КОНКУРС КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Номинация « Север и его люди»
«Жить в ладу с собой, со своей совестью»
(Рассказ Ф.А.Абрамова «Собачья гордость»)
Работу выполнила
Лещик Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ «Ягринская гимназия»
г. Северодвинска.
Северодвинск
2017
Необходимые краткие методические рекомендации к уроку
Урок литературы по теме «Жить в ладу с собой, со своей совестью» - это урок внеклассного чтения по произведению Ф.А.Абрамова «Собачья гордость». Рабочее название урока – «Я и моя совесть».
Основная идея урока: трудный процесс пробуждения совести.
Цель урока – попробовать осмыслить свое отношение к понятию «совесть».
Средством достижения поставленной цели служит текст рассказа Федора Александровича Абрамова «Собачья гордость» и современные образовательные технологии.
На данном уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), согласно которой именно диалоговый характер чтения текста обеспечивает «погружение» в текст. Этапы урока с использованием этой технологии можно представить в таблице:
Этап урока | Цель | Главная задача учителя |
Работа с текстом до чтения | развитие антиципации – умение прогнозировать содержание текста по названию, фамилии автора, иллюстрации | вызвать желание, мотивацию прочитать текст |
Работа с текстом во время чтения | понимание текста и создание его читательской интерпретации | обеспечить полноценное восприятие текста |
Работа с текстом после чтения | корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом | обеспечить углубление восприятия и понимания текста |
Структура урока соответствует технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок строится на основе базовой трех-фазной модели: В - С – Р ( Вызов – Содержание – Рефлексия) .
Основные методы и приемы, используемые на уроке: комментиро-ванное чтение, диалог с автором, «чтение с остановками», самостоятельная работа в парах, обобщение полученной информации с помощью графиче-ских моделей, выделение ключевых слов.
Используемый прием «Чтение с остановками» направлен на обучение вдумчивой читательской деятельности, в результате которой происходит осмысление информации. Такой прием целесообразен и эффективен в работе над сюжетным текстом проблемного содержания небольшого объема, текстом, изучаемым в течение одного урока, преимущественно в 5-8 классах.
Непременное условие для использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки. На данном уроке таких остановок 5.
Для работы с текстом в течение одного урока текст приводится в сокращении.
Конспект урока литературы «Жить в ладу с собой, со своей совестью» (Рассказ Ф.А.Абрамова «Собачья гордость»)
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
Е.А.Евтушенко
Цель урока: попробовать осмыслить свое отношение к понятию «совесть».
Планируемые результаты (задачи):
Личностные (воспитательные) | Метапредметные | Предметные (образовательные) |
1. Формировать эмоционально-оценочное отношения к прочитанному. 2. Воспитывать интерес к поднятой писателем проблеме совести. Помочь обучающимся осознать важность жизненного принципа – «жить по совести». 3.Подвести учащихся к осознанию нравственной ответственности человека за поступки. 4. Пробуждать интерес к внутреннему миру человека. | Самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность на уроке, осуществлять самооценку. Развивать умение понимать текст, аналитически воспринимать его (развивающая). Формировать способность мыслить критически (развивающая) Проявлять дружелюбие к мнениям одноклассников. | Познакомить учащихся с текстом «Собачья гордость». Продолжить работу по формированию умений анализировать образ-персонаж, а также выявлять авторскую позицию. Расширить и углубить представления учащихся о понятии совесть. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность (развивающая) |
Оборудование: распечатанный текст рассказа Ф.А.Абрамова, разделенный на отрывки; карта Архангельской области; штурвал; распечатанные таблички (Пинега, деревня, лес, речка, рыба); таблички для перепутанной логической цепочки (одноклассник рассказчика, весельчак, воевал, первый охотник в районе, помяла медведица, измученные глаза); магнитная доска и магниты; воздушные шары; распечатанные листы с вертикально расположенным словом совесть (1 на парту); презентация, экран, мультимедийный проектор; алгоритмы самооценки.
План урока
Организационный момент. Общая готовность детей к уроку, концентрация внимания.
