СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар по проектированию.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование - это технология, которая позволяет формировать в ребенке метапредметные и личностные результаты.

Методический семинар  ( теоретический блок) « Проектная  деятельность обучающихся в дополнительном образовании »

Цель: Показать значимость проектной деятельности в системе дополнительного образования Задачи: -    познакомить  с понятием  проектирования; - познакомить со структурными элементами   проектов, этапами проектирования; - показать практические приемы и методы, позволяющие эффективно внедрять проектирование в учебный процесс в системе дополнительного образования. Категория слушателей: педагоги дополнительного образования Центра детского творчества Результатом данного семинара является:          Понимание значимости проектной деятельности для достижения метапредметных и личностных результатов обучающихся, получение практического опыта работы по сопровождению проектов.                               Введение -  10 минут ( слайд №1)         Заявленная  тема  методического семинара очень важна и актуальна в современном мире. Сегодня в свете реализации Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» и ФГОС на учителя возложена огромная ответственность воспитания «Ученика 21 века». Какими же качествами должен обладать современный ученик? ( слайд № 2) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня - Обратите внимание, какое слово является ключевым во всех характеристиках  " Ученика 21 века"? ( ответы педагогов) - Правильно самостоятельность!!! А чтобы ребенок самостоятельно смог жить и нашел свое место в этом мире Надо учить его .... продолжите, пожалуйста, каждый одним словом.  ( перечисляют: планировать, действовать, находить решения, находить выход из ситуации, правильно выбирать приоритеты....) ( запись на флипчарте)        Хотя внедрение ФГОС не обязательно для исполнения учреждениями дополнительного образования детей и взрослых. Это не означает, что мы не должны задумываться над обновлением содержания образовательных программ. Наоборот, необходимость составления новых программ дополнительного образования и обновления содержания имеющихся программ с учетом ФГОС назрела сама собой.            Поэтому педагог дополнительного образования сегодня выбирает такие методики, приемы и технологии, которые помогали бы воспитать все эти качества у наших обучащихся.            Сегодня хотелось бы обсудить технологию, которая как раз позволяет дать эту самостоятельность детям при умелой организации взаимодействия педагога и ребенка.     На данном семинаре  мы познакомимся с теоретическими вопросами заявленной темы, затем вы, используя эти знания, создадите  в своих объединениях  проект, который может быть социальным, творческим, игровым... но не будем забегать вперед                                                                        I этап ( Мотивационный ) - 10 минут           В любой деятельности очень важна мотивация. Так, приступая к изучению теории проектирования, созданию продукта, для оптимального настроения семинара мы должны  выяснить ожидания и  ваши потребности.        Для этого я предлагаю на карточках желтого цвета ( цвет солнца) записать свои ожидания от семинара, на карточках синее цвета( облако) записать чего не хотелось бы на семинаре.  ( На доске прикрепляют свои ожидания  под надписью: Мне бы хотелось, Мне бы не хотелось)            Предлагаю принять правила успешной работы на семинаре ( один говорит- все слушают, все делать с удовольствием, здесь и теперь, точность и вежливость и т.д.) ( все правила записываются на доске)

Прием № 1( мотив) Данный мотивационный прием начало работы над проектом вы можете  уже использовать!

 II этап (Знакомство с понятием проектирования ) - 20 минут

 Итак, что же такое  проект, проектная деятельность и проектная технология. ( слайд № 3) Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на решение конкретной Проблемы, достижение поставленной цели.  Проектная деятельность – это процесс Проектирования, направленный на создание нового Продукта.  Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов Поиска информации, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной Презентацией результатов. Иными словами Проект- это пять П ( слайд №4)

Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Шестое «П»- портфолио

Продукт проектной деятельности: ( слайд № 5) письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании др.); художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет,  иное  изделие по декоративно- прикладному и техническому творчеству; отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты Существуют разные виды типологий проектирования, но мы рассмотрим более близкую к нам типологию.

