СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Mосква – столица нашего государства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 2  УМК: Перспективная начальная школа.  Тип учебного занятия: Изучение нового материала. Тема урока: Москва-столица нашего государства. Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с историей столицы нашей родины; основными достопримечательностями Москвы, гербом Москвы; способствовать формированию умения работать с картой, планом, рисунком; способствовать развитию речевых умений, внимания.

Просмотр содержимого документа
««Mосква – столица нашего государства»»

Разработка урока

по предмету «Окружающий мир»

2 класс (ПНШ)





«МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА»











Выполнила: учитель нач. классов

МБОУ «Школа №29»

Пантелеева Татьяна Михайловна













г. Дзержинска



Разработка урока №1

по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

Класс: 2

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.

Тема урока: Москва-столица нашего государства.

Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с историей столицы нашей родины; основными достопримечательностями Москвы, гербом Москвы; способствовать формированию умения работать с картой, планом, рисунком; способствовать развитию речевых умений, внимания.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся воспроизводить следующие знания по теме: столица – главный город государства, столица России – Москва, сердце Москвы – Кремль, главная площадь столицы – Красная площадь.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательных задач.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: испытывают чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество», «Родина», «Москва»; осознают особую роль столицы России – Москвы – в жизни страны.

.

Оборудование: ребусы «Столица», «Москва»; фотографии достопримечательностей Москвы; герб Москвы; кроссворд «Путешествие по Москве». .

Ход урока

I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребусы:

(Столица.)

(Москва.)

– Какой город называют столицей? (Столица – главный город государства.)

– Что вы знаете о Москве? (Москва – столица нашей родины.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с историей столицы нашего государства.

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 68–69).

Учащиеся читают текст «История Москвы и Красной площади» на с. 68.

– Что означает слово «Москва»? (Предположения учащихся.)

– Существует немало гипотез происхождения этого слова. Очевидно, город был назван по имени реки, текущей в этом месте. В различных древних памятниках письменности он нередко упоминается при помощи описательного выражения «на Москве», то есть «город на Москве-реке».

Ученые, основываясь на родственных связях древних языков друг с другом, выдвигали различные теории возникновения слова «Москва». Одни считают, что оно – финно-угорского происхождения, другие – ирано-скифского, третьи – кавказского.

Однако самой убедительной является так называемая славянская теория. Ее сторонники выдвинули гипотезу, что корень «моск-», «москы-», существующий как в русском, так и в балтийских языках и означающий «жидкий, мягкий, слякотный, гнилой», и лег в основу имени города.

Значение названия «Москва» – «топкая, болотистая, мокрая местность». Именно такой ее увидели наши далекие предки. А элемент «-ва» очень часто употреблялся в названиях рек, например Протвa (Поротва), Хотва, Измоства и др.

Далее учитель по ходу рассказа демонстрирует фотографии с видами Москвы, Красной площади, Кремля, Лобного места, Покровского собора.

– Посетим главную площадь нашей страны – Красную. Почему площадь называется Красной?

Красная площадь получила свое название после постройки на ней в конце XVII в. красивых каменных зданий. Красная – значит «красивая». До недавнего времени понятие «Красная площадь» имело и другой смысл: слово красная означало «революционная».

История Красной площади начинается с XV в. Представим себе, что мы перенеслись в то время. Что увидели бы мы здесь? До середины XVII в. Красная площадь называлась «Пожар», так как здесь были деревянные торговые ряды (лавки, шалаши, скамьи и пр.), которые часто горели. Случалось, площадь выгорала дотла. Но проходило немного времени, и она отстраивалась заново.

Целый день – от восхода до заката солнца – здесь шла бойкая торговля. Здесь собирались и москвичи, и приезжие из других городов обширной Руси, постоянно толпились люди разного звания: купцы, ремесленники, московская голытьба (беднота), дьяки и подьячие (чиновники), земские «ярыжки» (полицейские), посольские слуги и другой люд.

Здесь можно было не только купить и продать любой товар, но и узнать последние новости. В 1698 г. по приказу Петра I все торговые ряды на Красной площади были снесены в течение трех дней. (Даты даются для сведения учителя.)

Кремлевская стена ограничивает Красную площадь с запада.

Как выглядели раньше башни и стены Кремля? Чем они отличались от современных стен и башен?

Башни не имели шатровых верхов. Они смотрелись сурово и воинственно. Шатры были построены лишь в XVII в., когда Московский Кремль утратил былое военное значение. А в конце XV–XVI вв. Кремль был грозной, неприступной крепостью. Башни Кремля делали крепость особенно надежной. С них можно было издалека заметить неприятеля, вести обстрел противника у самого подножия стен. В башнях хранились запасы пороха, оружия. Там размещались защитники Кремля. Недаром за всю свою многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.