Работа с текстом до чтения:
- чтение и анализ эпиграфа,
- формулировка темы урока,
- определение названия произведения, антиципация чтения,
- появление целей урока.
3. Работа с текстом во время чтения: первичное чтение текста по
отрывкам и беседа по тексту.
4. Работа с текстом после чтения. Беседа по содержанию текста в целом.
Рефлексия. Алгоритм самооценки.
5. Подведение итогов урока. Рефлексивный экран. Домашнее задание.
Методы и приемы, используемые на уроке: подводящий диалог, побуждающий диалог, выделение ключевых слов, антиципация, диалог с автором, зеркальная загадка, кластер, перепутанная логическая цепочка.
Ход урока
Слово учителя. Приветствие. Настрой на работу.
Работа с текстом до чтения
Чтение эпиграфа – поэтических строк Е.А.Евтушенко.
- Сегодняшний урок литературы я начала строками современного поэта Е.А.Евтушенко. О чем они? (о неповторимости каждого, даже человека без выдающихся способностей).
- Определить тему урока нам поможет предмет, который у меня в руках (Штурвал. Человек совершает поступки, которые влияют на его жизнь, человек делает нравственный выбор).
- Что заставляет человека осуществлять нравственный самоконтроль? (Совесть дает оценку поступку)
- Что такое совесть? Подберите синонимы. (Внутренний голос, строгий судья, советчик, душа, основа нравственности)
- Для чего дана совесть человеку?
Итак, тема урока - «Жить в ладу с собой, со своей совестью». Слайд 1
- Какие вопросы к теме урока вы можете задать? (Легко или трудно жить по совести?)
- Можно ли однозначно ответить на этот вопрос?
Эти слова принадлежат писателю, родившемуся в деревне Веркола на реке Пинега, Ф.А.Абрамову.
Чтобы ответить на поставленный вопрос, мы обратимся к рассказу писателя. Определить название рассказа нам поможет зеркальная загадка «Кошачий стыд». Слайд 2 Рассказ называется «Собачья гордость». Слайд 3
- Какие вопросы нам необходимо рассмотреть на уроке? (прочитать и проанализировать текст, ответить на вопрос ТЕМЫ (Легко или трудно жить по совести).
- «Собачья гордость». В чем необычность словосочетания? Антиципация (гордость – качество человека).
- Предположите содержание рассказа по предметам, изображенным на экране. Слайд 5
-Как мы можем проверить наши предположения? (прочитать)
Работа с текстом во время чтения
Чтение с остановками. Комментирование чтение
Чтение учителем первого отрывка.
- Где происходит действие рассказа? (Пинега, табличка).
- Почему рассказчик не узнал знакомого? (зачитать портрет Егора)
- Кто, по-вашему, Егор Тыркасов?
- Как нам получить точный ответ? (прочитать текст)
Чтение учителем второго отрывка.
- Что мы узнали о месте, где жил Егор? Назовите ключевые слова (учащиеся выбирают таблички, прикрепляют на карту Архангельской области - Пинега, деревня, лес, речка, рыба )
- Что мы узнали о главном герое? Составьте кластер о Егоре Тыркасове. Слайд 5.
- Восстановите перепутанную логическую цепочку о герое. (учащиеся на магнитной доске расставляют в нужном порядке слова-характеристики жизни героя: весельчак, одноклассник рассказчика, воевал, первый охотник в районе, помяла медведица, измученные глаза)
- Как вы поняли, почему лес «на замке» для Егора?
- Кто это, Утопыш? (предположения учеников)
Проверим наши предположения?
Чтение учителем третьего отрывка.
- Какая же «беда всей жизни» произошла с Егором?
- Как он характеризует Утопыша? Составьте кластер об Утопыше.
( «коротыга», «чистый зверь», «настоящий медвежатник», «лютее зверя», «умный пес»). Слайд 6.
- Какое слово в большей степени выражает чувство жалости?
(«коротыга» ) Что это за слово? (Словарь В.И.Даля: «коротыга, коротышка об. короткая вещь, животное; малыш, низенький человек»)
- Как мог загубить Егор Утопыша? (предположения учеников)
Читая следующий отрывок, попробуйте сами задавать вопросы автору в местах, где есть буква В, т.е. ВОПРОС.
