СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Муниципальная олимпиада по русскому для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания, предлагаемые на муниципальном этапе олимпиады школьников в 2017 году

Просмотр содержимого документа
«Муниципальная олимпиада по русскому для 9 класса»

Задания для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку

9 класс

2017-2018 уч. год


Вопрос № 1.

Определите, сколько раз звуки, составляющие слово ЛЬЁТ, встречаются в следующем отрывке:

Не гляди на меня с упреком,

Я презренья к тебе не таю,

Но люблю я твой взор с поволокой

И лукавую кротость твою. (С. Есенин)


Вопрос № 2.

Являются ли слова рубаха и рубить этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.


Вопрос № 3.

Иностранные слова прочно вошли в родной язык, но при переводе некоторых английских слов на русский язык, можно ошибиться. Прочитайте английские слова и соотнесите с верным, на Ваш взгляд, переводом. Ответы занесите в таблицу. Объясните, в чем причина ошибочного перевода.

Слово

Перевод

А.

academic


Б.

complexion


В.

intelligent


Г.

magazine


Д.

repetition



Слова для перевода:

1) умный, интеллектуальный;

2) академик; интеллигентный;

3) комплекция, телосложение;

4) магазин;

5) цвет лица;

6) ученый;

7) повторение;

8) журнал;

9) репетиция.

Вопрос № 4.

Сгруппируйте следующие слова на основании их исторического родства:

пулемёт, отметка, метаться, подмётка, искромётный, приметный, разметка, смётка, сметана, заметка, комета, смета, метла, замечательный, метель.

Вопрос№ 5.

Даже если вы не очень любите конфеты и другие сладости, возможно, вы замечали интересные и необычные названия кондитерских изделий:

глазированный сырок «Сыркоешь-ка»,

торт вафельный «Любоежка»,

вафли «Ха-ха-тушки»,

конфеты «Бурёнка-мудрёнка»,

карамель «Кроха Туля».

Как образованы эти названия? Объясните их написание.


Вопрос№ 6.

Карамзин в письме императору Александру I писал: «Стойте же на часах без усталости. Я, например, как Историограф, могу дремать, ибо и Гомер дремал; но Вы бодрствуйте за всех нас, и Вам скажет спасибо история неумытная».

Что значит выделенное слово? Аргументируйте свою точку зрения.


Вопрос № 7.

Прочитайте предложения и расставьте пропущенные запятые там, где это необходимо. Определите, какой частью речи является слово более в каждом из предложений. Аргументируйте свой ответ.

1. Цветущих кактусов в этом году более чем ожидалось.

2. Изучать кактусы более чем интересно.

3. Кактусы – это не более чем растения.

4. Ни жара, ни тем более холод не страшны растениям в оранжерее.

5. Мы решили закрыть оранжерею тем более кактусы наши отцвели.


Вопрос № 8.

Каковы грамматические различия слов вирус, страус, плинтус и как они проявляются?


Вопрос № 9.

Каждое из приведённых 6 предложений имеет два варианта понимания. Объедините предложения в пары на основании одинаковой причины синтаксической неоднозначности. Назовите эту причину для каждой пары предложений. Заполните таблицу. Графически (с помощью стрелок или синтаксического древа зависимостей) покажите причины неоднозначного понимания предложений.

1) Положи в портфель новые тетради и книги.

2) Мать любит дочь.

3) Он из Германии туманной привёз учёности плоды.

4) Осторожно: мороженое стекло.

5) Живописные наброски сменили монументальные полотна.

6) Его расстроил простой солдат.

Причина неоднозначного

понимания

Предложения

Схемы

















Вопрос № 10.

Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова, укажите его родовую принадлежность.


Мънога же лhтъ дарqи Бгъ ст#жавъшqмq Еуглие се на оутhшение мъногамъ дшамъ крсти"ньскамъ. Даи емоу Гь Бъ блние стыхъ еванглистъ Иiоана, Матfеа, Лqкы, Марка и стыхъ праоць Авраама, Исаака и И"кова, самомq ему и подрqжию его Fеоôанh и ч#домъ ею и подрqжиемь ч#дъ ею, съдравствqите же мънога лhтъ

(Остромирово Евангелие. Послесловие)