Типология форм организации  проектной деятельности (слайд №6)   По видам деятельности: информационный (поисковый); исследовательский; творческий; социальный; прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой),   По содержанию: монопредметный; межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям); метапредметный, относящийся к области деятельности.   По количеству участников: индивидуальный; парный; групповой ( до 15 человек); коллективный (класс, школа); муниципальный; всероссийский; международный; сетевой. По длительности: краткосрочный ( занятие); среднесрочный (неделя, месяц, год) долгосрочный (многолетний)

Прием № 2( лидер в фокусе) Игра- разминка. Я предлагаю название проекта, а вы по названию должны предположить тип проекта и какой конечный продукт может быть?  Для этого мы должны разделиться на 3 группы: вызываются три желающих- это и будут лидеры!, которые набирают себе команду по очереди. Каждой команде дается название проекта, необходимо предположить о чем может быть проект, дать характеристику проекта, назвать продукт.  Примечание: по ходу обсуждения  разъясняются характеристики проектов Например:  1 группа - "Уют в гимназии" ( социальный, метапредметный, коллективный,среднесрочный) продукт- оформлена рекреация второго этажа 2 группа - "Добрые волшебники села" ( поисковый, исследовательский, монопредметный, муниципальный, среднесрочный, продукт- реферат о профессиях родителей) 3 группа - "Подарок маме" (творческий, метапредметный, индивидуальный, краткосрочный продукт- творческая работа)

III этап  Знакомство с этапами проектирования - 15 минут    Мы выяснили какие бывают проекты, буквально за пять минут придумали содержание  проекта  по названию. Но наша задача, как педагога, состоит в том, чтобы  правильно организовать  работу  с детьми над проектом. Для этого разрешите представить  Основные этапы жизни проекта ( запись на флипчарте) Проблемная ситуация Проблема Цель Идея проекта Планирование Продукт Презентация  Данные этапы нам помогут придумать проект                           IV этап Практический -  20 минут     Сейчас мы с вами  составим проект по решению социальной проблемы. Педагоги  снова деляются на группы, в каждой группе выбирается  спикер, тайм- менеджер. Каждая команда берет большой лист бумаги и составляет проект по заявленному  Алгоритму проектного задания  на основе проблемной ситуации.

Цель совместной деятельности педагогов – создание проекта. Проблемная ситуация для всех групп предлагается одна ( на листочках): Период февраль – март – опасное время для пожилых людей. Гололедица- это  лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Актуальность данной выбранной темы связана с теми погодными условиями,  которые создала нам эта ранняя весна. Вот уже на протяжении двух  недель с начала весны все дороги, тротуары и привычные  нам  для ходьбы  тропинки,  покрыты толстым слоем льда, который всё никак не растает. В связи с этим явлением природы в травм. пунктах учащаются случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям.

 Каждая группа педагогов работает над сжатым конспектом проекта, используя  алгоритм разработки проекта и итоговую таблицу отчета творческих групп (см. Приложение 1), создает продукт. Данный этап семинара завершается защитой проекта и продукта проектной деятельности.

Алгоритм разработки проектного урока ( слайд № 7) Выбрать объединение (год обучения). Доказать значимость проблемы для обучающихся. Из проблемы сформулировать цель (планируемый результат). Спланировать действия по достижению цели (планируемого результата). Создать продукт. Презентовать продукт. Рефлексия Отчетная таблица творческих групп 

 

Участники разработки проекта

    1. 2. 3. 4. 5. 6.         Название объединения  (год обучения)             Проблема

    

        Цель проекта

            Идея проекта

    

        Планирование деятельности по достижению целей

    1. 2. 3. 4. …        Продукт проекта

            Форма презентации проекта               Деятельность по проектированию и исследованию выдвигает новые требования к педагогу, заставляя его быть мобильным, активным, неординарным. Роль преподавателя в этой ситуации меняется: он перестает учить, но не устает направлять, помогать школьнику «учиться». Поэтому педагог -наставник, консультант и помощник, должен в совершенстве владеть исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами различных видов творческой деятельности, должен уметь организовывать индивидуальную, парную, групповую работу, быть ознакомлен с основными этапами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Чем мы с вами занимались в течение этого времени.       Перед вами   стикеры, ваши ожидания, оправдались ли они, если да, то вы можете подойти и назвать их.        Спасибо всем за сотрудничество, обратите на написание этого слова соТРУДничество ( т.е совместный труд) Я желаю, чтобы при написании и реализации проектов ваш труд принес плоды, и  у вас все получилось!                                  V этап - Проект решения - 5 минут

