СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся”

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся”»

Выступления на педсовете





Педсовет “Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся”


Главная задача специального образования – социальная адаптация

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”.


Что такое успех с педагогической точки зрения?

Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.


Что такое успех с психологической точки зрения?

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

Психологические аспекты проблемы успеха обсуждались в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, В.К. Вилюноса, У. Глассера, М. Даугалла, Л.В'. Ительсона, С.Л. Рубинштейна, Э.Ш. Натанзон и других.

Педагогические и научно-методические аспекты затрагивались в трудах Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкина, А.Н. Лутошкина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и многих других исследователей.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Учащимся в массе своей достигать состояний радости, удовлетворения, признания не так-то просто, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Значение ситуаций успеха в ходе педагогического процесса не ограничивается активизацией развития личности ученика, ибо сам процесс развития осуществляется в учебно-познавательной, эстетической, трудовой, нравственной деятельности и деятельности по усвоению социально-нравственных норм взаимоотношений между людьми.

Успех играет роль адаптивно-компенсаторного механизма, сглаживающего состояния дезадаптации у учащихся и увеличивающего степень вероятности их позитивной самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников.

В настоящее время идет отход от жестко заданных способов отношений между учителем и учениками и возвращение к идее их сотрудничества в процессе обучения.

Урок является сложным педагогическим объектом. Это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.


Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

  • стимулирует к высокой результативности труда;

  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

  • развивает инициативность, активность;

  • развивает коммуникативные способности;

  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат


Факторы, создающие ситуацию успеха

  • Соответствие материала по сложности и типу класса;

  • Применение уровневого деления учащихся;

  • Учет психофизического развития каждого ученика

  • Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития ученика;

  • Оптимальный темп урока;

  • Межпредметная связь

  • Опора на знания учащихся;

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

  • Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;

  • Использование здоровьесберегающих технологий

  • Создание положительного психологического климата на уроке


Индивидуальный и дифференцированный подход

В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определенной целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям детей.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, переживает успех от осуществляемой деятельности.


Создание положительного психологического климата на уроке

Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Я убеждена, что надо уметь находить хорошее, в любом из учеников, даже самом «безнадёжном».

Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение создать атмосферу доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.


Этапы создания ситуации успеха:

  • Мотивационно-целевой;

  • Организационный;

  • Итоговый


Мотивационный этап


  • Создание проблемной ситуации

  • Привлечение занимательного материала

  • Применение наглядных средств обучения

  • Использование неожиданной, противоречивой информации

  • Эмоциональная насыщенность содержания

  • Эмоциональная зарядка

  • Соревновательные и игровые моменты

  • Разъяснение и постановка цели деятельности

  • Разработка плана действий


Организационный этап

Ситуация успеха на организационном этапе – обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося.

  • Четкая постановка цели;

  • Оптимальный темп урока;

  • Организационный контроль начала и завершения работы;

  • Занимательный материал;

  • Наглядность;

  • Использование средств ТСО

  • Работа в парах и группах;

  • Связь с нашим временем;

  • Практическая работа;

  • Словарная работа;

  • Подготовка к контрольным работам

  • Нестандартная форма проведения урока;

    Итоговый этап

  • Ситуация успеха на итоговом этапе – усиливает активное отношение к учению, обращая его мотив для новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение

  • Перед собой я всегда ставлю задачу организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. На практике результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Ученик часто ждет, что оценят не только итог работы, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения учащегося, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.



“Отчет о результативности проделанной работы по развитию творческих способностей и созданию ситуации успеха”


Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Почему же, преисполненный желания учиться, он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

Новой школе необходимо стремиться строить образовательный процесс, ориентируясь на создание наиболее оптимальных условий для развития личности ребёнка. Одним из таких условий является создание ситуации успеха. Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, Н.Е. Щуркова. В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их реализации. Однако этот вопрос изучен недостаточно. Актуальность проблемы очевидна: достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а значит, и эффективному становлению в социуме.

К.Д. Ушинский писал: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что удается и не удается только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости творчества в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться».

Детское творчество имеет огромное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с самого раннего детства.

Уроки изобразительного искусства открывают широкое поле деятельности для духовно-нравственного, творческого и эмоционального развития детей. Важность изобразительного творчества для развития ребенка все выше и выше оценивают специалисты различных стран. Потому что от детских рисунков широкие пути ведут к творческому развитию фантазии и образного мышления, к мастерству в любой профессии, к полноте восприятия мира.

Следует учесть и тот факт, что этот предмет обладает мощным арттерапевтическим эффектом и способствует гармонизации умственной деятельности. Кроме того, учащиеся, не демонстрирующие высоких результатов в системе естественнонаучного образования, могут почувствовать себя успешными на занятиях искусством.

Задача учителя – создать каждому учащемуся ситуацию успеха, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие личности.

В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе, влияющей на формирование познавательного интереса обучающихся.

Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на развитие творческих способностей детей.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

раскрыть понятие «успеха» и «ситуации успеха»;

выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе;

определить влияние ситуации успеха на обучение учащихся;

Для реализации задач использовался комплекс методов:

теоретический анализ научной литературы;

наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках и внеурочное время;

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства возможно при создании ситуации успеха, опирающемся на учет индивидуальных особенностей ребенка.

Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:

Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.

Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.

Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.

Учить ребёнка думать. Думающий человек стремится познавать мир, учится выбирать для себя знания нужные и полезные.

Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд

Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.

Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала опыт работы А.В. Пожарской. Она предлагает целый комплекс приемов для создания благоприятного эмоционального климата на уроках изобразительного искусства.

1.Установление учащимися партнёрских взаимоотношений.

Самый главный секрет в работе педагога – верить!

Наша вера в талантливых, способных, умных учеников способна превращать возможность в действительность. Поверить в возможное. И передать веру – внушить. Вот он, главный воспитательный момент, - опережающее одобрение:

Ты этого хочешь! Ты это можешь!

Ты это почти можешь!

Ты способнее, умнее, талантливее!

Ты лучше, чем кажется вначале.

Всякое повышение требований необходимо начинать с похвалы. Найти в рисунке ребёнка положительные моменты и не пожалеть похвалы, хотя бы пустячной, авансом. Потом можно потребовать большего.

Такую похвалу можно назвать «Подъёмной». Она может быть прямой и косвенной, ироничной, необычной, какой угодно, важно лишь, чтобы она подняла веру в себя, чтобы ребёнок захотел работать на уроке, а задание урока представилось привлекательным и достижимым.


В конце урока необходимо проводить выставки работ учащихся и обязательно похвалить.

Ещё один педагогический приём – косвенное одобрение, или как хвалить не хваля (пример В.И.Суриков). Претендовать на равенство возможностей («Ау меня …, пожалуй выходит не хуже, чем у тебя»)

Ещё один приём – «Рикошет». Все похвалы можно говорить другим людям, родителям, педагогам, учащимся из другого класса.

Попросить совета или помощи как у старшего или равного.

2.Вызов чувств сопереживания, у детей в ходе общения с педагогом и сверстниками.

Урок искусства немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости. Поэтому эмоциональное вхождение в тему – это, вне всякого сомнения, самые важные, бесценные минуты урока. Все задания на уроке построены с учётом социокультурного опыта учащихся; с целью выявления индивидуальных предпочтений учащихся используются анкетирование, индивидуальные беседы, встречи с родителями учеников.

3.Помощь каждому воспитаннику в оптимистическом осознании своих больших возможностей в достижении успехов в деятельности, преодолении трудностей, решении сложных задач.

- перед глазами школьников всегда должны быть таблицы и плакаты с образцами выполнения заданий, имеющих единственно правильное решение.

- демонстрация детских рисунков по текущей теме ( Посмотрите на работы ваших товарищей из параллельного класса…)

- использование алгоритмов выполнения заданий

- учитывать возрастные особенности школьников

- роль педагогического рисунка на уроке.

4.Предоставление возможности учащимся проявлять инициативу в различных видах деятельности на уроках изобразительного искусства.

- дать возможность выбора (техники, худ.материала, способа)

- предлагать опережающее задание

5.Стимулирование самостоятельности воспитанников в получении знаний, в овладении новыми способами совершенствования своей творческой деятельности, в самообразовании.

- поощрение учащихся, самостоятельно находящих интересную и важную информацию по заданной теме (например, вести урок в качестве «консультанта» или «учителя»)

6.Помощь в осознании достигнутых положительных результатов, оценка достижений в присутствии всего коллектива.

- определение краткосрочных и долгосрочных целей

- персональные выставки учащихся

- межпредметные тематические вечера с выступлением учащихся

- урок – выставка для родителей, с предоставлением ученику роли экскурсовода.

Таким образом, урок не заканчивается оценкой в журнале, а ситуация успеха выходит за рамки и гарантирует ребёнку «минуту славы».

7.Соблюдение справедливости при оценивании творческих достижений, учёт количества затраченных ребёнком усилий.

- поощрение малейшего продвижения ребёнка вперёд

- анализ причины, которые этому способствуют или мешают

- сравнение с прошлыми достижениями, чтобы выявить динамику развития

- оговорить с учащимися параметры оценки

Ребёнок должен знать, что его оценка зависит от результатов проделанной работы.

Часто детям не нравятся их рисунки или ребенок вообще отказывается рисовать, поясняя, что плохо рисовать не хочется, а хорошо не получается. Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я решила разнообразить уроки ИЗО нетрадиционными подходами к рисованию, т.к. только учебная деятельность, построенная с доминированием занимательного материала, увлекательных приёмов, форм и методов способствует желанию учиться с радостью и удовольствием, поддерживать постоянный интерес к творчеству.

Такой вид творчества создает иллюзию, что у них может получиться что-то необычное, интересное. Пробуя свои силы, фантазируя на бумаге, дети забывают о страхах. Одобрение учителя придает им уверенность, и дети постепенно перестают бояться чистого листа бумаги. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

Нетрадиционные техники изображения позволяют развивать воображение, творческие способности, проявлять самостоятельность, инициативу, выражать индивидуальность.


Подтверждением эффективности влияния организации ситуации успеха на развитие творческих способностей учащихся являются рост познавательного интереса и творческой активности детей на уроках и во внеурочной деятельности, их успехи в конкурсах и выставках различного уровня.

Завершить своё выступление мне хочется словами великого Д.Дидро, которые я выбрал в качестве своего педагогического кредо: «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой более человечный мир при помощи искусства!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!