СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: Урок "Дружба"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся узнают, какие отношения существуют между людьми. На примере пословиц и поговорок, обсуждения жизненных ситуаций, получат представление о том, что такое дружба. Узнают, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Итогом занятия станет рефлексия, когда каждому ученику предстоит ответить на вопрос: «Каким качеством должен обладать настоящий друг? Хороший ли я друг?»

Мультимедийный материал поможет в привитии учащимся общечеловеческих ценностей, сформирует представление о нравственном поведении. Наполнение слайдов способствует развитию внимания, умения анализировать и рассуждать, делать выводы. Детям предстоит прочитать несколько ситуаций и обсудить поведение героев, сделать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Урок "Дружба"»

Конспект урока в 4 классе.

Тема урока: «Дружба».

Цель: Сформировать у учащихся представление о дружбе как первостепенной нравственной ценности.

Задачи:

  • Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, поддерживать дружеские отношения, общаться в коллективе.

  • Учитывая роль друга в жизни каждого из нас.

  • Расширение знаний детей о человеческих отношениях, о дружбе.

  • Воспитание доброжелательности, взаимоуважения, толерантности.

  • Объясните, что в коллективе дружба может сложиться не только между близкими друзьями, но и между всеми одноклассниками.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование уважительного отношения к другому мнению;

  • принятие и развитие социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Личностные:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Тип обучения : Открытие новых знаний.

Основные термины и понятия : дружба, друг, взаимная поддержка, незаинтересованность, избирательность.

Виды деятельности: Беседа, мозговой штурм, работа со словарем, работа со сравнением, работа в группах, самостоятельная работа, обсуждение анкеты.

Организационные формы познавательной деятельности:

  • Коллектив;

  • фронтальный;

  • Группа;

Оборудование : м\медийная установка, экран, листы, карандаш.

Ожидаемые результаты:

  • способность заводить друзей

  • сохранить дружбу

  • общаться в коллективе.

  • доброжелательность,

  • уважение друг к другу


Сценарий урока.

I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности.

- Улыбнитесь друг другу.

- Примите такое выражение лица, какое должно быть у доброго человека.

- Вежливо пожать руку.

    1. Актуализация знаний.

- Предлагаю начать сегодняшний урок с мультфильма по произведению Сергея Козлова: «Если тебя нет, то и меня нет». Это поможет вам понять, о чем мы будем говорить и размышлять на сегодняшнем уроке.

... Вот что сказал сегодня ёжик медвежонку:

« Все равно хорошо, что мы есть друг у друга!»

Медвежонок кивнул.

- Представь: меня здесь нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

Где ты?

- Меня нет.

« Так не пойдет», — сказал медвежонок.

Я тоже так думаю, — сказал ёжик. «Но вдруг меня там больше нет. Ты одинок. Ну что ты собираешься делать?

« Я переверну все с ног на голову, и ты найдешься!»

- Нет, я нигде!

Тогда, тогда... Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. - А я крикну: « Йо-йо-йожи- иик ! » А ты услышишь и крикнешь: «Медвежо - о - нок! ...". Здесь.

Нет, — сказал ёжик. - У меня нет немного. Понимать?

- Что ты делаешь со мной? - рассердился медвежонок. Если тебя нет, то и меня нет. Понял?

О чем думают главные герои этой истории?

- Как вы думаете, почему мы только что посмотрели этот мультфильм?

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, сегодня мы поговорим о дружбе.

Как вы думаете, что такое «дружба»? (Мозговой штурм).

III. Изучение нового материала.

А теперь посмотрите, как объясняется это слово. Так что же такое дружба? Начните ответ со слов «Дружба — это…» (Ответы детей).

Мы слышали много мнений о значении слова «дружба»,

А) Чтение стихотворения Измайлова «Монолог о дружбе» (Часть 1)

(читает подготовленный ученик)

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «Дружба» что обозначает?

Может быть, в поход в кино?

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Костя всё видел, и молчит.

Разве это дружба, если кто – то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охота,

А дружок даёт ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» -

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая лестью,

И не скажет резко ни когда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть , и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

- А теперь обратимся к словарю С. И. Ожегова .

