СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар «Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого презентации
«Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

«Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

«Создание проблемных ситуаций на уроках математики»

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, и от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие. Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы.

Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, и от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках

воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

1

  • создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления
  • создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления

2

  • перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе оказывают дозированную помощь, задают наводящие вопросы и т.д.
  • перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе оказывают дозированную помощь, задают наводящие вопросы и т.д.

3

  • поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.
  • поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию.

4

  • появление идеи решения, переход к решению
  • появление идеи решения, переход к решению

5

  • реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
  • реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

6

  • отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
  • отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Этапы проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной

ситуации).

Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия. Затем изучаются его свойства. Если учитель будет буквально следовать учебнику, то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. Так что, дав определение, учитель вынужден тут же приводить поясняющие примеры. А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать определение. Причем можно показать готовые иллюстрации, можно составить их на глазах учеников. Наконец, можно предложить ученикам самим их построить составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами участвовать в составлении определения.

Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия. Затем изучаются его свойства. Если учитель будет буквально следовать учебнику, то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. Так что, дав определение, учитель вынужден тут же приводить поясняющие примеры.

А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать определение. Причем можно показать готовые иллюстрации, можно составить их на глазах учеников. Наконец, можно предложить ученикам самим их построить составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами участвовать в составлении определения.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения.

Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового.

1

  • Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.
  • Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.

2

  • Выполнять функцию координатора и партнера.
  • Выполнять функцию координатора и партнера.

3

  • Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
  • Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

4

  • Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
  • Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, нежели как источник готовых знаний для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

Предлагаю следующие варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики. 1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки. В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Пример №1.7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».  Решаю быстро уравнение: (3Х + 7) х 2 – 3 = 17 6Х + 14 – 3 = 17 6Х = 17 – 14 – 3 6Х = 0 Х = 0 Естественно при проверке ответ не сходится Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.

Предлагаю следующие варианты создания проблемных ситуаций на уроках математики.

1. Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Пример №1.7 кл. Тема «Линейные уравнения с одной переменной».

Решаю быстро уравнение:

(3Х + 7) х 2 – 3 = 17

6Х + 14 – 3 = 17

6Х = 17 – 14 – 3

6Х = 0

Х = 0 Естественно при проверке ответ не сходится Проблемная ситуация. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат - внимательность и заинтересованность на уроке.

2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий. Пример №1. 7 кл. Тема: «Линейная функция» Обычная форма задания: функция задана формулой У = Х + 5 найдите значение функции при Х = 0, 7, -5, 1. Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой  написано У = Х + 5. На доске заготовлена таблица:   Ученик из класса называет какое-нибудь значение Х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение У. Затем другой ученик из класса называет другое значение Х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Х У                             Х У

2.Создание проблемных ситуаций через использование занимательных заданий.

Пример №1. 7 кл. Тема: «Линейная функция»

Обычная форма задания:

функция задана формулой У = Х + 5

найдите значение функции при Х = 0, 7, -5, 1.

Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой

написано У = Х + 5. На доске заготовлена таблица:

  Ученик из класса называет какое-нибудь значение Х. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение У. Затем другой ученик из класса называет другое значение Х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана.

Х

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

У

Пример №2. 9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии» Изучение вопроса о сумме n–первых членов арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?” Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел? Решение проблемы (1 + 100) х 50 = 5050 Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.

Пример №2. 9 кл. Тема «Сумма n-первых членов арифметической прогрессии»

Изучение вопроса о сумме n–первых членов арифметической прогрессии в 9-ом классе начинаю с рассказа: “Примерно 200 лет тому назад в одной из школ Германии на уроке математики учитель предложил ученикам найти сумму первых 100 натуральных чисел. Все принялись подряд складывать числа, а один ученик почти сразу же дал правильный ответ. Имя этого ученика Карл Фридрих Гаусс. В последствии он стал великим математиком. Как удалось Гауссу так быстро подсчитать эту сумму?”

Проблемная ситуация: как найти быстро сумму первых 100 натуральных чисел?

