СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция №18 Тема: "Медицинская информация, информатика"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый раздел.Медицинская информатика

Лекция на тему:"Медицинская информация, информатика"

Просмотр содержимого документа
«Лекция №18 Тема: "Медицинская информация, информатика"»

Лекция 18.

Тема: МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАТИКА

План лекции

  1. Медицинская информация

  2. Медицинская информатика

  3. Телемедицина


Ход урока

  1. Информация используется всеми и всюду, поэтому так много качественных характеристик этого понятия. Нас инте­ресует медицинская информация, т. е. сведения, связанные с медициной и здравоохранением.

Основой при работе с медицинской информацией явля­ется ее поиск.

От того, как он организован, во многом зависят своев­ременность и качество принимаемых решений. В практиче­ской деятельности как врача, так и фельдшера необходимо использовать разнообразные методы поиска информации, это поможет собрать более полную информацию о пациен­те и повысит вероятность принятия правильного решения (см. рис. 2.1).

Существуют различные методы получения медицинской информации:

  1. Опрос — сбор первичной информации. С помощью разговорной речи врач (фельдшер) проводит опрос пациента, что беспокоит, когда заболел, в чем выра­жается ухудшение здоровья и т. д.

  2. Осмотр — способ получения визуальной информации. Общий осмотр пациента помогает выявить первые объективные признаки заболевания, определяется цвет кожных покровов, их отечность, потливость, выраже­ние лица и т. д.

  3. Наблюдение — длительное, регулярное фиксирование информации, часто используется в практическомздравоохранении, когда больной находится опреде­ленное время (несколько дней,

  4. Измерение — применение измерительных приборов. Например, медицинский термометр, тонометр для из­мерения артериального давления сердца.

  5. Сравнение — один из методов получения информа­ции. Например, при подозрении на закрытый перелом нижней конечности у пострадавшего врач (фельдшер) проводит сравнение обеих нижних конечностей (ги­перемия, отечность, болезненность и т. д.), что может помочь в постановке правильного диагноза.

  6. Эксперимент — целенаправленное исследование чего-либо. Рассмотрим примере лекарственными препара­тами. Прежде чем начать выпуск нового медикамен­тозного средства, проводят эксперимент на животных, порою в эксперименте участвуют люди — доброволь­цы. После положительных результатов эксперимента начинают массовый выпуск ранее исследуемого пре­парата.

Направления деятельности медицинского работника с использованием справочной мединформации -выбор

  • врачебной тактики

  • методов лечения заболеваний

  • способа оказания медицинской помощи при неотложных состояниях

  • метода обследования (лабораторного или функционального исследования)

  • лечения (физиотерапия, лечебно-физкуль­турный комплекс (ЛФК), диетотерапия и др.)


Рис. 2.1. Направления работы с медицинской информацией

Медицинская информация напрямую связана с медицин­ской информатикой, что является очень емким понятием, включающим в себя различные направления, интегрирующие информационные технологии с отраслью здравоохранения.

  1. Медицинская информатика — это научная дисциплина, занимающаяся исследованием средств, методов и технологий недель) в лечебном учреждении. Например, в лечебном учреждении врач (фельдшер, медицинская сестра) помимо обследова­ния и лечения больного наблюдают за его общим со­стоянием, данными его физического и психического развития, настроением и т. д. процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использо­ванием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении.

  2. Предметом изучения медицинской информатики яв­ляются информационные процессы, сопряженные с меди­ко-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.


Объект изучения медицинской информатики — инфор­мационные технологии, реализуемые в здравоохранении.

Основные задачи, стоящие перед медицинской инфор­матикой:

  1. Применение компьютерных аппаратно-программных комплексов (компьютерные тонометры, компьютерная томография и т. д.).

  2. Внедрение и использование электронных носителей ме­дицинской информации взамен медицинской информа­ции, находящейся на бумажных носителях (амбулаторные карты, истории болезни, статистические талоны и т. д.).

  3. Применение локальных, региональных и глобальных се­тей в практическом здравоохранении.

  1. Использование медицинских баз и банков данных.

  2. Применение экспертных систем в медицине.

  1. Оснащение компьютерными системами и телекоммуни­кационными связями не только крупных лечебно-диа­гностических центров, но и самых отдаленных врачебно-фельдшерских пунктов.

  2. Обучение и технические консультации медицинского персонала (врачи, фельдшера, лаборанты, провизоры и т. д.) по работе с компьютерными системами и теле­коммуникациями.


  1. Не так давно появился новый способ получения ме­дицинской информации, связанный с информационными технологиями, — телемедицина, основной и первоочередной задачей которой является дистанционная диагностика. Такой способ обследования был апробирован впервые в Канаде в начале 60-х гг. XX в. Медицинская диагностика, в современ­ном понимании этого термина, всегда требовала визуальной информации. В России внедрение такого способа наблюдения за больными произошло в начале 90-х гг. прошлого столетия с помощью телемостов и видеоконференций.


  1. Подведение итогов


д/з выучить конспект



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!