СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA" дает представление  содержательных аспектов понятий "читательская грамотность", "смысловое чтение"; определяет типы построений заданий PISA, форматы текстов, ситуации в моделировании PISA.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Читательская грамотность и смысловое чтение на основе международных исследований PISA"»

Международное Исследование  ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ PISA Белоногова Л.А.

Международное Исследование ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ PISA

Белоногова Л.А.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ  И смысловое чтение PISA Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять ФГОС о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, участвовать в жизни общества, расширять свои знания Смысловое чтение – вид чтения, который используется для решения задач, удовлетворения познавательных запросов и интересов:  определять тему, главную идею текста, цель его создания;  различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, которые представлены в тексте;  выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста и возможности

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И смысловое чтение

PISA

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять

ФГОС

о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, участвовать в жизни общества, расширять свои знания

Смысловое чтение – вид чтения, который используется для решения задач, удовлетворения познавательных запросов и интересов:

  • определять тему, главную идею текста, цель его создания;
  • различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, которые представлены в тексте;
  • выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста

и возможности

КАК СТРОЯТСЯ ЗАДАНИЯ PISA Задания для проверки читательской грамотности характеризуются по трем составляющим: – умение; – текст; – ситуация. Первые две составляющие используют, чтобы установить разных уровней сложности задания.

КАК СТРОЯТСЯ ЗАДАНИЯ PISA

Задания для проверки читательской грамотности характеризуются по трем составляющим:

– умение;

– текст;

– ситуация.

Первые две составляющие используют, чтобы установить разных уровней сложности задания.

Какие читательские умения контролируют  Умение – подход, который определяет способ работы читателя с текстом. Группы читательских умений: – найти и извлечь сообщение или информацию; – интегрировать и интерпретировать сообщение; – осмыслить и оценить сообщение

Какие читательские умения контролируют

Умение – подход, который определяет способ работы читателя с текстом.

Группы читательских умений:

  • – найти и извлечь сообщение или информацию;
  • – интегрировать и интерпретировать сообщение;
  • – осмыслить и оценить сообщение
Умение найти и извлечь информацию  Поиск – передвижение по информационному пространству, в котором содержится нужная информация. Извлечение – выбор нужной информации. Поиск + извлечение = переход по предоставленному информационному пространству (тексту) и извлечение одного или нескольких отдельных фрагментов информации. Примеры заданий: найти конкретный факт в поддержку или опровержение утверждения

Умение найти и извлечь информацию

  • Поиск – передвижение по информационному пространству, в котором содержится нужная информация.
  • Извлечение – выбор нужной информации.
  • Поиск + извлечение = переход по предоставленному информационному пространству (тексту) и извлечение одного или нескольких отдельных фрагментов информации.
  • Примеры заданий: найти конкретный факт в поддержку или опровержение утверждения
Умение интегрировать  и интерпретировать сообщение  Интеграция – соединение частей информации для придания смысла. Интерпретация – поиск смысла в неочевидном. Интеграция + интерпретация = формирование широкого понимания текста. Примеры заданий: выявить и перечислить доказательства в подтверждение какого-либо факта

Умение интегрировать и интерпретировать сообщение

  • Интеграция – соединение частей информации для придания смысла.
  • Интерпретация – поиск смысла в неочевидном.
  • Интеграция + интерпретация = формирование широкого понимания текста.
  • Примеры заданий: выявить и перечислить доказательства в подтверждение какого-либо факта
Умение осмыслить и оценить сообщение  Осмысление – обращение к собственному опыту или знаниям, чтобы сделать вывод о тексте. Оценка – выражение мнения, которое основано на личном опыте или знаниях. Осмысление + оценка = использование имеющихся знаний, чтобы связать информацию из текста с собственными концептуальными и эмпирическими представлениями. Примеры заданий: определить цель и подход автора; описать и прокомментировать авторский стиль.

Умение осмыслить и оценить сообщение

  • Осмысление – обращение к собственному опыту или знаниям, чтобы сделать вывод о тексте.
  • Оценка – выражение мнения, которое основано на личном опыте или знаниях.
  • Осмысление + оценка = использование имеющихся знаний, чтобы связать информацию из текста с собственными концептуальными и эмпирическими представлениями.
  • Примеры заданий: определить цель и подход автора; описать и прокомментировать авторский стиль.
Форматы и типы текстов  в модели PISA  Текст – составляющая заданий PISA, любой материал для чтения.  Форматы текстов Типы текстов  сплошные;  несплошные;  смешанные;  составные  описание;  повествование;  изложение;  аргументация;  инструкция;  взаимодействие (сделка)

Форматы и типы текстов в модели PISA

Текст – составляющая заданий PISA, любой материал для чтения.