Решение проблемы (1 + 100) х 50 = 5050

Последовательность чисел 1, 2, 3,…,100 является арифметической прогрессией. Теперь выводим формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии.

3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью . Пример №1. 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»  Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

3. Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью .

Пример №1. 5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»

Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей.

Алгебра, 9 класс. Тема «Геометрическая прогрессия».

В виде игровой ситуации предлагаю учащимся задачу, которая содержит жизненные факты, но при решении которой возникает необходимость в выводе новой формулы.

Так, перед выводом формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии школьникам предлагаю, например, такую жизненную ситуацию.

Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 р., а ты мне в первый день за 100 000 р. дашь 1 к., во второй день за 100 000 р. – 2 к. и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем».

Купец обрадовался такой удаче. Он посчитал, что за 30 дней получит от

незнакомца 3 000 000 рублей. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили

сделку.

Создается проблемная ситуация. Кто в этой сделке проиграл - купец или

незнакомец

Учащиеся составляют последовательность чисел: 1; 2; 4; 8; 16; 32; 64;

128; 256; … . Убеждаются, что эти числа составляют геометрическую прогрессию со

знаменателем q=2, первым членом а1=1 и количеством членов n=30. «Возможно ли

вывести формулу суммы n членов геометрической прогрессии в общем виде?»

Учащиеся выводят формулу. Убеждаются, что купец проиграл.

4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий. Пример №1.5 кл. Тема «Площадь прямоугольника». На уроке технологии Серёжа выпиливал лобзиком и получил различные остатки фанеры. В каком из остатков выбрасывается фанеры больше? Проблемная ситуация. Нужно найти площадь данной фигуры. Вывод: разбить фигуру на прямоугольники, найти площадь каждой части и сложить (один из вариантов)  Пример.№2. 5 кл. Тема «Площадь квадрата» К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м 2 . Вы сделали это? Молодцы. Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км. поместить всё население мира ?( 6,5 млрд.) Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)

4.Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Пример №1.5 кл. Тема «Площадь прямоугольника».

На уроке технологии Серёжа выпиливал лобзиком и получил различные остатки фанеры. В каком из остатков выбрасывается фанеры больше?

Проблемная ситуация. Нужно найти площадь данной фигуры.

Вывод: разбить фигуру на прямоугольники, найти площадь каждой части и сложить (один из вариантов)

Пример.№2. 5 кл. Тема «Площадь квадрата»

К уроку вам было дано задание из газеты склеить 1 м 2 . Вы сделали это? Молодцы. Давайте посмотрим, сколько человек поместится на нём. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км. поместить всё население мира ?( 6,5 млрд.)

Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)

Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.
  • Создание проблемных ситуаций через решение задач на внимание и сравнение.

Пример№1 Третьекласснице Даше учительница дала задание сосчитать, сколько треугольников изображено на рисунке. Она нашла 5 треугольников. Подошла Лена и нашла 7 треугольников. Кто из них прав? Попробуем посчитать вместе .

6. Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.

На заправке села Сеченово две цистерны. В начале посевной обе цистерны заполнены. В 1 было 59 т бензина, а во 2 - 44 т. Через сколько дней в цистернах останется одинаковое количество горючего, если ежедневно из 1 цистерны ежедневно расходуется 5т, а из 2 - 2 т.

Решают с помощью уравнения (алгебраический)

59 – 5х = 44 – 2х

А вот вчера четвероклассник Стас, который не умеет решать такие уравнения, тоже смог её решить.

Проблемная ситуация: какой способ он предложил (арифметический)

8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий. ТЕМА «ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ». 6 КЛАСС  Цель урока - изучить формулу длины окружности, в ходе выполнения практической работы получить значение числа π. Задачи: - применение формулы длины окружности при решении задач; - развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом; - прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.

8. Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

ТЕМА «ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ». 6 КЛАСС

Цель урока - изучить формулу длины окружности, в ходе выполнения

практической работы получить значение числа π.

Задачи:

- применение формулы длины окружности при решении задач;

- развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;

- прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.