Вдоль кремлевской стены от Москвы-реки до Неглинной (от Спасских до Никольских ворот) в 1508 г. был выкопан глубокий ров шириной 36 м, глубиной от 9 до 12 м. Ров был выложен белым камнем и огражден с обеих сторон невысокими кирпичными стенами с зубцами, наподобие кремлевских. В ров была пущена вода из реки Неглинной. Кремль оказался на острове. Это еще более укрепило его военную мощь. Для проезда в Кремль через ров было сооружено два деревянных моста – к Никольским и к Спасским воротам. В XVII в. деревянные мосты были заменены каменными, а в начале XIX в. ров был засыпан, а мосты снесены.

Информация для учителя

Кремли, или кремники – древнерусские крепости – сохранились во многих городах. Но мы, услышав слово «Кремль», представляем зубчатые стены и высокие башни самого знаменитого из них – Московского. А хотите узнать, как он создавался?

Князь Юрий Долгорукий стоял на высоком холме и оглядывал из-под ладони окрестности. До самого горизонта простирались дремучие леса. Под холмом, омывая его, текли две реки: величаво несла воды широкая Москва, суетливо бежала ей навстречу узенькая лесная Неглинная. В густом лесу перепархивали и кричали вспугнутые дружинниками князя птицы, проскакивали зайцы. «Славно, – думал, улыбаясь в усы, князь. – И охота есть, и рыба, знать, водится. Вражьей силе на конях сквозь чащобу не пробраться. А друг – по реке приплывет».

Вспомнив о друге, Юрий Долгорукий вернулся в маленькую деревянную крепость и отписал побратиму князю Святославу: «Приди ко мне, брате, в Москов».

После вышел из терема, послушал шум соснового бора – по нему и холм прозвали Боровицким, – решил окончательно: «И за деревом далеко не ходить. Буду строиться!».

Вскоре летописец запишет о дружеском пире князей-побратимов: «Был обед силен» и дату укажет – год 1147, который и считается годом основания Москвы. А Кремль на Боровицком холме Юрий Долгорукий отстроил девять лет спустя, укрепив его глубоким рвом и земляным валом.

Ах, хорошее выбрал князь место новому граду! Мало того, что угодья богатые, врагу недоступные, еще оказалась Москва в самом центре Руси да на пересечении водных торговых путей. Год от года разрасталась и богатела крепость над рекой Москвой. А когда орды кочевников разорили великие русские города Владимир, Суздаль и др., стала она собирать ближние земли под свою руку.

В 1339 г. князь Иван Калита отстроил стены и башни Кремля из дуба. В 1367 г. Дмитрий Донской облюбовал белый известняк, что хранился в московской земле в память о море, покрывавшем ее миллионы лет назад. Из него и выстроил Москву Белокаменную. А в конце XV в., когда стала Москва столицей Русского государства, великий князь московский Иван III пригласил лучших зодчих, чтобы сделать ее торжественной и прекрасной. Тогда и возведены были красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые кремлевские соборы.

– Какие памятники находятся на Красной площади?

Вскоре после возведения кремлевских стен в 1534 г. недалеко от Спасских ворот, на крутом обрыве к Москве-реке (на «лбу», как тогда говорили), был поставлен деревянный помост – Лобное место. В 1786 г. деревянное Лобное место было заменено каменным. С Лобного места в торжественные дни царь и высшее духовенство обращались к народу. Отсюда объявлялись царские указы.

(Существует традиционное представление о том, что Лобное место было местом казни. Это не совсем верно. Публичные казни на Лобном месте совершались очень редко, хотя в 1685 г. и был издан царский указ, повелевавший казнить на нем преступников.)

Близ Лобного места стоит замечательный памятник русской архитектуры XVI века – Покровский собор, сооруженный по приказу царя Ивана IV Грозного в 1555–1560 гг. в честь взятия русскими войсками Казани. Более известно другое название Покровского собора – храм Василия Блаженного.

В 1588 г. к северо-восточному углу собора была пристроена небольшая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного. Отсюда – второе название собора.

Покровский собор по праву считается чудом архитектуры. Он состоит из девяти церквей. Форма собора – восьмиугольная звезда с одной церковью в центре и восемью – на лучах звезды. Все девять церквей имеют общее основание. Центральная церковь завершается гигантским шатром высотой 46 м. Вокруг центрального здания расположены четыре большие и четыре малые восьмигранные церкви.