Самостоятельное чтение учениками четвертого отрывка.
- Какие вопросы автору вы задали? Диалог с автором (Например: Кто такой пестун и шатун? Пестун – в некоторых областях, в т.ч. в Архангельской области, медвежонок старше года, оставшийся при матери. Шатун - это медведь, не набравший на зиму жира и не залегший в берлогу).
- Совестливый ли человек Егор? Докажите текстом.
-Каким, по-вашему, будет финал рассказа? (прогнозы обучающихся)
Чтение учителем пятого отрывка.
Работа с текстом после чтения
- Почему, по-вашему, Утопыш умер? (от тоски, от ненужности)
- Похожи ли герои? Слайд 7. (герои тоскуют от невозможности заниматься любимым делом, верные)
Слайд 8.
- Чем болен герой? ( болен душой) Его душа страдает. Муки совести. Легко или трудно жить по совести?
Слайд 9. СЛОВА ПУШКИНА
Выдать шары. Представим, что это страдающая душа человека. (Надуваем шар). Что происходит, когда человек испытывает муки совести?
Как помочь избавиться от мук совести? (Попросить прощения, раскаяться, рассказать кому-то)
Легко ли это сделать? ). Сдуваем шарик медленно. Трудно (от мук не избавились: шарик пищит, скрипит, воет. Так стонет душа человека, освобождающегося от страданий. Его СОВЕСТЬ.
Рефлексия
Используя акрослово (СОВЕСТЬ), подберем слова-характеристики, ассоциации, связанные с произведением (работаем в парах). Слайд 10.
Выносим слова на доску (Например: собака, стыд, страдание, охотник, открытый финал, выбор, Веркола, Егор, стыд, сторож, тоска, Тыркасов). Учащиеся комментируют выбранные слова.
Алгоритм самооценки
(вопросы ученику)
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Что нужно было получить в результате?
……………………………………………………………………………………
2-й шаг. Удалось ли получить результат?
……………………………………………………………………………………
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой?
4-шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (соседа, класса?)
…………………………………………………………………………………….
Какую оценку ты себе поставишь?
Слово учителя
- Федор Абрамов считал, что самое большое счастье человека – «жить в ладу с собой, со своей совестью». Слайд 11. Учитель берет штурвал.
Как же надо жить? Какой путь выбрать?
«Людей неинтересных в мире нет». Чем интересен Егор? (Он испытал трудный путь пробуждения совести).
Я предлагаю вам выйти и прикоснуться к штурвалу жизненного пути для того, чтобы сделать правильный нравственный выбор – путь честности, ответственности и доброты.
Рефлексивный экран
Слайд 12.
Домашнее задание. По выбору: 1) написать письмо Егору, в котором рассказать, чем он вам интересен. 2) написать письмо от лица Егора Тыркасова, в котором рассказать о его дальнейшем жизненном пути.
Список использованной литературы к уроку
Абрамов Ф.А. Душа и слово. Размышления о литературе, об искусстве, о слове и творчестве, о призвании и роли художника, о судьбе страны, народа и человека: статьи, выступления, беседы, интервью, заметки. Сост. Л.Крутикова-Абрамова. - Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2011.-343 с.
Абрамов Ф.А. Собачья гордость / Ф.А.Абрамов Деревянные кони: Повести и рассказы.- Ленинград : Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1972.- 248 с.
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения.//
Беличенко Д.Ю. Уроки литературы в 10-11 классах. Методические рекомендации для учителя/ Д.Ю.Беличенко.- М.: Баласс,2015.- С.291-299.
Горобец Н.И. Интерпретационная деятельность учащихся на уроках литературы: учебное пособие/ Н.И.Горобец; Поморский гос. Ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2011.- 208 с.
Образовательные технологии. Сборник материалов в помощь. – М.: Баласс, 2008. (Образовательная система «Школа 2100»). С.65.
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н.Светловская// Начальная школа.- 2003. - №1.- С.11-18.
Приложение 1
Рассказ Ф.А. Абрамова «Собачья гордость»,
разделенный на смысловые части.
