Мониторинг профессиональных дефицитов
и затруднений педагогов
Баджурак Маргарита Вячеславовна, педагог-психолог
МОАУ «СОШ № 60»
В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. От уровня профессиональной компетентности педагога зависит качество образования.
Профессиональная компетентность педагога – это качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач.
Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога.
Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога.
Задача педагога-психолога, обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.
Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.
Самая большая проблема при создании контента мониторинга связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований. Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому учитывая специфику образовательно-воспитательного процесса конкретного учреждения образования, нами была разработана программа мониторинга «Профессиональные дефициты и затруднения педагогов».
При разработке программы мониторинга мы руководствовались трудами отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А.Карповой, А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной, а также подходом Дугласа Уилмса, профессора университета Британская Колумбия (Канада).
Значимость программы мониторинга заключается в том, что по окончанию мониторинга предлагаются индивидуальные рекомендации.
Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:
-
определение цели мониторинга и задач;
-
определение объектов мониторинга;
-
отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
-
сбор информации;
-
активация механизма реагирования на полученную информацию;
-
использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и генерации адекватного ее варианта;
-
реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
-
цикл движения информационного потока.
Общая цель - повышение качества образования в образовательной организации.
Конкретная цель – создание мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающего реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации.
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме: диагностика, результат, корректировка, прогнозирование.
Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.
Этапы реализации программы
«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»
I этап (организационно - подготовительный):
- разработка Положения о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;
- составление циклограммы мониторинга;
- подбор и разработка диагностического инструментария.
II этап (практический):
- проведение мониторинговых процедур;
- анализ промежуточных результатов;
- анализ работы по программе мониторинга.
III этап (обобщающий) :
- разработка психолого-педагогических, методических материалов в помощь педагогам по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.
- корректировка и совершенствование программы мониторинга.
Мониторинговый контент
Критерии: компетентности и компетенции | Показатели | Диагностические средства, методы и формы | Периодичность |
П р о ф е с с и о н а л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь |
Профессионально значимые личностные качества педагога | Общая культура педагога | Анкетирование | 1 раз в год |
Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки. | Анкетирование | По мере необходимости |
Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам) | Наблюдение, анкетирование, тестирование | По мере необходимости |
Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения) | Наблюдение, анкетирование, тестирование | По мере необходимости |
Умение продемонстрировать свои достижения | Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства | В течение года |
Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению | Анкетирование | 1 раз в год |
Мотивация учебной деятельности | Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам) | Анкетирование, тестирование | В течение года |
Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся |
Постановка целей и задач педагогической деятельности | Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся | Экспертная оценка учебного занятия Анкетирование, анализ результатов анкетирования | В течение года |
Умение планировать воспитательную работу |
Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии | Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность |
Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся | Анализ документации | 1 раз в год |
Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения | Экспертная оценка учебного занятия | В течение года |
Умение организовать проектную деятельность обучающихся |
Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу |
Умение реализовать метапредметные знания |
Организация учебной деятельности | Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся |
Осуществление оценочно-ценностной рефлексии | Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке | Экспертная оценка учебного занятия | В течение года |
Умение оценить результаты своей деятельности | В ходе самоанализа урока | В течение года |
Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств | Анкетирование, анализ результатов анкетирования | В течение года |
И н ф о р м а ц и о н н а я к о м п е т е н т н о с т ь |
Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач | Умение работать с информационными источниками | Экспертная оценка деятельности педагога | В течение года |
Умение работать с научной, методической и учебной литературой |
Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста |
Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий. |
Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ | Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога |
Использование компьютерных и мультимедийных технологий | Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия | Анкетирование | В течение года |
Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности | Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии) | Анализ документации, экспертная оценка | В течение года |
К о м м у н и к а т и в н а я к о м п е т е н т н о с т ь |
Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей | Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного ученика | Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации | 1 раз в год |
Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.) |
Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях | 1 раз в год |
Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся | Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога | 1 раз в год |
П р а в о в а я к о м п е т е н т н о с т ь |
Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач | Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ, соответствующие Концепции развития дополнительного образования детей | Тестирование по методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов | 1 раз в год |
Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса | Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа) | В течение года |
Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи. | 1 раз в год |
Результаты мониторинга профессиональных затруднений педагогов, проведенного в Центре детского творчества в 2017-2018 уч. году
Показатели | Результат |
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. | 88% педагогов, 12% - молодые специалисты |
Умение обеспечить успех в деятельности | высокий уровень - 80% педагогов средний уровень - 20% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы | высокий уровень - 81% педагогов средний уровень - 19% педагогов низкий уровень - 1% педагогов |
Умение вести самостоятельный поиск информации | высокий уровень - 91% педагогов средний уровень - 9% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
Умение разработать образовательную программу | 79% педагогов |
Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности; знания детской психологии; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях | высокий уровень - 60% педагогов средний уровень - 40% педагогов низкий уровень - 12% педагогов |
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения | высокий уровень - 82% педагогов средний уровень - 18% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
Владение современными формами, методами, методиками преподавания и технологиями обучения (уровень профессиональных умений) | высокий уровень - 74% педагогов средний уровень - 26% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
По итогу мониторинговых исследований были приняты соответствующие управленческие решения и запланирована работа с педагогическим коллективом на 2020-2021 учебный год.
По итогам проведенного мониторинга в 2020 году были получены следующие результаты:
наблюдается
- увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии;
- увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ;
- положительная динамика участия педагогов образования в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов;
- рост профессионального мастерства педагогических работников;
- увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышение квалификации;
- положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта (открытые уроки).
Анкетирование, проведенное нами, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить следующие профессиональные затруднения:
- выбор современных форм, методов, технологий обучения;
- ИКТ-компетентность.
и их причины:
- перегрузка разными видами деятельности;
- недостаток времени на самообразование;
- недостаточная методическая оснащенность;
- профессиональное выгорание и педагогическая деформация;
- индивидуально-личностные причины затруднений.
Улучшить результаты мониторинга возможно с помощью проведения комплекса психолого-педагогических и методических мероприятий, таких как мастер-классы, стажировка, открытый микрофон, тренинг, ярмарка идей, методический фестиваль, педагогическая мастерская и другие.
5