Ход урока Актуализация умений учащихся.  Устный опрос. Ученики пишут ответы на листочках ВАРИАНТ 1 1. Округлите число 32,829 до единиц, десятых, сотых. 2. Найдите среднее арифметическое чисел: 4,8; 6,1; 7,1. 3. Каким свойством обладают точки окружности? 4. Какой отрезок называется радиусом? диаметром?

Ход урока

  • Актуализация умений учащихся.

Устный опрос. Ученики пишут ответы на листочках

ВАРИАНТ 1

1. Округлите число 32,829 до единиц,

десятых, сотых.

2. Найдите среднее арифметическое

чисел:

4,8; 6,1; 7,1.

3. Каким свойством обладают точки

окружности?

4. Какой отрезок называется радиусом?

диаметром?

II. Практическая работа . Древнегреческий математик Архимед утверждал, что длина окружности относится к длине диаметра приблизительное как 22 : 7. Попробуем это установить через практическую работу. Работа выполняется в парах; учащиеся приносят на урок круги, вырезанные из прочного материала и разного диаметра. Учитель. Если «опоясать» кружок ниткой, а затем ее «распрямить», то длина нитки будет приблизительно равна длине окружности кружка. Чтобы получить более точный результат, нужно «опоясать» круг ниткой несколько раз, а затем длину всей нити разделить на количество «опоясывающих» кругов. Затем нужно измерить диаметр круга линейкой и из формулы С = πd найти неизвестный множитель π, т.е.разделить длину окружности на диаметр. (Округляем до сотых.) Данные учащихся обобщаются в таблице.  Если измерения и вычисления выполнены аккуратно, то получаем значение π, равное 3,1÷3,2. Так как d = 2r, то получаем еще одну формулу для вычисления длины окружности (через радиус): С = 2πr.

II. Практическая работа .

Древнегреческий математик Архимед утверждал, что длина окружности

относится к длине диаметра приблизительное как 22 : 7. Попробуем это установить через практическую работу. Работа выполняется в парах; учащиеся приносят на урок круги, вырезанные из прочного материала и разного диаметра.

Учитель. Если «опоясать» кружок ниткой, а затем ее «распрямить», то длина

нитки будет приблизительно равна длине окружности кружка. Чтобы получить более точный результат, нужно «опоясать» круг ниткой несколько раз, а затем длину всей нити разделить на количество «опоясывающих» кругов. Затем нужно измерить диаметр круга линейкой и из формулы С = πd найти неизвестный множитель π, т.е.разделить длину окружности на диаметр. (Округляем до сотых.)

Данные учащихся обобщаются в таблице.

Если измерения и вычисления выполнены аккуратно, то получаем значение π, равное 3,1÷3,2. Так как d = 2r, то получаем еще одну формулу для вычисления длины окружности (через радиус): С = 2πr.

III. Сообщение учителя . Еще в древности людям было известны многие геометрические фигуры, в том числе окружность и круг . Об этом свидетельствует археологические раскопки. Еще тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. Сейчас известно, что значением числа π в разные времена считали различные числа. Так, в Древнем Египте (ок. 3500 лет назад) считали π = 3,16; древние римляне полагали, что π = 3,12. Все эти значения были определены опытным путем. Великий ученый Древней Греции Архимед определил, что значение π находится в следующих пределах: 31071 < π < 317. С помощью современных компьютеров число π было вычислено с точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский математик Джонс в 1706 г ., но общепринятым это обозначение стало благодаря работам великого математика Эйлера. Он вычислил для числа π 153 десятичных знака.

III. Сообщение учителя .

Еще в древности людям было известны многие геометрические фигуры, в том

числе окружность и круг . Об этом свидетельствует археологические раскопки. Еще тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окружности. Сейчас известно, что значением числа π в разные времена считали различные числа. Так, в Древнем Египте (ок. 3500 лет назад) считали π = 3,16; древние римляне полагали, что π = 3,12. Все эти значения были определены опытным путем. Великий ученый Древней Греции Архимед определил, что значение π находится в следующих пределах: 31071