Собор производит впечатление единого сооружения. Он кажется кружевной пирамидой. Несмотря на массивность, собор выглядит легким, ажурным, устремленным ввысь. Это впечатление раньше усиливалось еще и тем, что собор стоял на высоком, обрывистом берегу реки. Покровский собор стоит под углом к площади, и это придает ему особенный, сказочный вид, который так поражал и поражает гостей города.

2. Беседа о гербе города Москвы.

Учащиеся рассматривают герб, рассказывают, кто на нем изображен.

– Где вы уже видели герб Москвы? (На груди двуглавого орла на гербе России.)

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места.

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два! Раз и два!

Прямо спинку все держите,

Раз и два! Раз и два!

И под ноги не смотрите,

Раз и два! Раз и два!

3. Игра «Герб Москвы».

Учитель демонстрирует гербы разных городов.

– Найдите среди этих гербов и раскрасьте герб Москвы.

4. Продолжение путешествия по столице.

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен:

На семи твоих холмах!

Кто Царь-колокол подымет?

Кто Царь-пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У святых в Кремле ворот?!

Ф. Глинка

– О чем это стихотворение?

– Продолжаем узнавать новое. Каковы главные памятники Москвы.

Работа по учебнику (с. 68–69).

– Рассмотрите карту Москвы. Найдите на ней Кремль, храм Василия Блаженного, Большой театр, Третьяковскую галерею, ближайшую станцию метро, Царь-колокол и Царь-пушку.

Учащиеся соотносят достопримечательности на карте Москвы с рисунками-подсказками на левой и правой полосе. Ученики делятся своими впечатлениями о поездке в Москву.

5. Фронтальная беседа «Всем колоколам царь».

Учитель демонстрирует фотографии памятника «Царь-колокол» и рассказывает о его истории.

«…Иноземный посол остановился в изумлении. Ему, побывавшему чуть ли не во всех странах, всякие чудеса повидавшему, нигде и никогда не приходилось видеть ничего подобного. На огромную высоту, на звонницу Ивана Великого, поднималась цветная отливка – колокол, который весил – иноземец удивился – несколько тысяч пудов.

– Если б не увидел своими глазами, – говорил посол, обращаясь к свите, сопровождавшей его, – никогда бы не поверил, что такое чудо возможно…»

Изумление посла можно было понять, если припомнить, что в старые времена крупнейшими в мире считались колокола японского города Киото. Но самый большой колокол в Киото весил в два раза меньше, чем колокол, повешенный на звоннице Ивана Великого в конце семнадцатого века. Поразительно было не только то, что Москва сумела сделать такую отливку. Удивлялись все, что такую махину решились москвитяне поднять на звонницу.

Шведский путешественник зарисовал, как москвитяне с помощью огромных рычагов-бревен и деревянного сруба подняли колокол во много тонн весом на высочайшую звонницу. На десять верст вокруг гудел Иван Великий. Позвонить в такой колокол один человек не мог. Для звона, или, как тогда говорили, благовеста, требовалось сто человек, раскачивавших гигантский язык.

Но недолго пришлось Москве слушать звон колокола-богатыря. Приключился в Кремле пожар. Вспыхнули и сгорели деревянные сваи, на которых был подвешен колокол. Разбился на куски гулкий сплав.

Москва не могла смириться с потерей говорливого великана. И задумали отлить новый колокол, крупнее прежнего.

«…Послали в чужие страны искать мастеров-литейщиков, которые могли бы отлить такой колокол, какого мир не видел и не слышал. Не нашлось нигде смельчаков-умельцев, решившихся бы взяться за столь трудное дело.

Опечалилась Москва. Но пришли в Кремль хитрецы-розмыслы (так называли тогда опытных мастеров) – Иван Федорович и его сын Михаил Иванович Моторины. Их уже знали по всей Руси. Гремели-звенели моторинские колокола и в богатой Твери, и на берегах Днепра, и в Старой Руссе. И сказали Иван и Михаил: «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого от начала мира не было».

И отлили в 1748 году Моторины колокол, какого еще никогда не бывало. Весил Царь-колокол около 12 тысяч пудов – свыше двухсот тонн.

Никто не знает, почему тихим майским вечером на кремлевском холме запылал страшный пожар. Напрасно Моторины и их помощники пытались спасти свое детище. Сгорел деревянный шатер над литейной ямой, а колокол, облитый водой, дал трещины, потом от него отвалился кусок в семьсот пудов. Так и не сбылась мечта славных мастеров Моториных – позвонить в колокол, какого еще мир не слыхал и не видал…»

Когда ты будешь любоваться творением старых литейщиков, когда ты остановишься возле Царь-колокола, безмолвно дремлющего у подножья Ивана Великого, вспомни о том, как любила древняя Русь колокольный звон.