Форматы текстов

Типы текстов

  • сплошные;
  • несплошные;
  • смешанные;
  • составные
  • описание;
  • повествование;
  • изложение;
  • аргументация;
  • инструкция;
  • взаимодействие (сделка)
Форматы текстов в модели PISA  Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п. Примеры сплошных текстов: газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма Несплошные тексты . Информация оформлена в виде графической матрицы: таблицы, графики и т.д. Примеры несплошных текстов : списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы

Форматы текстов в модели PISA

Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п.

Примеры сплошных текстов: газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма

Несплошные тексты . Информация оформлена в виде графической матрицы: таблицы, графики и т.д.

Примеры несплошных текстов : списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы

Форматы текстов в модели PISA  Смешанные тексты . Внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате. Примеры смешанных текстов: веб-страницы, журнальные статьи Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления. Примеры составных текстов: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности

Форматы текстов в модели PISA

Смешанные тексты . Внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате.

Примеры смешанных текстов: веб-страницы, журнальные статьи

Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления.

Примеры составных текстов: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности

Типы текстов в модели PISA  Описание – тип текста, в котором информация относится к свойствам предметов в пространстве. Вопрос к тексту: «Что…?» Пример : описание определенного места в книге о путешествиях Повествование – тип текста, в котором информация относится к свойствам предметов во времени. Вопросы к тексту: «Когда…?», «При каких обстоятельствах…?» и т.д. Пример : роман, краткий рассказ

Типы текстов в модели PISA

Описание – тип текста, в котором информация относится

к свойствам предметов в пространстве. Вопрос к тексту: «Что…?»

Пример : описание определенного места в книге о путешествиях

Повествование – тип текста, в котором информация относится к свойствам предметов во времени. Вопросы

к тексту: «Когда…?», «При каких обстоятельствах…?» и т.д.

Пример : роман, краткий рассказ

Типы текстов в модели PISA  Изложение – тип текста, в котором информация представлена в виде составных понятий, ментальных конструкций или тех элементов, в которых понятия/конструкции можно проанализировать. Вопрос к тексту: «Как…?». Пример: эссе, концептуальная карта  Аргументация – тип текста, который демонстрирует отношения между понятиями и утверждениями. Вопрос к тексту: «Почему…?». Пример: письма редактору, отзывы о книге или фильме

Типы текстов в модели PISA

Изложение – тип текста, в котором информация представлена

в виде составных понятий, ментальных конструкций или тех элементов, в которых понятия/конструкции можно проанализировать. Вопрос к тексту: «Как…?».

Пример: эссе, концептуальная карта

Аргументация – тип текста, который демонстрирует отношения между понятиями и утверждениями. Вопрос к тексту: «Почему…?».

Пример: письма редактору, отзывы о книге или фильме

Типы текстов в модели PISA  Инструкция – тип текста, в котором даются указания, что, как и в какой последовательности сделать. Пример: рецепт, руководство по работе с ПО  Взаимодействие (сделка) – тип текста, цель которого заключается в достижении соглашения, заключении сделки. Пример: письменное распоряжение, запрос на организацию встречи, поручение

Типы текстов в модели PISA

Инструкция – тип текста, в котором даются указания, что, как и в какой последовательности сделать.

Пример: рецепт, руководство по работе с ПО

Взаимодействие (сделка) – тип текста, цель которого заключается в достижении соглашения, заключении сделки.

Пример: письменное распоряжение, запрос на организацию встречи, поручение

Ситуации в модели PISA  Ситуация – составляющая заданий PISA. Используется, чтобы определить, зачем автор создал текст.   Типы ситуаций личные общественные учебные деловые

Ситуации в модели PISA

Ситуация – составляющая заданий PISA. Используется, чтобы определить, зачем автор создал текст.

Типы ситуаций

личные

общественные

учебные

деловые

Ситуации в модели PISA  Личные ситуации . Относятся к текстам, которые нужны, чтобы реализовать личные интересы. Пример: личные письма, художественная литература, биографии  Общественные ситуации. Относятся к текстам, которые касаются деятельности общества. Пример: официальные документы, блоги в виде форума, информация об общественных событиях

Ситуации в модели PISA

Личные ситуации . Относятся к текстам, которые нужны, чтобы реализовать личные интересы.

Пример: личные письма, художественная литература, биографии

Общественные ситуации. Относятся к текстам, которые касаются деятельности общества.

Пример: официальные документы, блоги в виде форума, информация об общественных событиях

Ситуации в модели PISA  Учебные ситуации. Относятся к текстам, которые строятся специально для учебных задач. Пример: школьные учебники, электронные интерактивные обучающие программы Деловые ситуации. Относятся к текстам сферы решения деловых вопросов. Пример: должностная инструкция; объявление о найме работников в газете или интернете

Ситуации в модели PISA

Учебные ситуации. Относятся к текстам, которые строятся специально для учебных задач.

Пример: школьные учебники, электронные интерактивные обучающие программы

Деловые ситуации. Относятся к текстам сферы решения деловых вопросов.

Пример: должностная инструкция; объявление о найме работников в газете или интернете


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!