенный отрезок времени.

Цели общения, с которыми ребенок обращается к сверстнику, – деловые, игровые,

познавательные, личностные.

Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения – положительное, амбивалентное или отрицательное.

Популярность ребенка – количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени.

Цели обращения к ребенку – деловые, игровые, познавательные, личностные.

Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников – положительное, амбивалентное или отрицательное.

Продуктивность общения – показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками.

Избирательность в общении со сверстниками – стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом.

Тип общения – сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание.

Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.

Обработка и интерпретация результатов:

Предложенные критерии наблюдения оценивались следующим образом:

Инициативность

Очень низкий уровень (0 баллов) - за одно наблюдение ребенок не демонстрирует ни одного обращения к сверстникам.

Низкий уровень (1 балл) - за одно наблюдение ребенок демонстрирует 1-2 обращения.

Средний уровень (2 балла) - за одно наблюдение 3-4 обращения к сверстникам.

Высокий уровень (3 балла) - в среднем демонстрируется более 5 обращений.


Цели обращения ребенка и к ребенку оцениваются:

по степени преобладания;

по наличию разных целей обращения.

Преобладающие мотивы обращения:

1 балл – деловой мотив;

2 балла – игровой;

3 балла – познавательный;

4 балла – личностный.

Разнообразие мотивов общения:

1 балл – в общении в основном используется один мотив

2 балла – представлены разные мотивы общения

Эмоциональное отношение к сверстникам:

1 балл – отрицательное отношение к сверстникам;

2 балла – амбивалентное отношение к сверстникам;

3 балла – положительное отношение к сверстникам.

Популярность ребенка:

1 балл – низкая степень популярности, не обращаются к ребенку;

2 балла – средняя степень популярности, редко (1–2 раза) обращаются к ребенку;

3 балла – высокая степень популярности, к ребенку обращаются часто и регулярно.

Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников:

1 балл – отрицательное отношение к ребенку;

2 балла – амбивалентное отношение;

3 балла – положительное отношение к ребенку.

Продуктивность общения:

1 балл – ребёнок редко достигает цели общения;

2 балла – равноценные показатели достижения и не достижения целей общения;

3 балла – часто достигает целей общения.

Тип общения (оценивался по преобладанию тех или иных воздействий на другого ребенка):

1 балл – преобладание избегания;

2 балла – преобладание подавления сверстников;

3 балла – преобладание подчинения сверстникам;

4 балла – преобладание сотрудничества.

Наличие просоциальных действий:

1 балл – ребенок никогда не проявляет просоциальных действий, в общении преимущественно используется равноценный обмен;

2 балла – ребенок проявляет просоциальное поведение.

Избирательность в общении:

1 балл – стремится к общению с ограниченным кругом людей;

2 балла – стремиться к общению с широким кругом людей).

Таким образом, благополучие в общении со сверстниками характеризуется наличием инициативности, разнообразием мотивов, положительным отношением к сверстникам, популярностью ребенка, высокой продуктивностью, наличием просоциальных действий и способностью к сотрудничеству в общении. Тогда как неблагополучие в общении характеризуется по данным нашего наблюдения за детьми разных возрастных категорий низким уровнем инициативности в общении, отрицательным отношением к сверстникам, низким уровнем популярности, отрицательным отношением со стороны сверстников, низкой продуктивностью общения, отсутствием просоциального поведения и неспособностью к сотрудничеству со сверстниками. Сочетание разных параметров и определяет множество вариантов общения.

  • Низкий уровень - 9-10 баллов.

  • Средний уровень - 11-17 баллов.

  • Высокий уровень - 18-29 баллов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!