СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся»

МБОУ СОШ № 9 Педагогический совет   «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся»   28.03.2019

МБОУ СОШ № 9

Педагогический совет «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся» 28.03.2019

Задачи:   рассмотреть содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик», определить для себя личностную значимость успеха каждого обучающегося; сформировать представление об основных психолого-педагогических причинах детской неуспешности при организации различных форм педагогического взаимодействия; определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной и социальной деятельности; систематизировать приемы и методы конструирования на уроке ситуации успеха.

Задачи:

  • рассмотреть содержание понятий «ситуация успеха» и «успешный ученик», определить для себя личностную значимость успеха каждого обучающегося;
  • сформировать представление об основных психолого-педагогических причинах детской неуспешности при организации различных форм педагогического взаимодействия;
  • определить возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка в разных ситуациях его познавательной, коммуникативной и социальной деятельности;
  • систематизировать приемы и методы конструирования на уроке ситуации успеха.
Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха?    Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке?  Как этого избежать?  Как организовать ситуацию успеха?  На эти вопросы мы должны ответить в ходе педагогического совета.

Подумайте, что необходимо педагогу для создания ему ситуации успеха?

  • Уйдет ли обиженным учитель или ученик – все зависит от ситуации на уроке?
  • Как этого избежать?
  • Как организовать ситуацию успеха?
  • На эти вопросы мы должны ответить в ходе педагогического совета.
Успех  связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. Ситуация   успеха  — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации. Ситуация  — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
  • Успех  связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы.
  • Ситуация   успеха  — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.
  • Ситуация  — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
Эффект «соленого огурца»

Эффект «соленого огурца»

2. ГОРЛОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

2. ГОРЛОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий  энергию для преодоления трудностей, желания учиться.  В.А. Сухомлинский.   Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения Ситуация успеха   - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом. Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. 

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. В.А. Сухомлинский.

  • Социализация процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
  • Ситуация — это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики; это то, что способен организовать учитель.
  • Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в процессе выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения
  • Ситуация успеха   - это целенаправленное, организованное сочетание условий, пи которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
  • Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. 

Основная ведущая деятельность обучающихся:

  • Младший школьный возраст  – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.
  • Среднее звено. Ведущая деятельность — общение, общественно-полезная активность. Условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности.
  • Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. В основе конфликтов учеников с учителями часто лежит реальная или мнимая межличностная неприязнь.
  • Старшеклассники. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Таким образом, ведущей деятельностью является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной сферах.
  • Предпочитаемый учитель для старшеклассников — тот, который обращается на равных и обеспечивает условия успешности в социально значимых условиях.
Проанализируем предложенные ниже действия педагога: ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ  1. Останавливаем внимание на негативном.  2. Улыбка, добрый взгляд.  3. Интерес к каждому ученику.  4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.)  5. Сравнение одного ребенка с другим.  6. Отмечает «персональную исключительность».  7. Аргументирует надобность действий.  8. Учит алгоритму действий.  9. Оценка действий ученика с акцентом на детали.  10. Учитель много говорит за детей.  11. Высказывает недовольство учеником, группой.  12. Вера в способности ученика.  13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.

Проанализируем предложенные ниже действия педагога:

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ 1. Останавливаем внимание на негативном. 2. Улыбка, добрый взгляд. 3. Интерес к каждому ученику. 4. Дает прозвища (плохой, ленивый и т. п.) 5. Сравнение одного ребенка с другим. 6. Отмечает «персональную исключительность». 7. Аргументирует надобность действий. 8. Учит алгоритму действий. 9. Оценка действий ученика с акцентом на детали. 10. Учитель много говорит за детей. 11. Высказывает недовольство учеником, группой. 12. Вера в способности ученика. 13. Предупреждение и угрозы при невыполнении требований.