IV. Словарная работа:

- Посмотрите в словаре значение слова «дружба».

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общих интересах.

- запишите к этому слову однокоренные слова (друг, дружить, подружка, друзья)

-Нужна ли человеку дружба?

Притча о дружбе.

«Давным-давно в горах жил богатый человек. У него было огромное стадо овец и столько же друзей. Однажды в его дом пришла беда. Однажды ночью в его овчарню ворвались воры и украли всех овец. Когда утром хозяин пришел в загон для овец, чтобы выгнать стадо на пастбище, там не было ни одной овцы. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Все годы его труда были напрасны, и семья в одночасье обеднела.

Вскоре вся округа узнала о несчастье, постигшем хозяина овчарни. Прошел еще день, и на рассвете хозяин увидел на улице облако пыли. Он становился все больше и больше. Вскоре он смог разглядеть людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей не ушел с пустыми руками, а привел небольшое стадо овец. Когда все вошли в его двор, он заметил, что его друзья пришли ему на помощь. С тех пор его стадо стало во много раз больше, чем раньше. Каждое утро, отгоняя стадо, он вспоминал глаза своих друзей, спасающих жизнь его семье.

- Вы слышали притчу. Изменилось ли ваше мнение относительно ответа на вопрос «Нужна ли человеку дружба»?

Что хотел сказать нам автор притчи?

Какие пословицы выражают смысл этой притчи?

Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

Игра «Собери пословицу».

Работа в парах. Конверты с пословицами лежат на партах.

Составьте пословицы и объясните их значение.

Дерево живет корнями

Нет друга - ищу

Дружба не крепка лестью,

потеряй себя

спасти друга.

но правда и честь.

а человек - друзья.

а нашел - береги себя.


V. Закрепление пройденного материала.

- Мы сегодня много говорили о дружбе, рассмотрели разные ситуации, узнали, кто он, друг. Попробуем установить законы дружбы. Первый закон запишем вместе после просмотра короткого мультфильма.

Просмотр мультфильма «Встряхнись! Привет!» (отрывок)

- Как вы думаете, здесь показаны настоящие друзья?

- Медвежонок и ёжик правильно поступают с кроликом? Почему?

- Выжил бы медвежонок, если бы ему не помогли?

- Кто помог ему?

- Какой закон дружбы мы можем записать после просмотра мультфильма?

Законы дружбы:

  1. Не оставляй друга в трудную минуту.

  2. ...

  3. ...

  4. ...

  5. ...

Они пишут свои законы. После того, как несколько человек прочитали то, что они сделали. Думаете, легко соблюдать все эти законы?

- Дружба не приходит сама собой. Это зависит от наших качеств и качеств наших друзей. Вы должны быть друзьями!

Творческая задача.

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Для этого выполняем небольшое творческое задание на тему урока «Дружба» - составляем синквейн

Продкрепим наши выводы синквейном .

(Вместе сочиняем синквейн на тему притчи)

ДРУЖБА

Прочный, надежный

Ведет, помогает, спасает

Дружба - это подарок!

доверие

 VI . Ребята, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Кто может сказать мне, что такое дружба?

- Вы помните, какими качествами обладает друг?

  1. Домашнее задание:

Напишите рассказ о своем друге и обсудите его с родителями.

Планировать:

- Как я понимаю слово дружба;

- Кто мой друг;

- почему я дружу с этим человеком;

- Что дает мне дружба.










Литература:

  1. И.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 класс: Учебник для общего образования. _ Учреждения. - М.: Просвещение, 2010 - 63 с.

  2. С.Ю. Ожегов. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка. В.В. Виноградов . – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2010. – 944 с.

  3. В.А. Осеева. Волшебное слово. Москва: Дрофа, 2006. – 64 с.

  4. В. Н. Терещенко. Пословицы и поговорки. 1-4 классы: слова. / В. Н. Терещенко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015 - 96с.

Веб-источники:

  1. притча о дружбе.

http://pritchi.ru/id_8656

  1. Притча «Что такое дружба».

https://qna.center/question/837953


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!