Тема: Единицы площади. ( фрагмента урока математики в 5 классе.) На этапе актуализации знаний учащиеся в ходе успешного выполнения задания на преобразование известных единиц измерения площади, натолкнулись на что-то непонятное, новое, сигнализирующее, что что-то не так. - Какие вы знаете единицы измерения площади? (Учитель записывает на доске ответы детей) 1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км   -Как вы это понимаете? ( 1 кв.мм – это квадрат со стороной 1 мм; 1 кв.см – это квадрат со стороной 1 см и т.д.) -Установим взаимосвязь между ними. (В 1 кв.см – 100 кв.мм; в 1 кв.дм – 100 кв.см; в 1 кв.м – 100 кв.дм; в 1 кв.км – 10000 кв.м) -(Учитель во время ответов детей вносит изменения в схему: 1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км  \/ \/ \/ \/  100 100 100 1000000

Тема: Единицы площади. ( фрагмента урока математики в 5 классе.)

На этапе актуализации знаний учащиеся в ходе успешного выполнения задания на преобразование известных единиц измерения площади, натолкнулись на что-то непонятное, новое, сигнализирующее, что что-то не так.

- Какие вы знаете единицы измерения площади?

(Учитель записывает на доске ответы детей)

1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км

  -Как вы это понимаете? ( 1 кв.мм – это квадрат со стороной 1 мм; 1 кв.см – это квадрат со стороной 1 см и т.д.)

-Установим взаимосвязь между ними.

(В 1 кв.см – 100 кв.мм; в 1 кв.дм – 100 кв.см; в 1 кв.м – 100 кв.дм; в 1 кв.км – 10000 кв.м)

-(Учитель во время ответов детей вносит изменения в схему:

1 кв.мм 1 кв.см 1 кв.дм 1 кв.м 1 кв.км

\/ \/ \/ \/

100 100 100 1000000

Создание проблемной ситуации. -Рассмотрите запись на доске: 500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 7 га -Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания. (Дети пытаются выполнить задание, но не могут) -Почему вы не справились? В чём трудность? (Мы не знаем, что такое а, га) -Так какой возникает вопрос? (1.Что такое а, га?) -А вы можете предположить, чем они являются? (Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади) -Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает? (2.Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?) -Итак, какая же тема урока?

Создание проблемной ситуации.

-Рассмотрите запись на доске:

500 кв.м; 400 кв.см; 3 а; 2 кв.дм; 7 га

-Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания.

(Дети пытаются выполнить задание, но не могут)

-Почему вы не справились? В чём трудность?

(Мы не знаем, что такое а, га)

-Так какой возникает вопрос?

(1.Что такое а, га?)

-А вы можете предположить, чем они являются?

(Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)

-Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает?

(2.Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)

-Итак, какая же тема урока?

Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения, ведь только что они были успешны! Среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача же учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Поэтому мне пришлось затронуть личностные смыслы (мотивы) детей: “А кто бы мог сам, или в паре с соседом по парте, поработать с учебником и найти там ответ”? Дети, все без исключения, захотели самостоятельно найти новую информацию. Отведенное время для самостоятельного поиска неизвестного показало, что учащиеся успешно справились с поставленной задачей. Таким образом, была разрешена проблемная ситуация, а с ее помощью закрепились умения работать самостоятельно с учебным пособием, выдвигать собственные инициативы в виде примеров и др. Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.

Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения, ведь только что они были успешны!

Среди способов решения дети могут выбрать помощь учителя или обратиться к учебнику. Задача же учителя состоит в том, чтобы направить ребят на самостоятельное изучение нового материала с помощью учебной литературы. Поэтому мне пришлось затронуть личностные смыслы (мотивы) детей: “А кто бы мог сам, или в паре с соседом по парте, поработать с учебником и найти там ответ”? Дети, все без исключения, захотели самостоятельно найти новую информацию.

Отведенное время для самостоятельного поиска неизвестного показало, что учащиеся успешно справились с поставленной задачей. Таким образом, была разрешена проблемная ситуация, а с ее помощью закрепились умения работать самостоятельно с учебным пособием, выдвигать собственные инициативы в виде примеров и др. Важно подчеркнуть, что проблемная ситуация на уроке – это еще и решение эмоционально-положительного комфорта в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.

