Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Начало урока | Организационно-мотивационный этап Урок математики мы начинаем. Ещё одну тайну сегодня узнаем. Не отвлекайся, внимательным будь. За новыми знаниями отправимся в путь. - Перед тем, как приступить к изучению новой темы, нужно себя настроить на математический лад. Сегодня у нас необычный урок математики. А начать его я хотела бы с задания, которое любят все дети. С загадки. Послушайте загадку и скажите, какая профессия у мамы. Мама - золотые руки - Шьет рубашки, платья, брюки. Папа, я, сестренка Света - Все с иголочки одеты! - Какая профессия у мамы? (Для справки: Портной — это специалист по изготовлению одежды, обуви и других текстильных и кожаных изделий. В отличии от швеи, которая занимается выполнением какой-то конкретной операции, портной может пошить изделие с нуля. - А какими качествами должен обладать портной, чтобы шить красивую, удобную одежду? - Что он должен уметь? - Вырезать, а для того, чтобы что-то вырезать, надо ещё уметь считать и научиться измерять и чертить. А ещё портному нужны инструменты. - Какие? Узнаем в течение урока. – Сегодня я мастер - портной и приглашаю вас в свою мастерскую. А вы – мои ученики – подмастерья. Если вы будете старательными и внимательными, то в конце урока сможете узнать совет портного. | Отгадывают загадку | Создание комфортной атмосферы для успешной работы Коммуникативные: научиться принимать речь учителя Личностные: -развивать мыслительную активность; - формирование памяти. |
| Актуализация знаний, повторение изученного материала. Самостоятельная работа (во время устного счёта)– найти к примерам правильные ответы. Проверка выполнения задания коллективно. 2 ряд- математический диктант по вариантам на основе №3 с. 82 учебника- нахождения неизвестного компонента в примерах на сложение. Ответы записываются в тетради на печатной основе : с. 42 №2. - Чья пара закончила работу, поднимает руки. Взаимопроверка. | Индивидуальная самостоятельная работа по рядам: учащиеся 1 ряда - работа в тетради на печатной основе: с.42 №4. Коллективная проверка после устного счёта. Математический диктант для учащихся (высокомотивированных) 2 ряда - по вариантам. Взаимопроверка. | Регулятивные: - продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода, - научиться принимать речь учителя, - научиться корректно отвечать на вопросы, - развивать действия самоконтроля. Личностные: -развивать мыслительную активность, - формирование памяти. |
| Уcтный счёт В математике любая работа Не обходится без устного счёта. 1. Математический квадрат 11 | 9 | 7 | 12 | 11 | 14 | 19 | 16 | 2 | 14 | 6 | 17 | 8 | 5 | 6 | 20 | 15 | 18 | 10 | 20 | 3 | 1 | 4 | 13 | 3 | Найдите в таблице из предложенных чисел самое маленькое число.(1) самое большое число. (20) все числа в порядке возрастания, в порядке убывания. Какое из чисел при счёте - следует за 18, 19 - стоит между 12 и 14, 13 - предшествует 16.15 число, в котором 1 дес. 2 ед., (12) 2 дес. , (20) 1ед. 1 дес., (11) 1дес. (10) число, которое находится в 1 ряду 4 столбике. Запомните его. (12) число, которое находится во 2 ряду 4 столбике. (2) Определите, на сколько оно больше предыдущего. (10) однозначное число в 5 ряду 1 столбике (3) и однозначное число в 3 ряду 4 столбике (5) и сравните их. двузначное число в 5 ряду (13) и однозначное число во 2 ряду (2) и найдите их сумму (15), разность (11) лишнее число во 2 ряду. (2) Почему? из каких рядом стоящих чисел можно составить пример на сложение (3+1 =4) Решение задач а) У портного было 2 ленты–красная и белая. Красная лента 13 см, она на 2 см короче белой какой длины была белая лента? б) Взял иголку ёжик в лапки, Стал шить зверятам шапки: Пять –для маленьких зайчат, А четыре – для волчат. Ёжик шапки шьёт толково. Сколько шапок у портного? 3. Логическая задача (с.83 учебника №6) Сколько треугольников в левой фигуре? 2 Сколько треугольников в правой фигуре? 