Что слышит ребенок, который попадает в ситуацию успеха? Речевые обороты педагога: Как я рада! Как ты меня удивил! Я знаю, что ты можешь больше. Передай маме, я в восторге. Ты просто золото! Я в тебе не сомневалась! Ты смог это сделать, ни смотря на то, что это было трудно! Какие приемы можно использовать, чтобы создать ситуацию успеха у обучающегося: Подключить родителей! Родители, прочитав замечание в дневнике, беседуют, выслушивают его версию и чаще всего он «невинная жертва».  Подсознательно родители на стороне ребёнка. А ваша запись с эмоционально-переживающим оттенком поможет сделать их сторонниками учителя. Увы, при проверке дневников редко (или никогда) увидишь такие записи: Сегодня была приятно удивлена. Спасибо, что откликнулись, учёба пошла на лад. У вас замечательный сын и т.д. Поощрения: ободрить, дать надежду ( и дать шанс!),

Что слышит ребенок, который попадает в ситуацию успеха?

Речевые обороты педагога:

  • Как я рада!
  • Как ты меня удивил!
  • Я знаю, что ты можешь больше.
  • Передай маме, я в восторге.
  • Ты просто золото!
  • Я в тебе не сомневалась!
  • Ты смог это сделать, ни смотря на то, что это было трудно!

Какие приемы можно использовать, чтобы создать ситуацию успеха у обучающегося:

Подключить родителей! Родители, прочитав замечание в дневнике, беседуют, выслушивают его версию и чаще всего он «невинная жертва».

  • Подсознательно родители на стороне ребёнка. А ваша запись с эмоционально-переживающим оттенком поможет сделать их сторонниками учителя.

Увы, при проверке дневников редко (или никогда) увидишь такие записи:

  • Сегодня была приятно удивлена.
  • Спасибо, что откликнулись, учёба пошла на лад.
  • У вас замечательный сын и т.д.
  • Поощрения: ободрить, дать надежду ( и дать шанс!),
Психологические приемы создания ситуации успеха

Психологические приемы создания ситуации успеха

Психологические приемы создания ситуации успеха

Психологические приемы создания ситуации успеха

Как создается ситуация неуспеха?   Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности.  Использует неудачные речевые обороты. Обороты речи, которые вызывают чувство неудачи, неверие в себя: У: Сколько раз можно повторять! У: Я уже сто раз сказала. У: Если ты будешь продолжать в том же духе. У: Вы забыли, что скоро конец четверти. У: Что с тебя возьмёшь! У: Слушай лучше, как отвечает Иванов. У: Тебе что, делать нечего? У: Моё терпение лопнуло. Кроме этого часто можно встретить высказывания, содержащие двойную связь: «Посмотри на свою классную работу, по сравнению с другими у тебя ничего не сделано, а домашняя работа? Дома тебя заставили переписывать 10 раз. Поэтому ты и выполнил как следует!» и ребёнку неясно, что же ему делать: то ли не нужно стараться выполнять домашнее задание, то ли соглашаться, что классная работа плохая. Такие ситуации - психологическая ловушка для ребёнка: как ни веди себя, всё равно плохо.

Как создается ситуация неуспеха?

Ситуация неуспеха - это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. 

  • Использует неудачные речевые обороты.
  • Обороты речи, которые вызывают чувство неудачи, неверие в себя:
  • У: Сколько раз можно повторять!
  • У: Я уже сто раз сказала.
  • У: Если ты будешь продолжать в том же духе.
  • У: Вы забыли, что скоро конец четверти.
  • У: Что с тебя возьмёшь!
  • У: Слушай лучше, как отвечает Иванов.
  • У: Тебе что, делать нечего?
  • У: Моё терпение лопнуло.
  • Кроме этого часто можно встретить высказывания, содержащие двойную связь:
  • «Посмотри на свою классную работу, по сравнению с другими у тебя ничего не сделано, а домашняя работа? Дома тебя заставили переписывать 10 раз. Поэтому ты и выполнил как следует!» и ребёнку неясно, что же ему делать: то ли не нужно стараться выполнять домашнее задание, то ли соглашаться, что классная работа плохая. Такие ситуации - психологическая ловушка для ребёнка: как ни веди себя, всё равно плохо.
Почему школьники переживают на уроке ситуацию неуспеха? С чем он сталкивается?   Учитель побуждает к учёбе через чувство страха . Нет проблемности в подаче материала. При выставлении отметок учитель акцентирует внимание на недостатках, сравнивая детей с разными возможностями, напоминает о неудачах . Оценивая, не подчёркивает, что стало лучше. Учитель ставит слишком трудные или слишком лёгкие цели. Практически весь урок работают под руководством учителя. Не используются игровые приёмы, нет состязания между детьми с равными возможностями. Буллинг (травля) детей со стороны детей и педагога. Последствия созданные ситуацией неуспеха: негативное отношение к учёбе; стойкое неверие в свои силы; страх перед учителем; школьная тревожность; ненависть.