На уроке алгебры в 7 классе при изучении темы «Формулы сокращённого умножения» Учитель, сообщая цель урока обращает внимание учащихся на то, что ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. И сегодня им предстоит сыграть роль исследователей в «открытие » двух из этих формул. 1 ( х+у) (х+у)= (х+у) 2 2 (c+d) (c+d)= 3 (p+q) (p+q)= =х 2 +2ху+у 2 (c+d) 2 (p+q) 2 =c 2 +2cd+d 2 4 (2+x) (2+x)= =p 2 +2pq+q 2 (2+x) 2 5 (n+5) (n+5)= (n+5) 2 = 4+4x+x 2 6 (m+3) (m+3)= 7 ( 8+k) (8+k)= (m+3) 2 =n 2 +10n+25 (8+k) 2 = m 2 +6m+9 = 64+16k +k 2 Учащимся предложено выполнить умножение двучлена на двучлен из левого столбца таблицы. После того, как ребята справились с заданием , один из группы выходит к доске и записывает полученный ответ в правом столбце .Средняя часть таблицы в момент выполнения задания скрыта от учащихся.

На уроке алгебры в 7 классе при изучении темы «Формулы сокращённого умножения»

Учитель, сообщая цель урока обращает внимание учащихся на то, что ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. И сегодня им предстоит сыграть роль исследователей в «открытие » двух из этих формул.

1 ( х+у) (х+у)=

(х+у) 2

2 (c+d) (c+d)=

3 (p+q) (p+q)=

=х 2 +2ху+у 2

(c+d) 2

(p+q) 2

=c 2 +2cd+d 2

4 (2+x) (2+x)=

=p 2 +2pq+q 2

(2+x) 2

5 (n+5) (n+5)=

(n+5) 2

= 4+4x+x 2

6 (m+3) (m+3)=

7 ( 8+k) (8+k)=

(m+3) 2

=n 2 +10n+25

(8+k) 2

= m 2 +6m+9

= 64+16k +k 2

Учащимся предложено выполнить умножение двучлена на двучлен из левого столбца таблицы. После того, как ребята справились с заданием , один из группы выходит к доске и записывает полученный ответ в правом столбце .Средняя часть таблицы в момент выполнения задания скрыта от учащихся.

6 класса “Сложение дробей с разными знаменателями”  В  устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаем задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинают думать: “почему не получилось?”. Анализируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? Зачем ?

6 класса “Сложение дробей с разными знаменателями”

В устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаем задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинают думать: “почему не получилось?”. Анализируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? Зачем ?

Урок проблемного обучения Урок традиционный Цель - усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности, развитие творческих способностей. Цель - усвоение результатов, вооружение учащихся знаниями. Принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся. Принцип передачи готовых выводов науки учащимся. Самостоятельное добывание учащимися новых знаний и как следствие развитие внимания, творческого воображения, умения делать вывод, выдвигать гипотезу и т.д. Усвоение путем запоминания или подражания учителю.

Урок проблемного обучения

Урок традиционный

Цель - усвоение результатов и путей их получения; формирование познавательной деятельности, развитие творческих способностей.

Цель - усвоение результатов, вооружение учащихся знаниями.

Принцип поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

Принцип передачи готовых выводов науки учащимся.

Самостоятельное добывание учащимися новых знаний и как следствие развитие внимания, творческого воображения, умения делать вывод, выдвигать гипотезу и т.д.

Усвоение путем запоминания или

подражания учителю.

Цель: усвоение новых знаний ДЕТИ… анализировали, рассуждали, открывали, сочиняли. ДЕТИ…слушали, запоминали, следили за мыслью, (т.е. воспринимали). ВЫВОД: прочные знания, формирование мышления, развитие интеллекта, ВЫВОД: репродуктивная деятельность: воспитание активной личности. пришел, услышал, запомнил.

Цель: усвоение новых знаний

ДЕТИ… анализировали, рассуждали, открывали, сочиняли.

ДЕТИ…слушали, запоминали, следили за мыслью, (т.е. воспринимали).