3 В какой фигуре больше треугольников: в левой или правой? Гимнастика для глаз. Игра «День и ночь» Работа с множествами линий 4. - Ночь. - День. - Определите, какие фигуры изображены в красном овале. - Сделайте движения глазами как в фигурах в красном овале. - Ночь. - День. - Определите, какие фигуры изображены в синем овале. - Сделайте движения глазами как в фигурах в синем овале. - Ночь. - День. - Какая фигура есть и в левом и в правом овале? - Сделайте движения глазами как в фигурах в красном овале. - Сделайте движения глазами как в фигурах в см овале. | Задание выполняют учащиеся 3 ряда, после выполнения своих заданий подключаются учащиеся 1 и 2 ряда Коллективное решение задач Определяют количество фигур Выполняют гимнастику для глаз Определяют виды линий, общую фигуру для двух множеств | Познавательные: - продолжить работу по отработке вычислительных навыков. Регулятивные: - развивать действия самоконтроля, Личностные: - развивать мыслительную активность, - формирование памяти. Познавательные: - продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов. |
Объяснение нового материала | Введение в тему. Постановка целей и задач урока. Постановка проблемы. - Как вы думаете, все ли геометрические фигуры мы изучили? - Хотите познакомиться с новой геометрической фигурой? - Какую учебную цель вы перед собой поставите? - Сегодня мы (на доске обозначения буквами целей урока) П – познакомимся с новой геометрической фигурой, У- узнаем её признаки, Н – научимся её строить. - Что вам поможет достигнуть этой цели? (Внимание, активность, старание.) – Спланируйте свою работу. (На уроке мы должны думать, работать в парах, выполнять задания ) | Коллективно определяют задачи урока | Регулятивные: - определять цель своей деятельности и задачи урока, - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, - контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания, - оценивать правильность выполнения действия. |
| - Итак, приступим к выполнению первой задачи. А для этого мы на несколько минут отправимся в город Стокгольм и послушаем сказку. В городе Стокгольме на самой обыкновенной крыше живёт необычный человечек Карлсон. Карлсон как всегда гулял по крышам и любимым занятием его было ходить по верёвкам. Как вы помните, он любил пошалить и в этот раз решил отрезать кусочек верёвки. Раз, два, отрезал кусок и завязал узелки на концах. И о чудо! У него появилась новая геометрическая фигура. А как она называется? (Отрезок) - Можно ли сделать вывод, что мы справились с одной из задач урока –познакомились с названием новой геометрической фигуры (Да) - Как она называется? | Слушание математической сказки | Познавательные: - формировать понятие «Отрезок», - научиться добывать информацию. Предметные знания, предметные действия: - познакомимся с новой геометрической фигурой. Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, - контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания, - оценивать правильность выполнения действия, - развивать действия самоконтроля. |
| Следующая наша задача ( обращаемся к буквам-символам, обозначающим задачи урока) - узнать о её признаках. Приступим. Карточка пробного действия (Для справки: Пробное учебное действие - это действие, которое выполняется учеником для испытания своих сил в решении заданий нового типа (то есть заданий, содержащих еще не изученный способ действий) и обнаружения возникающих при этом затруднений. - Соедините синие точки синим карандашом, а красные красным. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. (2 линии ) - Как называется линия красного цвета? (Кривая) - Как называется линия синего цвета? (Прямая) - Как это проверить? (Приложить линейку) - А как называется линия синего цвета? - Что показывает пробное действие? - Что мы должны узнать на уроке? (Узнать, как правильно называется линия синего цвета.) | Выполняют задания на карточках пробного действия | Познавательные: - формировать понятие «Отрезок», - научиться добывать информацию. Предметные знания, предметные действия: - познакомимся с новой геометрической фигурой. Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, - контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания, - оценивать правильность выполнения действия. |