     Практический семинар состоится во второй четверти.  Таким образом мы сможем поделиться друг с другом своими наработками и  сделать свой шаг к  созданию чего-то нового, интересного с детьми в рамках работы в  наших творческих объединениях. Желаем успехов  в проектировании ! ( слайд № 8)

Методические материалы по проектированию   Стадия работы над проектом      Содержание работы      Деятельность  учащихся      Деятельность учителя              Подготовка    Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы    Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию    Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.                Планирование    а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы    Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.    Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.                Исследование    1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта    Поэтапно выполняют задачи проекта    Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся          Выводы    Анализ информации. Формулирование выводов    Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект    Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)             Представление (защита) проекта и оценка его результатов    Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого    Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.    Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта       

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар по проектированию.»

Мет одический семинар  « Проект ная деят ельност ь обучающихся в дополнительном образовании»

Мет одический семинар « Проект ная деят ельност ь обучающихся в дополнительном образовании»

Качества « Ученика 21 века» гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем); быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Качества « Ученика 21 века»

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определённой задачи факты, анализировать их выдвигать гипотезы решения проблем);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;
  • самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня
Проект, проектная деятельность, проектная технология Проект  – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на решение конкретной П роблемы , достижение поставленной цели. Проектная деятельность – это процесс П роектирования, направленный на создание нового П родукта. Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов П оиска информации, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной П резентацией результатов.

Проект, проектная деятельность, проектная технология

  • Проект  – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на решение конкретной П роблемы , достижение поставленной цели.
  • Проектная деятельность – это процесс П роектирования, направленный на создание нового П родукта.
  • Проектная технология – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов П оиска информации, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной П резентацией результатов.
Проект- это «пять П» Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация  Шестое «П»- портфолио

Проект- это «пять П»

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П»- портфолио

Продукт проектной деятельности письменная работа  (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании др.); художественная творческая работа , представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет , иное изделие по декоративно- прикладному и техническому творчеству; отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты

Продукт проектной деятельности

  • письменная работа  (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании
  • др.);
  • художественная творческая работа , представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • материальный объект, макет , иное изделие по декоративно- прикладному и техническому творчеству;
  • отчётные материалы по социальному проекту , которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты
Типология форм организации проектной деятельности    По видам деятельности : информационный (поисковый); исследовательский; творческий; социальный; прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой),    По содержанию : монопредметный; межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям); метапредметный, относящийся к области деятельности.    По количеству участников : индивидуальный; парный; групповой ( до 15 человек); коллективный (класс, школа); муниципальный; всероссийский; международный; сетевой. По длительности : краткосрочный ( занятие); среднесрочный (неделя, месяц, год) долгосрочный (многолетний)

Типология форм организации проектной деятельности

  •    По видам деятельности :
  • информационный (поисковый);
  • исследовательский;
  • творческий;
  • социальный;
  • прикладной (практико-ориентированный);
  • игровой (ролевой),
  •    По содержанию :
  • монопредметный;
  • межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям);
  • метапредметный, относящийся к области деятельности.
  •    По количеству участников :
  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой ( до 15 человек);
  • коллективный (класс, школа);
  • муниципальный;
  • всероссийский;
  • международный;
  • сетевой.
  • По длительности :
  • краткосрочный ( занятие);
  • среднесрочный (неделя, месяц, год)
  • долгосрочный (многолетний)
Алгоритм разработки проектного урока Выбрать объединение (год обучения). Доказать значимость проблемы для обучающихся. Из проблемы сформулировать цель (планируемый результат). Спланировать действия по достижению цели (планируемого результата). Создать продукт. Презентовать продукт. Рефлексия

Алгоритм разработки проектного урока

  • Выбрать объединение (год обучения).
  • Доказать значимость проблемы для обучающихся.
  • Из проблемы сформулировать цель (планируемый результат).
  • Спланировать действия по достижению цели (планируемого результата).
  • Создать продукт.
  • Презентовать продукт.
  • Рефлексия
Творческих вам успехов в проектировании!

Творческих вам успехов в проектировании!


Скачать

© 2019 1130 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!