ВЫВОД: прочные знания, формирование

мышления, развитие интеллекта,

ВЫВОД: репродуктивная деятельность:

воспитание активной личности.

пришел, услышал, запомнил.

Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке. 1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта. 9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.

Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке.

1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения.

2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы.

3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.

4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками.

5. Предлагать практические исследовательские задания.

6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи.

7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.

9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность . Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.

Просмотр содержимого презентации
«учитель года»

Муниципальный этап конкурса  «Учитель года -2021» Бусыгина Елена Викторовна Учитель математики Первой квалификационной категории МБОУ Мамлейская основная школа Образование высшее Стаж работы 24года  Профессиональное кредо: Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Муниципальный этап конкурса «Учитель года -2021»

Бусыгина Елена Викторовна

Учитель математики

Первой квалификационной категории

МБОУ Мамлейская основная школа

Образование высшее

Стаж работы 24года

Профессиональное кредо:

Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

“ Плохой учитель преподносит истину,  хороший учит её находить”.  А. Дистервег Методический семинар «Использование приемов технологии Проблемного обучения на уроках математики »

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит её находить”.

А. Дистервег

Методический семинар

«Использование приемов технологии Проблемного обучения на уроках математики »

Условия формирования    личного вклада:  Научно – исследовательские условия: Изучение работ педагогов, учёных по системе проблемного обучения (И.Я. Лернера, М.К. Скаткина , А.Н. Матюшкина , М.И. Махмутова,  Н. А Мечинской) Методические условия: Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по использованию приемов технологии проблемного обучения на уроках математики (Епишева О.Б. ,Саранцев Г.И. , Ильницкая И.А. ) Организационно – педагогические условия:  выступления на педагогических советах; выступления на заседаниях школьных методических объединениях; публикации в Интернете.

Условия формирования личного вклада:

Научно – исследовательские условия:

Изучение работ педагогов, учёных по системе проблемного обучения

(И.Я. Лернера, М.К. Скаткина , А.Н. Матюшкина , М.И. Махмутова,

Н. А Мечинской)

Методические условия:

Изучение научно-педагогической литературы, передового педагогического опыта коллег по использованию приемов технологии проблемного обучения на уроках математики (Епишева О.Б. ,Саранцев Г.И. , Ильницкая И.А. )

Организационно – педагогические условия:

выступления на педагогических советах;

выступления на заседаниях школьных методических объединениях;

публикации в Интернете.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Противоречие: Между требованиями государства и общества к качеству образования и низкой мотивацией к обучению.  Проблема:  повышение качества знаний и мотивации к обучению использование технологии проблемного обучения обусловлено тем, что в современных условиях обостряются противоречия: - обучающиеся имеют прочные знания, но применить их не могут, общительны, а речь развита плохо. Данная технология учит обучающихся, не сидеть сложа руки, не быть пассивным слушателем, а самим включаться в работу.

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Противоречие:

Между требованиями государства и общества к качеству образования и низкой мотивацией к обучению.

Проблема: повышение качества знаний и мотивации к обучению

использование технологии проблемного обучения обусловлено тем, что в современных условиях обостряются

противоречия:

- обучающиеся имеют прочные знания, но применить их не могут,

общительны, а речь развита плохо.

Данная технология учит обучающихся, не сидеть сложа руки, не быть пассивным слушателем, а самим включаться в работу.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского :  «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку:  проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования

Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского :

«Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку:

проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Цель создание условий для развития познавательной активности, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности учащихся по математике через использование приемов технологии проблемного обучения. Задачи:

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель

создание условий для развития познавательной активности, направленной на улучшение качества знаний и уровня обученности учащихся по математике через использование приемов технологии проблемного обучения.

Задачи:

  • развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения;
  • создавать условия развития творческих способностей;
  • способствовать формированию личностной мотивации ученика;
  • способствовать самостоятельной поисковой деятельности.
Ведущая педагогическая идея Знания обучающихся – результат их собственных поисков Позиция учителя: к классу не с ответом  ( готовые ЗУН), а с вопросом. Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому , и я научусь.