Народный герой Егорий Храбрый, совершая воинские подвиги, ехал на русскую землю и мечтал увидеть там «свету белого, солнца красного» и, конечно, услышать «звону колокольного».



6. Фронтальная беседа «Гром победных пушек».

Учитель демонстрирует фотографии памятника «Царь-пушка» и рассказывает о его истории.

Возле здания Арсенала – так называют в Кремле склад оружия – дремлют на возвышении пушки. Мирно отдыхают орудия, наводившие в былые времена страх на врагов... Не слышен гром пальбы, не видны огненные вспышки.

В песне времен 1812 года рассказывалось о том, как Наполеон послал в Москву письмо с угрозами.

Но Кутузов смело сказал: «А мы встретим злодея среди пути. ...А мы столики поставим ему – пушки медные. А мы скатерти ему постелим – вольны пули. Угощать его будут канонерушки».

Любили в старину воины свои пушки и давали им горделивые названия: «Лев», «Орел», «Волк», «Единорог»... И теперь возле Арсенала стоят пушки с литым изображением льва, орла, волка.

Почти четыреста лет подряд все, кто приходит в Кремль, с теплотой и любовью называют одно имя – Андрей Чохов. Жил в старину такой пушечный мастер в Москве. Работал он на знаменитом Пушечном заводе, что стоял за рекой Неглинной. Помогали Андрею Чохову и другие литейщики и кузнецы, жившие по соседству с Пушечным двором – в Кузнецкой слободе, за Кузнецким мостом. Теперь нет в Москве реки Неглинной – она давным-давно спрятана в трубы под землей, а о Кузнецком мосте напоминает только название улицы.

Что за чудо-пушки отливал Андрей Чохов! Пищаль «Аспид» весила ни много ни мало триста семьдесят пудов. На пушке – изображение крылатого змея с птичьим клювом и двумя хвостами: это и есть Аспид, страшилище из народных сказок.

Однажды пришла в Москву тревожная весть: идет со всей ордой на город крымский хан. Но Андрей Чохов и его друзья – пушечных дел мастера – не сидели сложа руки. Они отлили в 1586 году пушку, о какой никогда и никто не слыхал. Вес ее был две тысячи четыреста пудов, и стреляла она каменной картечью. Поставили пушку на возвышении – для защиты Cпасских ворот Кремля и моста через Москву-реку. К счастью, орда не дошла до Москвы, и не пришлось горожанам увидеть, как бьет оружие, которое за величину прозвали Царь-пушкой.

Возвращаясь с войны, полки привозили в Кремль трофеи. Лежат у Арсенала турецкие и шведские орудия, привезенные петровскими полками. Но особенно много здесь трофеев войны 1812 года, когда войска Кутузова, разбив наполеоновскую армию, прошли от Москвы до Парижа. После большого похода доставлены были в Кремль пушки – французские, прусские, испанские, итальянские, австрийские...

На одной из русских пушек изображена птица Гамаюн. Поет многие годы вещая птица, предвещая ратникам победу.

7. Групповая работа.

– Каждая группа, изучая карту Москвы, помогает Мише составить план экскурсии. Миша, мечтая побывать в столице, рассматривает схему московского метро. Не прочь побывать в Москве и Жучка.

В заключение урока каждая группа предлагает свой экскурсионный план передвижения по городу. Например: «Сначала мы от вокзала доедем на метро до Красной площади. Там мы посмотрим… Затем вновь спустимся в метро и поедем в дельфинарий. От дельфинария недалеко и до зоопарка...» И т. д.

5. Кроссворд «Путешествие по Москве».

По горизонтали:

4) Как называют конного воина?

8) Самая главная, самая славная, самая красивая площадь Москвы.

9) Спасская … .

10) Город, стоящий на берегах ...-реки, основанный более 850 лет назад, столица нашей родины.

14) Храм, в восстановлении которого принимали участие миллионы россиян, внося пожертвования.

По вертикали:

1) Сердце Москвы.

2) Из кирпича какого цвета сложены стены Московского Кремля?

3) Там находится телевизионный центр.

5) Самая популярная улица города, на ней снимается передача «Скажи на СТС».

6) Как называются часы, по которым сверяет время вся страна?

7) Культурное учреждение, которое прославилось на весь мир своими оперными и балетными постановками.

10) Усыпальница В. И. Ленина, построенная из красного мрамора, находится на Красной площади.

