Международное Исследование ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ PISA
Белоногова Л.А.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ И смысловое чтение
PISA
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять
ФГОС
о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, участвовать в жизни общества, расширять свои знания
Смысловое чтение – вид чтения, который используется для решения задач, удовлетворения познавательных запросов и интересов:
- определять тему, главную идею текста, цель его создания;
- различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, которые представлены в тексте;
- выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста
и возможности
КАК СТРОЯТСЯ ЗАДАНИЯ PISA
Задания для проверки читательской грамотности характеризуются по трем составляющим:
– умение;
– текст;
– ситуация.
Первые две составляющие используют, чтобы установить разных уровней сложности задания.
Какие читательские умения контролируют
Умение – подход, который определяет способ работы читателя с текстом.
Группы читательских умений:
- – найти и извлечь сообщение или информацию;
- – интегрировать и интерпретировать сообщение;
- – осмыслить и оценить сообщение
Умение найти и извлечь информацию
- Поиск – передвижение по информационному пространству, в котором содержится нужная информация.
- Извлечение – выбор нужной информации.
- Поиск + извлечение = переход по предоставленному информационному пространству (тексту) и извлечение одного или нескольких отдельных фрагментов информации.
- Примеры заданий: найти конкретный факт в поддержку или опровержение утверждения
Умение интегрировать и интерпретировать сообщение
- Интеграция – соединение частей информации для придания смысла.
- Интерпретация – поиск смысла в неочевидном.
- Интеграция + интерпретация = формирование широкого понимания текста.
- Примеры заданий: выявить и перечислить доказательства в подтверждение какого-либо факта
Умение осмыслить и оценить сообщение
- Осмысление – обращение к собственному опыту или знаниям, чтобы сделать вывод о тексте.
- Оценка – выражение мнения, которое основано на личном опыте или знаниях.
- Осмысление + оценка = использование имеющихся знаний, чтобы связать информацию из текста с собственными концептуальными и эмпирическими представлениями.
- Примеры заданий: определить цель и подход автора; описать и прокомментировать авторский стиль.
Форматы и типы текстов в модели PISA
Текст – составляющая заданий PISA, любой материал для чтения.
Форматы текстов
Типы текстов
- сплошные;
- несплошные;
- смешанные;
- составные
- описание;
- повествование;
- изложение;
- аргументация;
- инструкция;
- взаимодействие (сделка)
Форматы текстов в модели PISA
Сплошные тексты. Состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Могут быть объединены в более крупные структуры: главы, разделы и т.п.
Примеры сплошных текстов: газетные статьи, эссе, романы, короткие рассказы, отзывы, письма
Несплошные тексты . Информация оформлена в виде графической матрицы: таблицы, графики и т.д.
Примеры несплошных текстов : списки, таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления, каталоги, индексы, формы
Форматы текстов в модели PISA
Смешанные тексты . Внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате.
Примеры смешанных текстов: веб-страницы, журнальные статьи
Составные тексты. Тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления.
Примеры составных текстов: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности
Типы текстов в модели PISA
Описание – тип текста, в котором информация относится
к свойствам предметов в пространстве. Вопрос к тексту: «Что…?»
Пример : описание определенного места в книге о путешествиях
Повествование – тип текста, в котором информация относится к свойствам предметов во времени. Вопросы
к тексту: «Когда…?», «При каких обстоятельствах…?» и т.д.
Пример : роман, краткий рассказ
Типы текстов в модели PISA
Изложение – тип текста, в котором информация представлена
в виде составных понятий, ментальных конструкций или тех элементов, в которых понятия/конструкции можно проанализировать. Вопрос к тексту: «Как…?».
Пример: эссе, концептуальная карта
Аргументация – тип текста, который демонстрирует отношения между понятиями и утверждениями. Вопрос к тексту: «Почему…?».
Пример: письма редактору, отзывы о книге или фильме
Типы текстов в модели PISA
Инструкция – тип текста, в котором даются указания, что, как и в какой последовательности сделать.
Пример: рецепт, руководство по работе с ПО
Взаимодействие (сделка) – тип текста, цель которого заключается в достижении соглашения, заключении сделки.
Пример: письменное распоряжение, запрос на организацию встречи, поручение
Ситуации в модели PISA
Ситуация – составляющая заданий PISA. Используется, чтобы определить, зачем автор создал текст.
Типы ситуаций
личные
общественные
учебные
деловые
Ситуации в модели PISA
Личные ситуации . Относятся к текстам, которые нужны, чтобы реализовать личные интересы.
Пример: личные письма, художественная литература, биографии
Общественные ситуации. Относятся к текстам, которые касаются деятельности общества.
Пример: официальные документы, блоги в виде форума, информация об общественных событиях
Ситуации в модели PISA
Учебные ситуации. Относятся к текстам, которые строятся специально для учебных задач.
Пример: школьные учебники, электронные интерактивные обучающие программы
Деловые ситуации. Относятся к текстам сферы решения деловых вопросов.
Пример: должностная инструкция; объявление о найме работников в газете или интернете