Что такое знание? Знание – это результат познания Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. -Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. 1.Познаваем ли мир? Как вы думаете, познаваем ли мир? Используя материал учебника заполняем таблицу. Познаваем ли мир? | Пессимисты | Оптимисты | Скептики | Отрицают познаваемость мира | Утверждают, что мир принципиально познаваем | Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания | Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. 1.Пессимисты Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными. 2.Оптимисты Гносеологизм–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно. -Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте 2. Познание чувственное и рациональное. Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали? Существует две ступени познавательной деятельности. Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание. | формы | свойства | Чувственное познание | Ощущения | Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира | Восприятие | Целостное отражение предметов в многообразии их свойств | Представление | Отражение некого «усредненного» образа. | Рациональное (логическое) познание | Понятие | Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей | | Суждения | Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается | | умозаключения | Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение | Рациональная познавательная способность связана с мышлением Как схематично можно представить данное утверждение? ( Мышление речь язык) -Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания. Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания? Следовательно сторонниками рационального познания выступают…. Сенсуализм- утверждает приоритет чувственного познания. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум Кто же прав? Какой вывод можно сделать? Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. 3. Истина и ее критерии. Посредством органов чувств,мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесса получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания могут оказаться как истинными, так и ложными. Истина–это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина Абсолютная Относительная Полное, неизменное, неполное, ограничен раз и навсегда установлен- -ное верное лишь в ное знание о каком-либо определенных усло- предмете или явлении виях знание На примерах покажите абсолютность и относительность истины. -Как же отличить истину от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процессе познания? Существует несколько критериев истины. Попробуйте выбрать правильные варианты. Критерии истины Знание лишь тогда истинно, когда оно не противоречиво, логически стройно. Признание истинным того,что полезно для человека Практика- более надежный критерий истины. Отметьте в тетраде главный критерий истины. -Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждение- это ложное знание, принимаемое за истинное. Ложь- это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Особенности научного познания Ближе всего к истине стоит научное знание. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности. Особенности(выводятся на интерактивною доску) 1.Руководствуется принципом объективности.(должно отразить объект таким, какой он есть на самом деле) 2.Обладает рационалистической обоснованностью. 3.Свойственна особая системность знания. 4.Свойственна проверяемость. -Используя материал учебника, выделите уровни научного познания 5.Социальные и гуманитарные знания Представитель общественных наук в зависимости от темы исследования может выступать как гуманитарий или как социолог. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. 6.Многообразие человеческого знания Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся –дать оценочное суждение услышанному по содержанию. Мы рассмотрим следующие вопросы: Мифология Жизненный опыт Народная мудрость. Паранаука. Искусство. | Запись в тетрадь Ответы учащихся Самостоятельное заполнение таблицы, используя материал учебника Запись в тетрадь Ответы учащихся Самостоятельная работа над таблицей, 5 мин.(стр. 57 учебника). Каждая группа заполняет таблицу и делится результатами с остальными учащимися. После обсуждения на интерактивной доске составляется схема. Предполагаемый ответ учащихся: сторонники сенсуализма -рационалисты Дискуссия Запись определения в тетрадь в тетрадь Составление схемы используя материал учебника. Ответы учащихся Примерные ответы учащихся: -Найти доказательства… Выбирают на доске( по желанию) критерии. Аргументируют ответ. Изучение материла учебника, выделение главного Примерный ответ учащихся: Уровни научного познания 1.Эмпирический 2.Теоретический Методами эмпирического познания являются: наблюдение,эмпирическое описание и эксперимент. Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование. Сообщения учащихся |