1 отрывок
Так-то раз, в ожидании самолета, бродил я по травянистому берегу Пинеги, к которой приткнулся деревенский аэродром. День был теплый, солнечный. Пассажиры, великие в своем терпении, как истые северяне, коротали время по старинке. Кто, растянувшись, дремал в тени под кустом, кто резался в «дурака», кто, расположившись табором, нажимал на анекдоты.
Вдруг меня окликнули. Я повернул голову и увидел человека в белой рубахе с расстегнутым воротом. Он лежал, облокотившись, в траве, под маленьким кустиком ивы, и смотрел на меня какими-то тоскливыми, измученными глазами.
- Не узнаёшь?
Человек поднялся, смущенно поправил помятую рубаху. Бледное, не тронутое загаром лицо его было страшно изуродовано: нос раздавлен, свернут в сторону, худые, впалые щеки, кое-где поросшие рыжеватой щетиной, стянуты рубцами...
- Ну как же? Егора Тыркасова забыл...
Бог ты мой! Егор Тыркасов...
2 отрывок
Да, мне приходилось слышать, что его помяла медведица, но... Просто не верилось, что этот вот худой, облысевший, как-то весь пришибленный человек - тот самый весельчак Егор, первый охотник в районе, которому я отчаянно завидовал в школьные годы.
Жил тогда Егор по одной речке, на глухом выселке, километров за девяносто от ближайшей деревни. Леса по этой речке пока еще не были вырублены, кишмя кишели зверем и птицей, а сама речка была забита рыбой. Каждую зиму, обычно под Новый год, Егор выезжал из своего логова, как он любил выражаться, в большой свет, то есть в райцентр.
- Да, брат, - сказал Егор, когда мы уселись под кустом, - с войны вернулся как стеклышко. Хоть бы царапнуло где. А тут медведица - будь она неладна... А все из-за себя, по своей дурости. Подранил - хлопнуть бы еще вторым выстрелом, а мне на ум шалости. Так вот, не играй со зверем!
- Для меня-то лес заказан. На замке.
- Думаешь, из-за медведицы? Нет, после того я еще десяток медведей свалил. Егор глубоко вздохнул. - Утопыш меня сразил. Так сразил... Хуже медведицы размял...
3 отрывок
Пес у меня был, Утопышем назывался. Беда моей жизни...
- … лет, наверно, семь тому назад иду я как-то вечером вдоль реки - сетки ставил. А осень - темень, ничего не видно, дождь сверху сыплет. Плеск какой-то слышу у берега. Щучонок разыгрался или выдра за рыбой гоняется? Подошел, чиркнул спичкой. На, у самого берега щенок болтается, никак на сушу выбраться не может. …сжалился - больно эта коротыга за жизнь цеплялась! Дома, конечно, ноль внимания. Какой же из него пес? Я даже клички-то собачьей ему не дал. Митька-сынишка: «Утопыш», и мы с женой: «Утопыш». Иной раз даже пнешь, когда под ногами путается. И вот так-то - не помню, на охоту, кажись, торопился - занес на него ногу. А он - что бы ты думал? - цоп меня за валенок. Утопыш - и такой норов! Тут я, пожалуй, и разглядел его впервые. Сам маленький - а весь ощетинился, морда оскалена - чистый зверь.
«Дарья, - говорю это женке-то, - да ведь он настоящий медвежатник будет. Корми ты его хорошенько».
И до того я натаскал пса - лютее зверя стал, люди не подходи... Да, этот пес меня озолотил. Десять медведей с ним добыл. Пойду, бывало, в лес: уж если есть зверь, не уйдет. Вот до чего умный пес был! И еще бы сколько зверя с ним добыл, да сам, дурак, пса загубил...
4 отрывок
Понимаешь, поставил я зимой капкан на медведя. Из берлоги пестун вышел, а может, шатун какой. Бывают такие медведи. (В) … вечером соседка с лесопункта приехала. На лесопункте, говорит, вино дают. назавтра встал - себя не узнаю - смотрю, а в избе как пусто. Все на месте, а пусто... Далее вспомнил: где у меня Утопыш-то? А так пес завсегда при мне. «Дарья, говорю, где пес-то?» (В)
«За тобой, наверно, ушел. Как сбежал ты со двора, он тут повыл-повыл ночью, а утром пропал».