| Открытие нового знания У учителя в руках лента, а вторую ленту учащиеся разрезают. - Что у меня в руках? (Лента) - Что она вам напоминает? (Прямую) - Докажите, что это прямая. (Ровная, у неё нет ни начала ни конца.) - Что можно сделать с лентой при помощи ножниц? Разрезать (выходят два учащихся и отрезают от ленты 2 кусочка). - Что у нас получилось? (Кусочки, обрезки. ) - А как можно назвать эти кусочки? (Маленькие прямые, отрезки.) - Почему? (Они прямые, их отрезали.) - Вы говорите, что мы получили отрезки, они прямые, но если сравнить с лентой, она ведь тоже прямая. Так в чём разница? (Ленту не резали. Нет начала и конца.) - Могу ли я, продолжить прямую влево или вправо? (Да) - А отрезок могу продолжить или нет? (Нет) - Так. Что можно сказать про отрезок? (У отрезка есть начало и конец.) - Правильно. (У прямой нет начала и конца, а у отрезка есть начало и конец. ) Итак, отрезок - это геометрическая фигура. - Давайте вернёмся к карточкам пробного действия. Как можно назвать линию синего цвета? (Отрезок.) - Почему? (У него есть начало и конец. ) - Можем ли мы сделать вывод, что мы выполнили вторую учебную задачу нашего урока? - Для этого проверим наши знания. - О каких признаках отрезка мы узнали? | Практически при помощи ленты и ножниц проводят эксперимент | Познавательные: - формировать понятие «Отрезок», - научиться добывать информацию. Предметные знания, предметные действия: - определять новую геометрическую фигуру, - узнать её признаки, Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, - контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания, - оценивать правильность выполнения действия. |
Физкультпауза | Задание на внимание: если учитель говорит слово прямая - ученики делают движение «руки в стороны», отрезок - руки с крестно, ладони на плечах. | | Регулятивные: - развивать действия самоконтроля. |
| Контроль полученных знаний Игра «Верно-неверно» Верно – хлопаем в ладоши. Неверно- поднимите руки вверх. 1. Отрезок –это игрушка. 2. Отрезок –это геометрическая фигура . 3. Отрезок –это кривая линия. 4. Отрезок –это прямая. 5. Отрезок –это часть прямой, у которой есть начало и конец. | Играют в игру | Регулятивные: - развивать действия самоконтроля. |
Закрепление, тренировка, отработка умений | - Вспомним о третьей учебной задаче, которую мы себе поставили в начале урока. ( Обращаемся к буквам – символам на доске). - Сформулируйте, что сейчас будем учиться делать? - Мы должны научиться строить отрезок. Чтобы выполнить это действие, необходимы инструменты. Давайте подумаем, чтобы сделать выкройку портному нужны инструменты. - Какие? Учитель демонстрирует различные инструменты. (Карандаш, линейка, ножницы. ) - Рассмотрите все инструменты и скажите: - Что общего у них? -А чем же тогда они различаются? (Своим названием и применением. - Каким инструментом должны хорошо уметь чертить ровные линии ученики? (Линейкой) - У портного или швеи есть ещё инструмент – это карандаш. Они пользуются ещё мелом. Для чего? (Чтобы чертить разметки.) - Составим алгоритм. Алгоритм Игра «Доскажи словечко» Взять …карандаш. Поставить карандашом …точки. Взять …линейку. Приложить линейку к точкам. Провести … линию от одной точки до другой . - Покажите, у кого есть линейки? - Покажите, у кого есть карандаши? - Используя этот алгоритм, надеюсь, легко вы справитесь с заданием. Практическая работа. В мастерскую поступил новый заказ. Надо сшить футляры для хранения инструментов художника и плотника. Нам надо построить выкройки. А умеем ли мы строить отрезки с помощью линейки? (Не все или давайте вспомним…) - Послушайте задание. - Построение будем выполнять в рабочих тетрадях, откроем их. - Найдите точку 1, которая является началом выполнения выкройки в тетрадях на печатной основе №3 с. 42. - Точку 1 соедините с точкой 2 красным цветом, точку 2 соедините с точкой 3 синим цветом, а точку 3 соедините с точкой 4 зелёным цветом, а точку 4 соедините с точкой 1 жёлтым цветом. - Кто справился с заданием, встаньте возле рабочего места. - Какая фигура получилась? (Прямоугольник.) - Присядут те подмастерья, у кого получился прямоугольник. - Похож ли прямоугольник на модель футляра? - Есть ли отрезки в построенном прямоугольнике? - Посчитайте, сколько? Докажите. Молодцы! - А теперь сделайте столько приседаний, сколько у нас получилось отрезков. - Как видите мы научились делать выкройку прямоугольной формы. | Составляют алгоритм Выполнение практической работы | Познавательные: - формировать понятие «Отрезок», - научиться добывать информацию. Предметные знания, предметные действия: - научимся строить отрезок. Регулятивные : - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания, - оценивать правильность выполнения действия, - развивать действия самоконтроля; |