11) Он находится на Цветном бульваре.

12) Князь Юрий Долгорукий – ... города.

13) Собрание картин великих художников – Третьяковская ... .

Ответы:

по горизонтали: 4) всадник; 8) Красная площадь; 9) башня; 10) Москва; 14) Храм Христа Спасителя;

по вертикали: 1) Московский Кремль; 2) красного; 3) Останкино; 5) Арбат; 6) куранты; 7) Большой театр; 10) Мавзолей; 11) цирк; 12) основатель; 13) галерея.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Выполнена ли нами поставленная учебная задача?

– Экскурсия по Москве какой группы, на ваш взгляд, оказалась наиболее интересной?

– Какова, по вашему мнению, роль Москвы в жизни нашей страны?

– Кто из вас был в Москве? Какие впечатления вы испытывали, находясь в столице своей родины? Посещение каких столичных мест оставило в вашей памяти неизгладимый след?









































Разработка урока

по предмету «Окружающий мир»

2 класс (ПНШ)





«МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕГО ГОСУДАРСТВА»











Выполнила: учитель нач. классов

МБОУ «Школа №29»

Пантелеева Татьяна Михайловна













г. Дзержинска



Разработка урока № 2

по предмету «Окружающий мир» во 2 классе

Класс: 2

УМК: Перспективная начальная школа

Тип учебного занятия: Изучение нового материала.


Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с историей Московского Кремля; способствовать развитию любознательности, внимания, воспитанию патриотических чувств и гордости за российский народ.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся узнавать и называть достопримечательности столицы; получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательных задач.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают необходимость бережного отношения к своей малой Родине, ценность взаимопомощи в семье для успешного выполнения работы.

Оборудование: фотографии с видами Московского Кремля; кроссворд «Путешествие по Москве»..

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Учитель читает отрывок:

…Москва была до летописных слов,

Где в первый раз ее возникло имя,

До той строки: «Приди ко мне в Москов…»

Она дымилась избами курными

На всех семи холмах, над чистотой

Речной воды, в разливах терпкой хвои...

Москва была до летописи той –

Да не была она еще собою.

С. Золотцев

– Знаем ли мы Москву? И да, и нет. Да, потому что много читали, видели, слышали о ней. Нет, потому что Москва – это увлекательнейшее путешествие в ближние и дальние пласты истории.

Москва – не просто центр страны. Часть души каждого из нас принадлежит Москве. Свою столицу – широко раскинувшуюся, с ее нескончаемой сутолокой больших улиц, электрическими огнями высотных домов, ее форму, ее силуэт – мы любим все. Любим ее строгость и ее доброе материнское сердце.

Москву нельзя не любить, но когда ее могущественная красота, обладающая всепокоряющей силой, откроется в разнообразных чертах и подробностях, Москва станет еще ближе, понятнее, роднее.

У каждого из нас на карте Москвы свои «белые пятна». И по мере того как они исчезают, мы удивленно разводим руками: как можно было этого не знать!

Сегодня мы проведем урок-экскурсию по Москве, узнаем историю башен Московского Кремля.

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 70–71).

– Рассмотрите карту Кремля. Здесь хорошо видны старые и новые кремлевские строения, огороженные кремлевской стеной.

– Рассмотрите оборонительные сооружения Кремля. Сколько башен содержат эти стены? (Двадцать сестер-башен.)

– У каждой башни своя история и своя судьба. Давайте послушаем разговор кремлевских башен.

2. Рассказ «Разговор с башнями» автора Е. Осетрова.

Читает учитель.

«В Кремле все привлекает: и златоверхие соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни, превращенные в былые времена мастерами-волшебниками в белопенное кружево... И, обходя Кремль, мы, конечно, любуемся стенами и башнями, защищавшими москвичей от врагов. И невольно хочется поговорить с ними, спросить их:

– Скажите, стены, кто вас построил, давно ли вы глядите на белый свет?

И вдруг они мне ответят:

– Мы еще молоды. Годков по полтыщи будет нам через пятнадцать-двадцать лет. А вот когда любопытные люди заглядывают в землю да копают поглубже, то видят, как там спят-почивают наши предки, служившие при Даниле Александровиче, сыне Александра Невского.

– Какая же из вас, башен, самая старейшая?

– Я, – гордо ответит Тайницкая башня, – меня мастера первой руки построили. В 1485 году.

– А самая молодая?

– Конечно же, я – Царская башня, мне еще и трех сотен лет нет.

– А самая высокая?

– Я – Троицкая башня, я – башня-великан. Рост мой – восемьдесят метров.

– А самая маленькая?

