Игра - тренинг на тему "На что потратить жизнь?"
“Без ценностей человек уносится потоком,
как дерево в бушующих водах моря”
О. Винсент Думинуко
(итальянский философ)
Цель:
- мотивировать подростков к приобретению и сохранению своих жизненных ценностей.
Задачи:
-формирование жизненных ценностей и влияние их на жизнь.
- развитие логического мышления и коммуникативных умений.
- привитие умения самоанализа.
Материалы: по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей.
CD – проектор, компьютер, слайд-шоу презентация “Жизненные ценности”
Музыкальный фрагмент
Ребята, пройдет совсем немного времени, когда каждый из вас пойдёт своей дорогой. Сегодня мы вместе попробуем увидеть свои желания, потребности и жизненные ценности, которые нужны для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог оставаться Человеком.
Поезд
Открылись двери на вокзале,
И мы вошли билет купить.
Не все тогда осознавали,
Куда нам ехать и с кем быть...
Перрон встречал своей печалью,
А поезд наш уже стоял...
Пугал своей туманной далью -
Нелёгкий путь нам предвещал.
Билет забрала проводница,
Любезно место показав.
Судьба-проказница - девица
Смеялась, чай нам предлагав.
Колеса плавно покатились...
И лет пошел шальной разбег.
Все рядом с нами суетились,
А за окном всё падал снег.
Часами в тамбуре общались -
Куря, знакомились с людьми.
Они другими всё сменялись,
Совет, давая нам - "СОЙДИ!"
Себя на мысли часто ловим -
А в тот ли поезд сели мы?
Но так и едем, и не сходим,
На жизнь, смотря со стороны.
Юрий Боратынский
Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени.
День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь. Вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. А какие важные вопросы (о жизненных ценностях) стоят перед вами?
(Что в жизни…? Кем бы я…? Что для меня…? Чего бы я…? Зачем людям…? Кто должен…? Можно ли обойтись без…? Какие качества…? Хорошо ли жить…? С кем мне…? Что мне…? В чём моя…? Как выбрать…? Как преодолеть…? Как получить…? Почему приходится…? Что человеку…? Смогу ли я…?)
- А для чего необходимо задуматься над этими вопросами, о своём жизненном пути? Ответы детей.
Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов очень много стоит. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые из них попробуйте ответить уже сейчас, принимая собственное решение.
Итак, сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к рассмотрению этой темы, хотелось бы задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?
-
Сегодня мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
(Раздаются каждому подростку жетоны. Заранее заготовить достаточное количество карточек с названиями ценностей.)
Перед началом игры, ставится перед подростками выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Играющий вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с “торгов”.
Если жетоны закончатся, вам уже ничего нельзя купить.
Первая пара ценностей:
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.
Вторая пара ценностей:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). 2 жетона
Третья пара ценностей:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Четвёртая пара ценностей:
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Пятая пара ценностей:
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.
Шестая пара ценностей:
а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Седьмая пара ценностей:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Восьмая пара ценностей:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Девятая пара ценностей:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
Десятая пара ценностей:
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
-
Обсуждение игры
Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут, разбившись по два человека, обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.) Спросите подростков, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите им увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
-
Самостоятельная работа
В течение одной-двух минут постарайтесь ответить на вопрос: “Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях”.
Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:
- Мнения других людей обо мне
- Забота о благополучии других
- Мои собственные потребности
- Материальные блага
- Долгосрочные цели
- Надежность
- Осмысленная жизнь
- Мир, согласие
V. Работа в парах
Сейчас предлагается вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление.
Подростки садятся парами и по очереди берут интервью друг у друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.
Примерные вопросы:
- Что было самым важным в жизни?
- Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?
- Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?
- Что вы сделали для своей семьи?
Подростки по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.
-
Групповое обсуждение
Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.
- Каковы же те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные они по своей природе?
- Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?
- Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?
В результате обсуждения, подростки приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.
-
Заключительная часть игры
Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в игре. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.
И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
VIII. Подведение итогов
1. Что вы узнали о своих жизненных ценностях благодаря игре?
2. Что, по-вашему, люди ценят из того, что для вас не представляет интерес?
3. Какие из ваших ценностей, на ваш взгляд, не являются ценностями для других?
4. Все ли люди исповедуют одинаковые ценности?
5. В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?
Итак, вы выбрали, какие вершины вы будете преодолевать на своей жизненной дороге. Встретятся вам и горы, овраги, пропасти, непроходимые ущелья, дремучие леса. Как быть? Как преодолеть ущелье над пропастью жизненных трудностей?
Люди издавна придумали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести.
-
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
-
Не бойся учиться у умных. У глупых тоже – они учат, чего не надо делать.
-
Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему- то учит, что-то создаёт.
-
Ничего не делай против своей воли.
-
Ничего не предпринимай в гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти. Если очень рассердишься – до ста.
-
Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, всё ли сделал, что намечал.
-
Никогда не отступай перед трудностями.
Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость.
(Убрать качества, от которых нужно избавляться, аргументировать свой выбор.)
Используя оставленные слова, прочитать пословицы и высказывания:
-
Лучше горькая …, чем красивая ложь (правда).
-
Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).
-
… ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).
-
… уму уступает (сила).
-
Злой плачет от зависти, а … от жалости (добрый).
-
… к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).
-
… человек знает только долг, а низкий человек только выгоду (благородный).
-
Сценка-притча.
Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свече...
...Наступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
- Куда мы идем? - спросила свечка.
- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.
- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.
- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.
Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.
Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя вашего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если вы сами этого еще и не осознаёте в полной мере. Просто будьте светом для окружающих вас людей, как тот маяк, который радостно направлял корабли в безопасную гавань".
Давайте закончим нашу игру песней Юрия Антонова, она, так или иначе, продолжает тему о жизненном пути.
Песня «Поверь в мечту» Ю. Антонов
1.Мы выбираем путь идем к своей мечте,
И надо не свернуть в пути уже нигде.
И стоит шаг пройти заносит время след.
Обратного пути у жизни просто нет.
И стоит шаг пройти заносит время след.
Обратного пути у жизни просто нет.
Припев:
Поверь в мечту поверь в мечту,
Поверь в мечту скорей.
Поверь в мечту поверь в мечту
как в доброту людей.
Поверь в мечту как в красоту,
Поверь когда-нибудь.
Поверь в мечту поверь в мечту,
Поверь в мечту и в путь.
2.Усталость иногда сожмет у сердца грудь.
Настигнет нас беда, чтоб осложнить нам путь.
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет.
Поймем, пути назад у жизни просто нет.
Пройдем любви закат и встретим с ней рассвет.
Поймем, пути назад у жизни просто нет.
Припев: