СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по информатике по теме "Поиск информации в Интернете"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по информатике по теме "Поиск информации в Интернете"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по информатике по теме "Поиск информации в Интернете"»


Тема: «Поиск информации в Интернете».


План урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка пройденного материала по теме «Компьютерные сети».

  3. Актуализация знаний.

  4. Теоретическая часть:

  1. Способы поиска информации в Интернете.

  2. Типы поисковых систем.

  3. Характеристики популярных поисковых систем.

  4. Подведение итогов.

  5. Домашнее задание

  1. Практическая часть. (2 урок)

  1. Пояснения к работе на 2 уроке.

  2. Техника безопасности при работе за компьютером.

  3. Работа с программой-браузером Opera по алгоритму.

  4. Зарядка для глаз.

  5. Самостоятельная работа с программой Opera.

  6. Итоги урока.


Оборудование: доска, ноутбук, мультимедиапроектор, раздаточный материал, компьютерный класс.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Доброе утро, садитесь, мне приятно видеть вас всех в добром здравии.

Сегодня на уроке мы с вами будем изучать привлекательную для вас тему «Поиск информации в Интернете» (слайд 1). Кто-то уже методом «научного тыка» пытался организовывать поиск информации. Однако, я думаю, что результатами поиска вы не всегда были удовлетворены. Сегодня на уроке мы с вами разберемся, как рациональнее всего искать информацию в Интернете. На доске вы сейчас видите план нашего урока:

  1. «Заполни пропуски»

  2. Зачем мы изучаем новую тему?

  3. Способы поиска информации в Интернете.

  4. Типы поисковых систем.

  5. Характеристики популярных поисковых систем.

  6. Домашнее задание.

Садятся.

Слушают.

Проверка пройденного материала

Итак, первый пункт нашего плана «Заполни пропуски». Перед каждым из вас находится лист с заданием по теме «Компьютерные сети» (приложение 1). В течение 10 минут вы должны заполнить пропуски подходящими по смыслу словами. Будьте внимательны, не торопитесь, но и не сидите без дела.

Поменяйтесь работой с вашим соседом (слайд 2) и выполните проверку в соответствии с представленными на доске ответами, а также оцените работу вашего соседа по таблице оценивания. Сдайте работы.

Выполняют работу





Выполняют проверку, оценивают работу

Актуализация знаний.

Способы поиска информации совершенствовались и менялись с развитием форм хранения информации. Еще ваши мамы и папы, будучи в вашем возрасте, искали информацию в самом распространенном на то время источнике – печатной продукции (книги, журналы, газеты). В современном мире главным источником информации признан, конечно, Интернет. Количество информации, хранящейся на веб-страничках невероятно, как же среди этого огромного моря сведений найти те, которые нам так необходимы? На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня.


Теоретическая часть.

1. Откройте тетради, запишите число, тему урока «Поиск информации в Интернете». Давайте рассмотрим, какие существуют способы поиск. Выделяют три основных способа: по конкретному адресу веб-страницы; передвигаясь по гиперссылкам; используя специальную поисковую систему. (слайд 3) Какой же из этих способов самый лучший? Запомните этот вопрос, ответ на него мы с вами дадим в конце урока, заполнив следующую таблицу (слайд 4). Перечертите ее себе в тетрадь, по мере прохождения материала, мы будем ее заполнять.

Первый способ: набор адреса конкретной веб-странички (слайд 5,6). Какие есть плюсы у этого способа, по-вашему?




А какие минусы?




В каких ситуациях мы можем применять этот способ?

Что нужно знать, чтобы пользоваться этим способом




Второй способ: переход по гиперссылкам (слайд 7,8). Посмотрите на картинку, какое количество гиперссылок мы с вами сейчас видим! Какие же минусы можно отметить?





А какие плюсы?




В каких ситуациях мы можем применять этот способ?







2. Третий способ: поиск с помощью поисковых систем (слайд 9, 10, 11). Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы (слайд 12).

Поисковые каталоги (слайд 13,14) служат для тематического поиска. Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных. Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

Поисковые индексы (слайд 15, 16) работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Как же работают поисковые индексы ? (слайд 17)Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Поиско́вый робот («веб-пау́к») — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.

Какие плюсы вы можете отметить для данного способа?



А минусы?


С какими трудностями связан поиск информации через поисковую систему, кроме того, что количество ссылок огромно?

У вас на столе находятся правила составления запроса (приложение 5), прочитайте их. Я надеюсь, что в дальнейшей работе они вам помогут (слайд 18).

3. А теперь давайте поближе познакомимся с самыми популярными в России поисковыми системами (слайд 9). Рейтинг показывает, что наиболее популярной является поисковая система Яндекс (слайд 19, 20). Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса,

Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов.

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов.

Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.

Вторая по популярности система это «Рамблер» (слайд 22, 23). История поисковика "Рамблер" начинается в 1991 году в городке Пущино Московской области. Именно там группой единомышленников была создана компания "Стек". Возглавил компанию "Стек" Сергей Лысаков. Занималась компания локальными сетями и подключением к Интернету.

Уже в 1996 году, Сергей Лысаков и программист Дмитрий Крюков приняли решение разработать первую русскую поисковую систему для Интернета. Дмитрий Крюков придумал название проекту - Rambler. В переводе Rambler означает "скиталец, странник, бродяга", что созвучно с принципом работы робота поисковика.

26 сентября 2006 года было зарегистрирован домен rambler.ru и уже 8 октября компания "Стек" активизировала систему.

На третьем месте Google (слайд 24, 25). Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках. Корпорация основана в 1998 году аспирантами Станфордского университета Ларри Пейджем и Сергеем Брином

По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

4. Ну вот мы и познакомились со способами поиска информации в Интернете. Давайте вспомним их, а также еще раз вспомним положительные и отрицательные стороны каждого (слайд 26).
















Вспомним вопрос, который был поставлен в начале.



Как вы теперь ответите на этот вопрос?




5. Домашнее задание. Выучить конспект урока.

Слушают.







Чертят таблицу в тетради


Отвечают: самый быстрый, сразу попадаешь на веб-страничку с нужной информацией

Нужно знать точный адрес.

Когда знаем точный адрес

Только адрес необходимой страницы




Отвечают: поиск может быть бесконечным, и не привести к нужному результату

Вся информация близка по смыслу текущему документу.

Когда нужно получить ответ на неявно заданный вопрос, например, сделать доклад про тригонометрические функции.



Записывают определения.



































Информация всегда будет найдена!

Количество информации может быть огромным

Правильно сформулировать запрос




Слушают и конспектируют




































































Отвечают: указание адреса странички (самый точный, но нужно знать адрес), переход по гиперссылкам (поиск может быть бесконечным, но достаточно прост в применении), с помощью поисковых систем (количество ссылок может быть очень много, однако информация всегда есть),



Отвечают: какой из способов поиска лучший?

Выбор способа зависит от конкретной ситуации.

Пояснения к работе на втором уроке

На первом уроке мы с вами познакомились со способами поиска информации. Давайте их еще раз вспомним. (слайд 27)












На практическом занятии вы будете учится использовать эти способы на практике. Все практическое занятие состоит из двух частей: в первой части вы будете работать по алгоритму, получая навыки поиска информации. Во второй части вам предстоит уже самостоятельно выполнить поиск информации тем способом, который для вас наиболее подходящий. Работать вы будете в знакомой вам программе Opera. Сейчас вам надо разделится на пары.

Отвечают: переход по гиперссылкам, с помощью поисковых систем, с помощью поисковых систем, указание адреса странички, переход по гиперссылкам, с помощью поисковых систем, зависит от конкретной ситуации








Делятся на пары.

Техника безопасности при работе за компьютером

Выборочно зачитывает инструкцию по ТБ (приложение 2)

Слушают.

Работа с программой-браузером Opera по алгоритму.

Выдает задание учащимся (приложение 3). Во время выполнения следит за работой учащихся, исправляет ошибки, отвечает на возникшие у учащихся вопросы.

Выполняют задание по алгоритму.

Зарядка для глаз.


Через 15 минут работы – зарядка для глаз, для рук, несколько физических упражнений


Самостоятельная работа с программой Opera.


Учащимся, справившимся с первой работой, выдается задание самостоятельной работы. (приложение 4)

Выполняют задание самостоятельной работы

Итоги урока.


Сели за парты. Посмотрите еще раз на тему урока и попробуйте сначала про себя, затем вслух закончить следующие предложения (слайд 28):

Я узнал…

Я научился…

Я буду применять…

Я оцениваю свою работу…

Повторяет домашнее задание, выставляет отметки

Отвечают на вопрос



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!