– Мал да удал – это про меня, про Кутафью башню, сказано. Я впереди всех стен стою. Пусть во мне и четырнадцати метров нет, зато я предмостная сторожевая башня. Я храбрее всех своих сестер...

– Сколько же всего вас, башен?

– Нас двадцать сестер. Хоть и есть между нами сходство, но у каждой – свое лицо.

Стройный гул будет нарушен возгласами:

– А мы – совсем особенные...

Сначала и не разберешь, кто это говорит, но потом станет ясно.

– Это мы, проездные кремлевские башни. Числом нас – пять: Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская... Все дороги в России ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю. В Кремль же люди идут через наши ворота...

– А моя слава в прошлом, – заметит Константино-Еленинская башня, что стоит между Спасской и Москворецкой и смотрит на Красную площадь. – Теперь через меня люди не ходят.

– Почему же?

– Давно заложены мои проездные ворота. Отдыхают мои старые камни уже не первое столетье. Многое промелькнуло передо мной, многое забылось, но одно всегда помню. Через широко распахнутые ворота движется войско Дмитрия Донского. От меня начался путь к полю Куликову, где была разбита орда хана Мамая.

– У меня тоже заслуги есть. И немалые, – промолвит Москворецкая башня.

– Какие же?

– В былые времена Москва-река текла почти подле меня. И возле меня река соединялась со рвом, заполняя длинную и глубокую канаву водой. Голубая лента опоясывала Кремль, и мы, башни, считали себя жительницами острова...

– А как же насчет заслуг?

– О заслугах моих многие знают. Я, Москворецкая башня, первой встречала врагов, приходивших из-за реки. Возле меня начинались первые схватки. И дольше всех глядела вслед убегавшим за Москву-реку вражеским полчищам.

– Да, много видела схваток ты, Москворецкая башня!

– Но я еще не все сказала... Посмотрите, как я стройна! Такой красивой и статной башни, как я, больше нет в Кремле.

– Ну, с этим я буду спорить! – скажет Набатная башня, что возвышается напротив храма Василия Блаженного. – Посмотрите, какая я нарядная и пригожая, как сверкают на мне белокаменные украшения. Ах, если б только вы слышали, каким громким и пронзительным голосом я когда-то пела! Недаром и имя мне дали – Набатная башня. Под моим шатром висел колокол, отлитый из гулкой бронзы с примесью серебра. Как только с вышки подавали сигнал тревоги, мои лихие караульщики ударяли в колокол, и по всей Москве разносились звуки набата – тревоги. Любили меня все, холили и украшали... А потом случилось несчастье...

– Что же стряслось?

– Приключился в Москве в 1771 году чумной бунт. Восставшие горожане ударили в мой колокол, и по гулкому звуку вся столица сбежалась в Кремль. Восставших разогнали, но зачинщиков, ударивших в набатный колокол, найти не удалось – утекли они за Дон, в вольные казацкие степи. Тогда императрица Екатерина II рассердилась и приказала у моего колокола язык вырвать. Так и осталась я без голоса. Стою нарядная, а петь не могу.

– Совсем не понимаю, – вмешается в разговор предмостная Кутафья башня, – как можно столько о своей красоте говорить? Разве нас строили для того, чтобы мы красовались? Мы, башни, – первейшие защитницы Кремля. Меня в старину люди прозвали «Кутафья», хотя теперь редко кто и слово такое понимает. Кутафьей в былое время шутливо называли неуклюже одетую женщину. Даже была загадка: «Маленькая кутафьишка в тесном месте сидит». Сообразительный человек сразу отвечал: «Пуговица». Вот и я на пуговицу похожа, нарядом не отличаюсь, а стою на самом первом месте, впереди кремлевских стен. Не красоту надо ценить, а силу и мощь.

– Разумное слово, – подтвердит угловая Арсенальная башня. – Что может быть дороже мощи и неприступности? Мои стены уходят глубоко в землю, а толщина их достигает четырех метров. Посмотрите, какая я высокая. И в нынешние времена шестьдесят метров – немалая высота, а в старину меня почитали, как башню-исполина, равной которой не было в окрестных землях. И до сих пор в моем подземелье бьет тайник-колодец. Сотни лет не иссякает струя, сотни лет пою я людей вкусной и чистой водой. Потому и сложили меня такой высокой, крепкой и неприступной, чтобы всегда вода под надежной защитой находилась.

– У меня тоже тайник был, – заметит Тайницкая башня, обращенная к Москве-реке. – И даже не один, а два. Тайник-колодец и тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было...

