Конспект урока в 4 классе.
Тема урока: «Дружба».
Цель: Сформировать у учащихся представление о дружбе как первостепенной нравственной ценности.
Задачи:
Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, поддерживать дружеские отношения, общаться в коллективе.
Учитывая роль друга в жизни каждого из нас.
Расширение знаний детей о человеческих отношениях, о дружбе.
Воспитание доброжелательности, взаимоуважения, толерантности.
Объясните, что в коллективе дружба может сложиться не только между близкими друзьями, но и между всеми одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование уважительного отношения к другому мнению;
принятие и развитие социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Личностные:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Тип обучения : Открытие новых знаний.
Основные термины и понятия : дружба, друг, взаимная поддержка, незаинтересованность, избирательность.
Виды деятельности: Беседа, мозговой штурм, работа со словарем, работа со сравнением, работа в группах, самостоятельная работа, обсуждение анкеты.
Организационные формы познавательной деятельности:
Коллектив;
фронтальный;
Группа;
Оборудование : м\медийная установка, экран, листы, карандаш.
Ожидаемые результаты:
доброжелательность,
уважение друг к другу
Сценарий урока.
I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у доброго человека.
- Вежливо пожать руку.
- Предлагаю начать сегодняшний урок с мультфильма по произведению Сергея Козлова: «Если тебя нет, то и меня нет». Это поможет вам понять, о чем мы будем говорить и размышлять на сегодняшнем уроке.
... Вот что сказал сегодня ёжик медвежонку:
« Все равно хорошо, что мы есть друг у друга!»
Медвежонок кивнул.
- Представь: меня здесь нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
— Где ты?
- Меня нет.
« Так не пойдет», — сказал медвежонок.
— Я тоже так думаю, — сказал ёжик. «Но вдруг меня там больше нет. Ты одинок. Ну что ты собираешься делать?
« Я переверну все с ног на голову, и ты найдешься!»
- Нет, я нигде!
— Тогда, тогда... Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. - А я крикну: « Йо-йо-йожи- иик ! » А ты услышишь и крикнешь: «Медвежо - о - нок! ...". Здесь.
— Нет, — сказал ёжик. - У меня нет немного. Понимать?
- Что ты делаешь со мной? - рассердился медвежонок. Если тебя нет, то и меня нет. Понял?…
О чем думают главные герои этой истории?
- Как вы думаете, почему мы только что посмотрели этот мультфильм?
- Сформулируйте тему урока.
- Действительно, сегодня мы поговорим о дружбе.
Как вы думаете, что такое «дружба»? (Мозговой штурм).
III. Изучение нового материала.
А теперь посмотрите, как объясняется это слово. Так что же такое дружба? Начните ответ со слов «Дружба — это…» (Ответы детей).
Мы слышали много мнений о значении слова «дружба»,
А) Чтение стихотворения Измайлова «Монолог о дружбе» (Часть 1)
(читает подготовленный ученик)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «Дружба» что обозначает?
Может быть, в поход в кино?
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Костя всё видел, и молчит.
Разве это дружба, если кто – то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охота,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» -
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резко ни когда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть , и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- А теперь обратимся к словарю С. И. Ожегова .
IV. Словарная работа:
- Посмотрите в словаре значение слова «дружба».
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общих интересах.
- запишите к этому слову однокоренные слова (друг, дружить, подружка, друзья)
-Нужна ли человеку дружба?
Притча о дружбе.
«Давным-давно в горах жил богатый человек. У него было огромное стадо овец и столько же друзей. Однажды в его дом пришла беда. Однажды ночью в его овчарню ворвались воры и украли всех овец. Когда утром хозяин пришел в загон для овец, чтобы выгнать стадо на пастбище, там не было ни одной овцы. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Все годы его труда были напрасны, и семья в одночасье обеднела.
Вскоре вся округа узнала о несчастье, постигшем хозяина овчарни. Прошел еще день, и на рассвете хозяин увидел на улице облако пыли. Он становился все больше и больше. Вскоре он смог разглядеть людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей не ушел с пустыми руками, а привел небольшое стадо овец. Когда все вошли в его двор, он заметил, что его друзья пришли ему на помощь. С тех пор его стадо стало во много раз больше, чем раньше. Каждое утро, отгоняя стадо, он вспоминал глаза своих друзей, спасающих жизнь его семье.
- Вы слышали притчу. Изменилось ли ваше мнение относительно ответа на вопрос «Нужна ли человеку дружба»?
Что хотел сказать нам автор притчи?
Какие пословицы выражают смысл этой притчи?
Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
Игра «Собери пословицу».
Работа в парах. Конверты с пословицами лежат на партах.
Составьте пословицы и объясните их значение.
Дерево живет корнями |
Нет друга - ищу |
Дружба не крепка лестью, |
потеряй себя |
спасти друга. |
но правда и честь. |
а человек - друзья. |
а нашел - береги себя. |
V. Закрепление пройденного материала.
- Мы сегодня много говорили о дружбе, рассмотрели разные ситуации, узнали, кто он, друг. Попробуем установить законы дружбы. Первый закон запишем вместе после просмотра короткого мультфильма.
Просмотр мультфильма «Встряхнись! Привет!» (отрывок)
- Как вы думаете, здесь показаны настоящие друзья?
- Медвежонок и ёжик правильно поступают с кроликом? Почему?
- Выжил бы медвежонок, если бы ему не помогли?
- Кто помог ему?
- Какой закон дружбы мы можем записать после просмотра мультфильма?
Законы дружбы:
Не оставляй друга в трудную минуту.
...
...
...
...
Они пишут свои законы. После того, как несколько человек прочитали то, что они сделали. Думаете, легко соблюдать все эти законы?
- Дружба не приходит сама собой. Это зависит от наших качеств и качеств наших друзей. Вы должны быть друзьями!
Творческая задача.
- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Для этого выполняем небольшое творческое задание на тему урока «Дружба» - составляем синквейн
Продкрепим наши выводы синквейном . (Вместе сочиняем синквейн на тему притчи) | ДРУЖБА Прочный, надежный Ведет, помогает, спасает Дружба - это подарок! доверие |
VI . Ребята, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
- Кто может сказать мне, что такое дружба?
- Вы помните, какими качествами обладает друг?
Домашнее задание:
Напишите рассказ о своем друге и обсудите его с родителями.
Планировать:
- Как я понимаю слово дружба;
- Кто мой друг;
- почему я дружу с этим человеком;
- Что дает мне дружба.
Литература:
И.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс: Учебник для общего образования. _ Учреждения. - М.: Просвещение, 2010 - 63 с.
С.Ю. Ожегов. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка. В.В. Виноградов . – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2010. – 944 с.
В.А. Осеева. Волшебное слово. Москва: Дрофа, 2006. – 64 с.
В. Н. Терещенко. Пословицы и поговорки. 1-4 классы: слова. / В. Н. Терещенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015 - 96с.
Веб-источники:
притча о дружбе.
http://pritchi.ru/id_8656
Притча «Что такое дружба».
https://qna.center/question/837953