| Работа над решением задачи. Решение задачи №2, используя Приём моделирования. Работа в тетради на печатной основе. №1 | Решат задачу коллективно | Познавательные: - продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов, - научиться добывать информацию. Личностные: - развивать мыслительную активность, - формирование памяти. Коммуникативные: - научиться корректно, отвечать на вопросы. |
Повторение | - Обратимся к овалам. Помните в начале урока мы определили и в синем и в красном овалах прямую. Сейчас творческое занятие. Как из прямой получить отрезок? Докажите, что это отрезок. | Выполняют творческое задание | Регулятивные : - контролировать свою деятельность по результатам выполнения заданий, - оценивать правильность выполнения действия. Личностные: - развивать мыслительную активность; - формирование памяти. Коммуникативные: - научиться корректно, отвечать на вопросы. |
Контроль | Контроль полученных знаний. - А теперь поиграем. У вас есть карточки, на которых есть точки разного цвета. Найдите пары каждой точке. - Что получилось? (Отрезки.) - Сколько получилось отрезков? - Докажите, что это отрезки. - Мы научились чертить отрезки? | Играют в игру «Точки и отрезки» | Регулятивные : - контролировать свою деятельность по результатам выполнения заданий, - оценивать правильность выполнения действия. Личностные: - развивать мыслительную активность, - формирование памяти. Коммуникативные: - научиться корректно, отвечать на вопросы. |
| Интерактивное приложение «Прямая, луч, отрезок» https://learningapps.org/display?v=pr6zrxy1t19 | Выполняют интерактивное упражнение на определение изученных геометрических фигур : прямой, луча, отрезка | Предметные знания, предметные действия: определять заданные фигуры, находить изученную фигуру отрезок |
Окончание урока Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. | - Мы выполнили задачи урока? - Давайте проверим: - П- мы познакомились с новой фигурой? Дали ей название…отрезок. - У- узнали о её признаках. Какие признаки отрезка? Прямая, у которой есть начало и есть конец. - Н- научились строить отрезок. - - Как это сделать? Повторим алгоритм. (Взять карандаш, поставить точки, взять линейку и приложить, провести линию от одной точки к другой. ) - А для чего нужно портному и нам уметь чертить отрезки? - Когда портной чертит выкройку, ему надо правильно измерить и начертить, чтобы потом отрезать выкройку правильной формы. В таком случае прочитайте совет от портного ( на доске написано): Семь раз отмерь, один раз отрежь. Прошу оцените себя, используя наш светофор (круги зелёного, красного и жёлтого цветов): Зеленый – “Я – молодец! Справился сам”. Желтый – “Я молодец! Мне сегодня было трудно, но я справился”. Красный – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся”. – По вашим фонарикам я вижу, что вам понравилось и у вас все получилось. А если что-то не получилось, то обязательно получится на следующем уроке. - Давайте вернёмся к началу урока. Подведение итогов. - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли мы её? - Для этого продолжите фразы: – Сегодня я узнал о фигуре… (Руки подняли над головой) – Теперь я знаю о признаках… (Кто может, встали возле парты) -Я могу: -строить отрезки с помощью линейки (Кто может, поаплодируем себе) Наш урок закончен. Благодарю всех вас за сотрудничество. | | Регулятивные: - контролировать свою деятельность по результатам выполнения заданий, - оценивать правильность выполнения действия. Личностные: - развивать мыслительную активность, - формирование памяти. Коммуникативные: - научиться корректно, отвечать на вопросы. |