Тогда ее ближайшие соседи – безымянные башни – перемолвятся между собой:

– У каждой из нас своя история…

Что же, скажешь ты, читатель, Спасская башня молчит? Да с ней мы встретимся отдельно, как говаривали в старину, «на особицу», особо. Она с давних пор главной стала».

– Что нового вы узнали из необычного разговора башен Кремля?

– Какая башня самая старейшая? (Тайницкая.)

– Какая – самая молодая? (Царская башня.)

– Какая – самая высокая? (Троицкая башня.)

– Какая – самая маленькая? (Кутафья башня.)

– Какая – самая храбрая? (Кутафья башня.)

– Сколько всего башен? (Двадцать.)

– Сколько проездных башен? (Пять.)

– Назовите проездные башни. (Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константино-Еленинская.)

Учитель. Вековой Кремлевский сон

Охранят со всех сторон

Стражи-башни. Их удел –

Чтобы ворог не посмел

Вторгнуться за их предел…

Учитель демонстрирует фотографии башен Московского Кремля. Учащиеся вспоминают, как они называются.

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши дружно, весело, вот так!

Наши ножки постучали дружно, весело, вот так!

По коленочкам ударим тише, тише, тише – так!

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше – так!

Наши ручки закружились, ниже, ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.


Все чаще на улицах столицы, в общественных местах, на флагах стал появляться герб Москвы с изображением Георгия Победоносца. Кто он такой? Почему, за какие подвиги он попал на герб Москвы?

Учитель читает «Житие святого великомученика Георгия».

«В Римском царстве правил нечестивый царь Диоклетиан. Узнал он, что в его царстве есть праведные люди, и тотчас направил меч свой мучительский на неповинных людей с повелением убивать всех, а христианскую веру истребить во всем царстве.

Был в то время в римском войске чудный воин, измлада наученный христианству и благочестию – святой Георгий. Он прекрасно показал свою храбрость в битвах, за что был почтен от царя чином воеводы. И когда узнал Георгий о лютости царя, рассудил, что настало время спасения христиан.

Святой Георгий встал посреди нечестивого собрания и начал говорить такие слова: «Доколе, о царь, ты будешь изливать свою ярость на христиан? Христос есть единый Бог». Царь сидел и молчал, а потом спросил: «Ты что же, христианин?». Отвечал святой Георгий: «Я – раб Христа». От этих слов царя охватил гнев, и он приказал оруженосцам копьями изгнать Георгия из собрания и бросить в темницу. Но едва одно из копий коснулось тела святого, тотчас железо сделалось мягким, как олово, и согнулось.

Мученика привели в темницу, ноги забили в колоду, а на грудь положили огромный камень. На другой день царь спросил: «Ну что, Георгий, раскаялся ты?». «О царь, неужели ты думаешь, что из-за моего мучения я отрекусь от своей веры? Скорее ты изнеможешь, мучая меня».

Тогда царь повелел принести большое пыточное колесо. Мученик доблестно все терпел и не испустил ни единого стона. Царь возомнил, что мученик умер. Внезапно раздался страшный гром, разлилось необыкновенное сияние, у колеса явился Ангел и возложил руку на Георгия. Мученик сам сошел с колеса, исцеленный от ран. Многие люди тогда уверовали в Христа, даже царица Александра, жена Диоклетиана.

Злодейственный царь приказал бросить Георгия в каменный ров с негашеной известью и закопать на 3 дня. И когда слуги пришли, разгребли известь и нашли святого живым и невредимым, от ужаса и удивления помутились разумом.

Узнал об этом царь, повелел доставить к себе святого и принести железные сапоги с длинными гвоздями изнутри. Распалили сапоги, обули на ноги мученику и погнали его в темницу. Мученик, жестоко избиваемый, громко молился, изнемогая от ран, но не изнемогая духом. Под утро с Божьей помощью он получил исцеление от ран, стал здоров ногами и телом. На следующий день царь увидел мученика спокойно ходящим, гневно сверкнул очами и приказал самому искусному волхву принести смертельный напиток. Георгий сам с охотой взял сосуд, выпил напиток и снова остался невредим.

Много людей приходило в темницу к Георгию. Они уверовали в Христа, но таили веру в себе, не смея открыто ее исповедовать.

Однажды во сне явился Георгию Господь и сказал: «Не бойся! Ныне сподобишься царствовать со мною». Святой поблагодарил Бога и, воспрянув ото сна, попросил позвать к нему слугy. Георгий сказал: «Вскоре Господь призовет меня к себе, а ты по моем исходе тело мое отнеси в Палестину. Имей же несомненную веру в Христа и исполни мое завещание».

