СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование в обучении решению задач школьников с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моделирование в обучении решению задач школьников с интеллектуальными нарушениями»

Использование метода моделирования при решении арифметических задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) среди задач реализации содержания предметной области «Математика» выделено положение об овладении способности решать арифметические задачи, а также о формировании способности пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач. Добиться овладения учащимися с нарушением в интеллектуальном развитии доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии – главная задача обучения математике.

У младших школьников с нарушениями в интеллектуальном развитии существуют большие трудности при решении арифметических задач, так как ученики не могут правильно сформулировать вопрос к задаче, опускают важные числовые данные, неверно записывают решение и ответ к задаче, выбор необходимого арифметического действия также затруднен. Поэтому учителям в начальных школах необходимо уделять большое внимание решению арифметических задач.

Умение решать арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, записывание числовых данных и решения задачи, выделение вопроса, условия формируется в адаптированной программе по учебному предмету «Математика», разработанной авторами М.Н. Перовой, В.В. Эк, которая включена в сборник программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный, 1-4 класс) под редакцией В.В. Воронковой. Так, в первом классе с детьми ведется работа по изучению структуры задачи (выделение условия, вопроса), записи решения и ответа, а также решение простых арифметических задач на нахождение суммы и разности. Во втором классе дети знакомятся с краткой записью, а также с простыми арифметическими задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на», «меньше на») и составными задачами в два действия. В третьем классе идет работа над простыми арифметическими задачами на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию), на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Продолжаются решаться составные арифметические задачи в 2 действия (сложение, вычитание, умножение, деление). В четвёртом классе с детьми решаются простые задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в», «меньше в»), также простые задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью; простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Дети продолжают решать составные арифметические задачи, решаемые в два действия.

В методике работы над любой арифметической задачей можно выделить следующие этапы:

1) работа над содержанием задачи, где дети осмысливают содержание задачи, зависимость между данными задачи и вопросом, а также моделируют задачу;

2) поиск решения задачи – здесь учащиеся отвечают на вопросы учителя по задаче, выбирают нужное арифметические действие и составляют устный план решения;

3) решение задачи, в котором дети записывают решение и ответ к задаче;

4) формулировка ответа, которая может быть краткой или полной;

5) проверка решения задачи, т.е. учащиеся проверяют реальность ответа (соответствие его жизненной ситуации) и соответствие ответа условию и вопросу задачи; 6) последующая работа над решенной задачей – учитель ставит перед учениками вопросы по решенной задаче, предлагает повторить весь ход решения устно, а также может попросить составить обратную задачу.

Решение арифметических задач вызывает у детей с нарушениями интеллекта ряд специфических затруднений еще и потому, что они с большим трудом понимают описанное в тексте задачи изменение ситуации и не представляют результаты этого изменения. Для этих детей выбор математического действия, которое адекватно отражало бы преобразование исходных множеств, и содержание обоих результатов представляют значительную трудность.

Очень важно развивать у учащихся умение мысленно представлять себе отраженную в тексте задачи ситуацию и следить за тем, чтобы они не просто воспроизводили слово в слово текст задачи, а умели осмысленно изложить ее содержание. Необходимо предлагать учащимся различные упражнения по переводу словесно сформулированной задачи в наглядно-действенную. Для этого целесообразно использовать прием моделирования. Содержание разбираемой задачи демонстрируется учителем, а иногда самими учениками на наборном полотне, в песочном ящике, можно применять также различные макеты (макет школы, кормушка для птиц, взлетная площадка для «самолетов», «вертолетов» и так далее). При анализе предметного содержания задачи очень важно использовать такие приемы, которые дают возможность ученику конкретизировать условия задач, то есть наглядно, образно представить зависимость между величинами, а также помогают отвлечься от несущественных признаков задач.

Для того чтобы решить задачу, учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё - к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели).

Для решения текстовых задач моделирование является основой, особенно в поисках самими учащимися разных способов решения одной и той же текстовой задачи. Таким образом, графическое моделирование при решении текстовых задач делает задачу понятной для каждого ученика, обеспечивает качественный анализ задачи, обоснованный выбор необходимого арифметического действия, повышает активность и гибкость мыслительной деятельности в поисках разных способов решения одной и той же текстовой задачи.

Моделирование – это замена действий с разными предметами, действиями с их уменьшенными образцами, моделями, а так же с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами, алгоритмами.

Каждая модель выступает как одна из форм отображения сущности (структуры) задачи, а ее преобразование осуществляется путем постепенного обобщения, абстрагирования и, в конечном итоге, построения математической модели. Таким образом, чтобы решить задачу, надо построить ее математическую модель, моделирование один из основных приемов при обучении школьников с ИН решению арифметических задач.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!