Почему школьники переживают на уроке ситуацию неуспеха? С чем он сталкивается?

  • Учитель побуждает к учёбе через чувство страха .
  • Нет проблемности в подаче материала.
  • При выставлении отметок учитель акцентирует внимание на недостатках, сравнивая детей с разными возможностями, напоминает о неудачах .
  • Оценивая, не подчёркивает, что стало лучше.
  • Учитель ставит слишком трудные или слишком лёгкие цели.
  • Практически весь урок работают под руководством учителя.
  • Не используются игровые приёмы, нет состязания между детьми с равными возможностями.
  • Буллинг (травля) детей со стороны детей и педагога.

Последствия созданные ситуацией неуспеха:

  • негативное отношение к учёбе;
  • стойкое неверие в свои силы;
  • страх перед учителем;
  • школьная тревожность;
  • ненависть.
Буллинг (травля) Буллинг  – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.  Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором. Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

Буллинг (травля)

Буллинг  – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей.

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов.

  • Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
  • Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.
7 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили  Создатель гуманной педагогики   1. Быть учителем, а не преподавателем Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников. Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки . 2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом. 3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку 4. Отметка и оценка — это не одно и то же 5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов 6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку 7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться

7 советов, как стать настоящим учителем, от Шалвы Амонашвили Создатель гуманной педагогики

  • 1. Быть учителем, а не преподавателем

Не просто давать информацию, а терпеливо излагать своё мнение и слушать мнение учеников.

Особенно опасно неверие в ребёнка — предубеждение, что он изначально не способен учиться без палки .

  • 2. На любовь дети отвечают любовью, на жестокость — жестокостью

Когда учителя больше любят власть над учениками, чем их самих, ученики отвечают соответственно — бунтом.

  • 3. Суть наказания — не в том, чтобы отомстить ребёнку
  • 4. Отметка и оценка — это не одно и то же
  • 5. Учитель должен чаще задавать вопросы, на которые не знает ответов
  • 6. Требовательность помогает учителю и мешает ребёнку
  • 7. Жизнь ребёнка не должна останавливаться на время уроков

Ребёнок не может оставить свои впечатления и переживания за порогом школы и прийти с чистым, стерилизованным стремлением учиться

Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика. Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной. Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика. Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата. Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
  • Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
  • Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
  • Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
  • Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Шефство, как метод самоуправления в школе ЛОГИНОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА

Шефство,

как метод самоуправления в школе

ЛОГИНОВА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА

Шефство-наставничество  – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от старших к младшим членам общества;  Шефство Содружество Индивидуальное Персональное Шеф класса Шефство старших над младшими, Передача опыта Куратор над ребенком в ТЖС Над неуспевающим учеником

Шефство-наставничество  – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от старших к младшим членам общества; 

Шефство

Содружество

Индивидуальное

Персональное

Шеф класса

Шефство старших над младшими,

Передача опыта

Куратор над ребенком в ТЖС

Над неуспевающим учеником

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:    Формирование у школьников таких личностных качеств:     - добросовестность,     - ответственность,     - инициативность,     - дисциплинированность,     - уважение к труду;  Создание в классном и школьном сообществе благоприятного климата;  Формирование преемственности поколений среди учащихся школы;  Профилактика правонарушений;  Профориентация.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Формирование у школьников таких личностных качеств:

- добросовестность,

- ответственность,

- инициативность,

- дисциплинированность,

- уважение к труду;

  • Создание в классном и школьном сообществе благоприятного климата;
  • Формирование преемственности поколений среди учащихся школы;
  • Профилактика правонарушений;
  • Профориентация.
Направления деятельности шефов:  Адресная помощь, решение личных проблем детей: учеба, взаимоотношения с одноклассниками.  Участие в совместных мероприятиях: праздниках, викторинах, походах и т.д.  Участие в проведении открытых уроков и классных часов  Участие в планировании работы с классом  Выявление лидеров класса и выяснение их интересов Приглашение лидеров из подшефного класса на обучающие тренинговые занятия на Совет старшеклассников школы.

Направления деятельности шефов:

  • Адресная помощь, решение личных проблем детей: учеба, взаимоотношения с одноклассниками.
  • Участие в совместных мероприятиях: праздниках, викторинах, походах и т.д.
  • Участие в проведении открытых уроков и классных часов
  • Участие в планировании работы с классом
  • Выявление лидеров класса и выяснение их интересов
  • Приглашение лидеров из подшефного класса на обучающие тренинговые занятия на Совет старшеклассников школы.
Примерная Структура    Отдел правопорядка Помощь дежурному в подшефном классе Спортивно-оздоровительный отдел Гражданско-патриотический отдел Организация зарядки, спортивных игр, соревнований Отдел оформительства Подготовка классных часов на гражданско-патриотическую тему Оформительская деятельность, стенгазеты Отдел заботы и доброты Изготовление подарков к значимым праздникам, участие в волонтерских акциях Трудовой отдел Помощь в организации субботников по уборке территории школы  Корреспондентский отдел Видео- и фоторепортажи, интервью, радио Отдел культуры и досуга (театральный) Разработка сценариев праздников, их постановка и проведение

Примерная Структура

Отдел правопорядка

Помощь дежурному в подшефном классе

Спортивно-оздоровительный отдел

Гражданско-патриотический отдел

Организация зарядки, спортивных игр, соревнований

Отдел оформительства

Подготовка классных часов на гражданско-патриотическую тему

Оформительская деятельность, стенгазеты

Отдел заботы и доброты

Изготовление подарков к значимым праздникам, участие в волонтерских акциях

Трудовой отдел

Помощь в организации субботников по уборке территории школы

Корреспондентский отдел

Видео- и фоторепортажи, интервью, радио

Отдел культуры и досуга (театральный)

Разработка сценариев праздников, их постановка и проведение

Урок мужества посвященный знакомству со Всероссийской общественной государственной инициативе «Горячее сердце»

Урок мужества

посвященный знакомству со Всероссийской общественной государственной инициативе «Горячее сердце»

Урок мужества Урок в 3 «А» с участием учеников 7 «А» Урок в 4 «Б» с участием учеников 6 «Б»

Урок мужества

Урок в 3 «А» с участием учеников 7 «А»

Урок в 4 «Б» с участием учеников 6 «Б»

Игра-путешествие  «Права детей» В проведение урока-игры были вовлечены ученики девятого класса, что способствует укреплению связей между старшими и младшими учениками, а также актуализации правовых знаний как среди учеников начальной школы, так и среди старшего звена.

Игра-путешествие «Права детей»

В проведение урока-игры были вовлечены ученики девятого класса, что способствует укреплению связей между старшими и младшими учениками, а также актуализации правовых знаний как среди учеников начальной школы, так и среди старшего звена.

Посвящение в первоклассники Проведение линейки в честь Дня Освобождения Воронежа

Посвящение в первоклассники

Проведение линейки в честь Дня Освобождения Воронежа

Участие волонтерского отряда старшеклассников в организации досуга младших школьников пришкольного летнего лагеря.

Участие волонтерского отряда старшеклассников в организации досуга младших школьников пришкольного летнего лагеря.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!