Тут меня как громом стукнуло. Вспомнил: ведь у меня капкан поставлен! (В) Бегу, сколько есть мочи, а у самого все в глазах мутится. Следов не видать - пороша выпала. Ну, а дальше плохо и помню... Подбежал к капкану, а в капкане заместо зверя мой Утопыш сидит...(В) Вишь ты, ночь-то он хватился меня: нету. Повыл-повыл и побежал разыскивать. А где разыскивать? Собака худо о хозяине не подумает. Она труженица вечная и о хозяине так же думает. Ну, а след-то у меня к капкану свежий. Она, конечно, туда... Увидел я пса в капкане, зашатался, упал на снег, завыл. Ползу к нему навстречу... «Ешь, говорю, меня? Утопыш...»
А он лежит у капкана - нога передняя переломана, промеж зубьев зажата и вся в крови оледенела. Ну, приполз я к нему. «Загрызай, пес! Сам погубил тебя».
А он знаешь что сделал? (В)
5 отрывок
Руку стал мне лизать... Заплакал я тут. Вижу - и у него из глаз слезы.
«Что, говорю, я наделал-то, друг, с тобой?»
А он и в самом деле первый друг мне был. Сколько раз из беды выручал, от верной смерти спасал! А уж работящий-то! Кабы он на меня тогда зарычал, бросился - все бы не так обидно. Стерпел бы какую угодно боль. А тут собака - и еще слезы надо мной проливает... Видно, она меня умнее, дурака, была - даром что речь не дадена. Уж он бы меня сохранил, до такой беды не допустил. Ну, вынул я его из капкана, поднял на руки, понес... Что -- нога зажила, а не собака. Раньше на людей кидался, а тут сидит у крыльца, морду задерет кверху и все о чем-то думает. Я уж и привязывать не стал...
Купил я на стороне заместителя. Ладный песик попался, хоть и не медвежатник. И вот тут-то и вышла история... Привел я нового пса домой, стал собираться в лес. Вышел на крыльцо. «Ну, старина, говорю, это Утопышу-то, отдыхай. Больше ты находился на охоту».
Молчит, как всегда. Морда кверху задрана. И только я встал уходить с новым псом со двора, он как кинется вслед за мной. У меня все в глазах завертелось. Гляжу, а новый-то песик уж хрипит - горло перекушено... Знаешь, не вынес он - гордый пес был. Как это чужая собака с его хозяином на охоту пойдет? Не знаю, денег мне жалко стало … или обида взяла, только я ударил Утопыша ногой. Ударил, да и теперь себе простить не могу. Опрокинулся пес, потом встал на ноги, похромыкал от меня прочь. А через две недели умер.
Это, я так думаю, через гордость он свою умер. Не перенес! Видно, он так рассуждал: «Что же ты меня в капкан словил, да меня же и бьешь? Сам кругом виноватый, а на мне злобу вымещаешь. Ну, так ты меня попомнишь! Попомнишь мою собачью гордость! Навек накажу». И наказал...
Как умер, так я уже больше собаки не заводил. И с охотой распрощался. Без собаки какая охота, а завести другую не могу. Не могу, да и только.
И в лес ступить не могу. Утопыш перед глазами стоит. Так вот и мучаюсь... В прошлом году в Архангельск к профессору ездил. Куда там! Все проверил … анализы все снял. «Здоров», - говорит… а я жизни лишился... Вот теперь к старичку одному - под Пинегой живет - собрался. Слово, говорят, такое знает - от всего лечит...
Егор замолчал, отвел глаза в сторону.
- Как думаешь, поможет? - спросил он меня.
Я пожал плечами. Да и что я мог ответить ему, жаждущему немедленного исцеления?
Приложение 2
Слайды к презентации
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Приложение 3
Конкурсная работа (конспект и презентация к уроку) представлена на электронном носителе – CDR-диске.