Методическая разработка
«Изготовление модели аэромобиля и аэроглиссера на занятиях
по техническому моделированию»
Лазарева Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Классы: 4, 5
Пояснительная записка
Одним из эффективных средств, приобщения обучающихся к техническому творчеству является моделирование. С моделями дети знакомятся еще в дошкольном возрасте.
Стремление детей что-то делать, мастерить следует максимально использовать на уроках технологии, во внеклассной работе и внешкольной работе с детьми. Сначала школьники учатся выполнять простейшие чертежи, рисунки, эскизы, сборочные операции, знакомятся с различными материалами и инструментами, с деталями машин и механизмов. Начальной ступенью технического творчества в силу своей доступности для детей может стать моделирование из бумаги, картона, а также при помощи педагога или старших школьников, посещающих кружок моделирования и конструирования, которые выступают в роли помощников учителя, ребята младших классов могут работать с фанерой и древесиной создавая более сложные модели, которые в последующем будут двигаться. Желательно на занятиях использовать иллюстрации из книг и журналов или фотографии.
Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детства. Поэтому нужно все время побуждать и поощрять учеников к внесению в каждую модель своих дополнений и изменений в их форму, деталировку, оформление.
Необходимо также приучать их рационально готовить свое рабочее место, поддерживать на нем порядок, привлекать к планированию своей деятельности, формировать у них умение выполнять работу быстро и качественно. Все это способствует лучшему восприятию красоты труда.
Чувство радости, рожденное творчеством! О нем скажет каждый, кто хотя бы однажды воплотил в реальность собственный замысел.
«Чтобы не остаться позади, есть только одно средство - идти в перед!»
А.Ф.Иоффе
Бумага, картон, древесина и фанера - являются доступными материалами для конструирования. Данная разработка предусмотрена для обучающихся начальной школы и для обучающихся среднего звена, она позволяет сделать первый толчок в подсознании ребенка на пути к моделированию и конструированию. И кто знает, может быть в будущем поможет с выбором профессии.
На занятиях обучающиеся в возрасте 11-12 лет знакомятся с различными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной, металлами, пластмассой и т.д.), их свойствами и технологиями их обработки, а также сформулировать элементарные умения по выполнению умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
В связи с усложнением задач общетрудовой политехнической подготовки школьников возникает проблема повышения эффективности учебного процесса. Достигается это построением содержания и методики обучения на основе реализации деятельностно-параметрического подхода. Суть его заключается в следующем. Во-первых, особый акцент в учебном процессе делается на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализацией. Во-вторых, при разработке или выборе конструкции изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов, а также в процессе его изготовления каждый параметр качества детали выступает для обучающихся как специальная задача анализа, планирования, выполнения и контроля. А чтобы они могли ее решить, педагог знакомит их с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения.
Данную работу можно проводить на занятиях по техническому моделированию. Она позволяет охватить следующие темы программы:
разметка заготовок из древесины и металла;
пиление столярной ножовкой;
строгание ручным инструментом;
сверление отверстий;
соединение деталей;
зачистка изделий из древесины и металла;
правка, гибка, резание тонколистового металла и проволоки.
А после того, как изделие закончено, можно провести соревнования на точность и дальность заездов. Кроме этого данное изделие можно подарить в группу продленного дня или начальной школы.
Цели и задачи. Основной целью является создание условий для творческого саморазвития и самореализации обучающихся: привитие технических, технологических навыков и умений, помогающих адаптироваться в жизни, воспитание интереса к технике.
Задачи:
расширение и углубление знаний и умений учащихся, которые они получают на уроках математики, технологии, рисования;
расширение политехнического кругозора;
формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами;
развитие конструкторских и творческих способностей.
При изготовлении данной модели обучающиеся осваивают и закрепляют следующие знания, умения и навыки:
пиление столярной ножовкой;
строгание ручным инструментом;
сверление отверстий;
пиление ручным лобзиком;
обработка изделий напильником и наждачной бумагой;
покраска изделий масляными красками и лаками;
соединение деталей с помощью клея и шурупами;
правка, гибка и резание тонколистового металла и проволоки.
Содержание методической разработки
При изготовлении данного изделия особое внимание следует уделить безопасной работе с ручным инструментом, экономному расходованию материалов, бережному обращению с инструментами и приспособлениями.
Для изготовления данной модели можно использовать подручный и бросовый материал.
1 - винт - липовый брусок. Это единственная деталь, которую трудно будет изготовить ребятам младшего и среднего звена школы, но к этой операции в помощь педагогу можно привлечь ребят старших классов, посещающих занятия.
2 - трубка резиномотора. Можно использовать готовую трубку от самоклеящихся обоев также ее можно изготовить из плотной бумаги или картона.
3 - резиномотор - изготавливается из рыболовной резины.
4 - опора трубки (корпус). Эта деталь модели изготавливается из трехслойной фанеры, чертится контур и выпиливается ручным лобзиком. Для уменьшения веса внутренняя часть также выпиливается.
5 - основание изготавливается из липовой доски. Она легкая и хорошо обрабатывается любым инструментом.
6 - скобы для удержания осей колес. Скобы изготавливаются из тонколистового металла.
7 - оси и колеса можно использовать от старой игрушки или изготовить самому оси из проволоки, а колеса нарезать с помощью кругореза.
8 - поплавки изготовлены из пенопласта
Литература
Программы образовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1- 4 классы, 5-11 классы.- М. : Просвещение, 2005.
Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П.С. Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко.- М.: Просвещение, 2004.
Демина Л.М. По законам красоты: Эстетика труда: кн. Для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1990.
Заворотов В.А. От идеи до модели: Кн. Для учащихся 4-8 классов.- М.: Просвещение, 1982.
Фетцер В.В. Твоя первая модель. Бумажные модели и макеты.- Ижевск: Удмуртия, 1983.
Приложение № 1.
Технология сборки
№ п.п | Последовательность действий по сборке | Эскизы, чертежи, фотографии, рисунки. | Материалы, инструменты, приспособления |
1 | Соединить скобы крепления осей с основанием | | Шурупы, отвертка |
2 | Установить корпус аэромобиля на основании | | |
3 | Подготовить резиномотор | | Резинка, нитки, клей ПВА |
4 | Установить резиномотор в трубке | | |
5 | Взять оси, колеса и установить их в скобы | | |
Проделав простейшие действия можно аэромобиль превратить в аэроглиссер |
1 | Снять колеса | | |
2 | Установить поплавки | | |
Для придания модели оригинальности, необходима ее покраска.
Основные детали 1) скобы, платформа; 2) основание с трубкой; 3) оси; 4) винт; 5) резина; 6) поплавки; 7) колеса.
1 2
3 4
5 6
7
Приложение № 2.
Основные детали
1) скобы, платформа; 2) основание с трубкой; 3) оси; 4) винт; 5) резина; 6) поплавки; 7) колеса.
1 2
3 4
5 6
7