Муниципальный этап конкурса
Учитель года 2017
Методический семинар
Автор : Учитель музыки МКОУ Дроздовская СОШ
Ольховатского муниципального района Воронежской области
Пивнева Нунехия Юрьевна
Начало музыкально-эстетического воспитания начинается с первых дней жизни маленького человека.
2
Дальнейший этап становления музыкального воспитание – это школа.
Цели:
затронуть и раскрыть в учащихся ту сторону их духовного существа, которой одна музыка может глубоко коснуться, - их непосредственное, чисто музыкальное ощущение жизни.
1918 г.
- воспитание любви к Родине, к своему народу, формирование нравственных идеалов, воспитание эстетических чувств, расширение кругозора, развитие музыкального слуха и способностей учащихся.
1960 г.
- ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, … воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры
Д.Б.Кабалевский, 1987 г.
3
Работая в системе государственного образования, каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС.
4
Фундаментальное ядро
ФГОС
УУД
базовые национальные ценности
основные элементы научного знания
универсальные учебные действия (УУД)
Личностные
5
Интересный урок
личность учителя
(очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала
(когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);
методы, формы и приемы обучения .
6
В условиях реализации требований ФГОС НОО и ООО наиболее актуальными становятся
технологии:
Для активизации учебно-познавательной
деятельности учащихся
на уроках музыки я в своей практике
активно использую:
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Технология развивающего обучения
Технология мастерских
Технология ассоциативно-образного мышления
Технологии уровневой дифференциации
Здоровьесберегающие технологии
Модульная технология
Игровые технологии
Кейс – технология
Педагогика сотрудничества .
Групповые технологии.
Технологии уровневой дифференциации
Традиционные технологии (классно-урочная система)
7
О каждой технологии можно много
рассказать, показать, поделиться, но
сегодня я расскажу о…
Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников ( подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р. )
Здоровье сберегающая технология
(Слушание музыки, исполнение песен участие
в разнообразной творческой деятельности
снимает нервные перегрузки,
положительно влияет на
эмоциональное состояние учащихся)
Игровая технология
(школьники во время игры мало устают, во – вторых, активно работает их мозг и интеллект)
8
На годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека более чем на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от знаний, умений и желания сохранять его самим человеком.
9
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология . Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения –
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
10
Виды музыкальной деятельности,помогающие здоровьесбережению учащихся
Виды речевых упражнений: имитации «эхо», игры-диалоги; артикуляционные, фонематические игры; упражнения с сопровождением «звучащих жестов», упражнения с сопровождением детских музыкальных инструментов, двигательно-речевые и коммуникативные игры.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.
Задания развивают воображение, учат детей лучше понимать друг друга, помогают понимать музыку, любить ее и запомнить
Речевое упражнение служит также эффективным средством развития интонационного слуха, оно наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать.
Чудо – нос. После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Носиком дышу, дышу свободно,
глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание… Раз, два, три, четыре – Снова дышим: глубже, шире
Занятия направлены на развитие: чувства ритма, музыкального слуха и вкуса; умения правильно и красиво двигаться, укрепления различных групп мышц и осанки; умения чувствовать и передавать характер музыки
Дыхательные упражнения
Двигательные упражнения
Речевые упражнения
11
Виды музыкальной деятельности,помогающие здоровьесбережению учащихся
Вокалотерапия
Музыкотерапия
Голос, которым поют наши учащиеся, должен литься свободно, без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников.
Терапия творчеством
Преимущество метода исцеления души, в основе которого лежит рисунок, танец, театр, музыка или движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило с событиями реальной жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.
Фольклорная арт-терапия
Это метод, использующий фольклор в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Улыбкотерапия
Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. В улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Постепенно улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей. От внутренней улыбки во время исполнения зависит качество звука.
12
Я не являюсь приверженцем какой-то одной педагогической технологии,
поэтому в своей работе использую приемы различных технологий.
И все же, по моему мнению, главное – это УЧИТЕЛЬ.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка –
вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение
новых стандартов школьного образования.
13
Источники:
- http://www.eti-deti.ru/specpsy/211.html Детская психология, воспитание детей
- http://dou78.ru
- http :// i - mazina . ru / metodihka / mihlenie /
- http ://suslovoschool.narod.ru
- http :// www.emissia.org/
- http :// uvd45.ru/
- http://pandia.ru/
- http:// ext.spb.ru
- http:// academy-prof.ru
- http :// krinik . ru / content / sovremennyy - urok - muzyki - v - kontekste - fgos
- https://fs00.infourok.ru/images/doc/184/211324/640/img19.jpg
Литература:
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М., 2002 г.
3. Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985
4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. СПетербург, Питер, 2003
5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
14