Ведущая педагогическая идея

Знания обучающихся – результат их собственных поисков

Позиция учителя: к классу не с ответом

( готовые ЗУН), а с вопросом.

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому , и я научусь.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать.  В.В. Давыдов развитие творческих способностей Функции проблемного обучения самостоятельное открытие знаний формирование познавательных потребностей

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Основой личности человека является творческое начало, сущность личности человека связана с его потребностью и способностью созидать.

В.В. Давыдов

развитие творческих способностей

Функции проблемного обучения

самостоятельное открытие знаний

формирование познавательных потребностей

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение ...  А. Эйнштейн Создание проблемных ситуаций через: умышленно допущенные учителем ошибки использование занимательных заданий решение задач, связанных с жизнью выполнение практических заданий решение задач на внимание и сравнение различные способы решения одной задачи выполнение небольших исследовательских заданий

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение ...

А. Эйнштейн

Создание проблемных ситуаций через:

  • умышленно допущенные учителем ошибки
  • использование занимательных заданий
  • решение задач, связанных с жизнью
  • выполнение практических заданий
  • решение задач на внимание и сравнение
  • различные способы решения одной задачи
  • выполнение небольших исследовательских заданий

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Исследовательская работа учащихся на уроках математики

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования

Исследовательская работа учащихся на уроках математики

Диапазон личного вклада и степень его новизны   Создание проблемных ситуаций на уроках математики.pptx

Диапазон личного вклада и степень его новизны

Создание проблемных ситуаций на уроках математики.pptx

Результативность профессиональной педагогической деятельности % качества и успеваемости по результатам государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по математике % качества по математике

Результативность профессиональной педагогической деятельности

% качества и успеваемости по результатам государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по математике

% качества по математике

Транслируемость практических достижений Область применения : урок; система уроков Трансляция результата : выступление на педсовете, публикации на сайтах. Трудности и возможные риски : учащиеся не всегда умеют самостоятельно спланировать свою деятельность по выходу из затруднения и проконтролировать результат деятельности.

Транслируемость практических достижений

Область применения : урок; система уроков

Трансляция результата : выступление на педсовете, публикации на сайтах.

Трудности и возможные риски : учащиеся не всегда умеют самостоятельно спланировать свою деятельность по выходу из затруднения и проконтролировать результат деятельности.

Транслируемость практических достижений https://infourok.ru/user/busigina-elena-viktorovna

Транслируемость практических достижений

https://infourok.ru/user/busigina-elena-viktorovna

Транслируемость практических достижений

Транслируемость практических достижений

Литература Арапов К. А. «Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников» Молодой ученый. — 2012. — №8. Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения» М.: «Педагогика», 1981. Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении»М.: Просвещение,2008.  Махмутов М.И. «Проблемное обучение. Основные вопросы теории» М.: Педагогика, 1975. Ильницкая И.А. «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» М.: Знание, 1985. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» М. Академия, 2003.  Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии.» М.: Издательский центр «Академия», 2006. Епишева О.Б. «Учить школьников учиться математике» М.: Просвещение, 1990. Саранцев Г.И. «Методика обучения математики в средней школе» М.: Просвещение,2002. http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций http://www.rae.ru/snt/?section

Литература

  • Арапов К. А. «Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников» Молодой ученый. — 2012. — №8.
  • Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения» М.: «Педагогика», 1981.
  • Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении»М.: Просвещение,2008.
  • Махмутов М.И. «Проблемное обучение. Основные вопросы теории» М.: Педагогика, 1975.
  • Ильницкая И.А. «Проблемные ситуации и пути их создания на уроке» М.: Знание, 1985.
  • Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» М. Академия, 2003.
  • Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии.» М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  • Епишева О.Б. «Учить школьников учиться математике» М.: Просвещение, 1990.
  • Саранцев Г.И. «Методика обучения математики в средней школе» М.: Просвещение,2002.
  • http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций
  • http://www.rae.ru/snt/?section

Верьте в успех. Верьте в него твёрдо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха.  Д.Карнеги

Верьте в успех. Верьте в него твёрдо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха. Д.Карнеги

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!