МБОУ СОШ № 9
Педагогический совет «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся» 28.03.2019
Задачи:
- рассмотреть содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик», определить для себя личностную значимость успеха каждого обучающегося;
- сформировать представление об основных психолого-педагогических причинах детской неуспешности при организации различных форм педагогического взаимодействия;
- определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной и социальной деятельности;
- систематизировать приемы и методы конструирования на уроке ситуации успеха.
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха?
- Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке?
- Как этого избежать?
- Как организовать ситуацию успеха?
- На эти вопросы мы должны ответить в ходе педагогического совета.
- Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы.
- Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
- Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
Эффект «соленого огурца»
2. ГОРЛОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В.А. Сухомлинский.
- Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
- Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
- Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения
- Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
- Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности.
Основная ведущая деятельность обучающихся:
- Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
- Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности.
- Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. В основе конфликтов учеников с учителями часто лежит реальная или мнимая межличностная неприязнь.
- Старшеклассники. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Таким образом, ведущей деятельностью является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной сферах.
- Предпочитаемый учитель для старшеклассников — тот, который обращается на равных и обеспечивает условия успешности в социально значимых условиях.
Проанализируем предложенные ниже действия педагога:
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ 1. Останавливаем внимание на негативном. 2. Улыбка, добрый взгляд. 3. Интерес к каждому ученику. 4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.) 5. Сравнение одного ребенка с другим. 6. Отмечает «персональную исключительность». 7. Аргументирует надобность действий. 8. Учит алгоритму действий. 9. Оценка действий ученика с акцентом на детали. 10. Учитель много говорит за детей. 11. Высказывает недовольство учеником, группой. 12. Вера в способности ученика. 13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.
Что слышит ребенок, который попадает в ситуацию успеха?
Речевые обороты педагога:
- Как я рада!
- Как ты меня удивил!
- Я знаю, что ты можешь больше.
- Передай маме, я в восторге.
- Ты просто золото!
- Я в тебе не сомневалась!
- Ты смог это сделать, ни смотря на то, что это было трудно!
Какие приемы можно использовать, чтобы создать ситуацию успеха у обучающегося:
Подключить родителей! Родители, прочитав замечание в дневнике, беседуют, выслушивают его версию и чаще всего он «невинная жертва».
- Подсознательно родители на стороне ребёнка. А ваша запись с эмоционально-переживающим оттенком поможет сделать их сторонниками учителя.
Увы, при проверке дневников редко (или никогда) увидишь такие записи:
- Сегодня была приятно удивлена.
- Спасибо, что откликнулись, учёба пошла на лад.
- У вас замечательный сын и т.д.
- Поощрения: ободрить, дать надежду ( и дать шанс!),
Психологические приемы создания ситуации успеха
Психологические приемы создания ситуации успеха
Как создается ситуация неуспеха?
Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности.
- Использует неудачные речевые обороты.
- Обороты речи, которые вызывают чувство неудачи, неверие в себя:
- У: Сколько раз можно повторять!
- У: Я уже сто раз сказала.
- У: Если ты будешь продолжать в том же духе.
- У: Вы забыли, что скоро конец четверти.
- У: Что с тебя возьмёшь!
- У: Слушай лучше, как отвечает Иванов.
- У: Тебе что, делать нечего?
- У: Моё терпение лопнуло.
- Кроме этого часто можно встретить высказывания, содержащие двойную связь:
- «Посмотри на свою классную работу, по сравнению с другими у тебя ничего не сделано, а домашняя работа? Дома тебя заставили переписывать 10 раз. Поэтому ты и выполнил как следует!» и ребёнку неясно, что же ему делать: то ли не нужно стараться выполнять домашнее задание, то ли соглашаться, что классная работа плохая. Такие ситуации - психологическая ловушка для ребёнка: как ни веди себя, всё равно плохо.
Почему школьники переживают на уроке ситуацию неуспеха? С чем он сталкивается?
- Учитель побуждает к учёбе через чувство страха .
- Нет проблемности в подаче материала.
- При выставлении отметок учитель акцентирует внимание на недостатках, сравнивая детей с разными возможностями, напоминает о неудачах .
- Оценивая, не подчёркивает, что стало лучше.
- Учитель ставит слишком трудные или слишком лёгкие цели.
- Практически весь урок работают под руководством учителя.
- Не используются игровые приёмы, нет состязания между детьми с равными возможностями.
- Буллинг (травля) детей со стороны детей и педагога.
Последствия созданные ситуацией неуспеха:
- негативное отношение к учёбе;
- стойкое неверие в свои силы;
- страх перед учителем;
- школьная тревожность;
- ненависть.
Буллинг (травля)
Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей.
Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.
- Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
- Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.
7 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили Создатель гуманной педагогики
- 1. Быть учителем, а не преподавателем
Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников.
Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки .
- 2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью
Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом.
- 3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку
- 4. Отметка и оценка — это не одно и то же
- 5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов
- 6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку
- 7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков
Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться
- Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
- Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
- Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
- Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Шефство,
как метод самоуправления в школе
ЛОГИНОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА
Шефство-наставничество – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от старших к младшим членам общества;
Шефство
Содружество
Индивидуальное
Персональное
Шеф класса
Шефство старших над младшими,
Передача опыта
Куратор над ребенком в ТЖС
Над неуспевающим учеником
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- Формирование у школьников таких личностных качеств:
- добросовестность,
- ответственность,
- инициативность,
- дисциплинированность,
- уважение к труду;
- Создание в классном и школьном сообществе благоприятного климата;
- Формирование преемственности поколений среди учащихся школы;
- Профилактика правонарушений;
- Профориентация.
Направления деятельности шефов:
- Адресная помощь, решение личных проблем детей: учеба, взаимоотношения с одноклассниками.
- Участие в совместных мероприятиях: праздниках, викторинах, походах и т.д.
- Участие в проведении открытых уроков и классных часов
- Участие в планировании работы с классом
- Выявление лидеров класса и выяснение их интересов
- Приглашение лидеров из подшефного класса на обучающие тренинговые занятия на Совет старшеклассников школы.
Примерная Структура
Отдел правопорядка
Помощь дежурному в подшефном классе
Спортивно-оздоровительный отдел
Гражданско-патриотический отдел
Организация зарядки, спортивных игр, соревнований
Отдел оформительства
Подготовка классных часов на гражданско-патриотическую тему
Оформительская деятельность, стенгазеты
Отдел заботы и доброты
Изготовление подарков к значимым праздникам, участие в волонтерских акциях
Трудовой отдел
Помощь в организации субботников по уборке территории школы
Корреспондентский отдел
Видео- и фоторепортажи, интервью, радио
Отдел культуры и досуга (театральный)
Разработка сценариев праздников, их постановка и проведение
Урок мужества
посвященный знакомству со Всероссийской общественной государственной инициативе «Горячее сердце»
Урок мужества
Урок в 3 «А» с участием учеников 7 «А»
Урок в 4 «Б» с участием учеников 6 «Б»
Игра-путешествие «Права детей»
В проведение урока-игры были вовлечены ученики девятого класса, что способствует укреплению связей между старшими и младшими учениками, а также актуализации правовых знаний как среди учеников начальной школы, так и среди старшего звена.
Посвящение в первоклассники
Проведение линейки в честь Дня Освобождения Воронежа
Участие волонтерского отряда старшеклассников в организации досуга младших школьников пришкольного летнего лагеря.