А царь издал смертный приговор: «Злейшего Георгия, хулившего меня и богов, повелеваю казнить мечом». Помолился перед казнью Георгий, преклонил под меч голову и был усечен в 23-й день месяца апреля.

После своей смерти Георгий Победоносец продолжал заступаться за христиан. В красном плаще (символ мученичества) на белом коне он карал осквернявших христианские храмы, избавлял пленников из неволи, покровительствовал воинам.

Легенды о добром, стойком и мужественном святом воине распространились по всему свету и долетели до христианской Руси. Образ святого пришел к нам вместе с иконами из Византии. Русские князья отливали его образ на монетах и личных печатях, а в XVI в. изображение святого Георгия попало на московский герб. Вид герба с тex пор несколько раз менялся. В 1993 г. святой Георгий вновь появился на столичном гербе. Как и прежде, изображение символизирует победу добра над злом».

– Рассмотрите иконы с изображением Георгия Победоносца.

– Почему святой Георгий попал с иконы на герб столицы?

– Какие места в Москве связаны с именем святого Георгия? (Георгиевский зал в Большом Кремлевском дворце.)

– Какое чудо совершил Георгий Победоносец?

– Как Георгий Победоносец убил змея-врага?

Учитель рассказывает еще одну страницу из жизни Георгия Победоносца.

Чудо об убиении змия

Чудо, которое сотворил великомученик Георгий, случилось на его родине, в Палестине. У Ливанской горы, близ г. Вирита, было великое озеро, в котором жил огромный, страшный змий, из того озера выползавший и многих людей пожравший. От его губительного дыхания воздух наполнялся смертоносным ядом, люди заболевали и умирали.

И вот однажды люди пришли к царю и спросили: «Что будем делать, ибо погибаем от лютого зверя?». Царь же ответил: «Чтобы не погибнуть всем, будем каждый день по жребию давать на съедение своих учащихся. А когда дойдет очередь до меня, и я отдам единственную дочь».

Когда же жребий обошел всех людей города, настала очередь царской дочери. Девицу благолепно украсили и оставили близ озера. Но по Божьему повелению поспешил туда воин Царя Небесного, верхом на коне, с копьем в руке. Увидев плачущую девицу, вопросил, почему она плачет. Она же сказала: «Добрый юноша, беги же отсюда скорее, чтобы не умереть тебе вместе со мною». «Нe бойся, девица, ибо я во имя Господа моего избавлю тебя от змия».

Георгий устремился на змия, потрясая копьем, и, ударив того в гортань, прижал к земле. Конь же начал топтать змия ногами.

Затем святой Георгий велел девице связать своим поясом змия и вести, как домашнего пса, в город. Народ, завидевши змия, бросился бежать. Святой же Георгий кричал: «Не бойтесь, меня послал к вам Христос, чтобы избавить от змия». И убил Георгий мечом змия посреди града.

Тогда царь и народ уверовали в Христа, приняли святое крещение. И на том месте была построена церковь во имя святого Победоносца Георгия. Из алтаря той церкви стал течь источник живой воды, исцеляющий всякую болезнь.



II. Закрепление изученного материала.

Кроссворд «Садовое кольцо».

1. Главная башня Кремля.

2. Первая пешеходная улица столицы.

3. Князь – основатель Москвы.

4. Название всемирно известного собора на Красной площади.

5. Название палаты, где в старину проходили торжественные церемонии приема иностранных посольств.

6. Бывшая сокровищница великих князей и царей – ныне музей древнего оружия, уникальных изделий из золота и пр.

7. Исторический центр Москвы.

8. Главный собор на Руси, где короновались цари и императоры.

9. Огромный проспект, названный в честь русского полководца.

10. Собор-усыпальница московских князей и русских царей.

11. Самый выдающийся образец русского литья.

12. Самая высокая из кремлевских башен.

13. Трибуна древней Москвы для чтения указов.

Ответы: 1. Спасская. 2. Арбат. 3. Долгорукий. 4. Покровский. 5. Грановитая. 6. Оружейная палата. 7. Кремль. 8. Успенский. 9. Кутузовский. 10. Архангельский. 11. Царь-колокол. 12. Троицкая. 13. Лобное место.

Ключевые слова: Садовое кольцо.



III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кто изображен на гербе Москвы?

– Вот такая она, Москва прошлого, такой ее видели и ощущали наши великие предки. Ее воспевали многие русские поэты и писатели. Но кто бы о ней ни писал и что бы о ней ни писалось, во всех произведениях мы чувствуем бережное и уважительное отношение к столице, нежность и трепетную любовь.

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

В. Брюсов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!