Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 134
Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко
ПРИНЯТО Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 134 Санкт-Петербурга им. С. Дудко Протокол от 27.05.2022 № 7/22 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____/ В.П. Кириллова/ 27.05.2022 | УТВЕРЖДЕНО Директор _____ / М.А. Никифорова/ Приказ от 27.05.2022 № 59/2 | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для 4 «А» класса
2022-2023 учебный год
срок реализации – 1 год
учитель-составитель:
Киреева Т.И.
Санкт-Петербург
2022
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 7 |
3. | Тематическое планирование по учебному предмету | 8 |
| | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке (далее – рабочая программа) составлена на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; (ред. от 11.12.2020);
Реестра примерных основных общеобразовательных программ;
Основной образовательной программы начального общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко;
Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год;
Положения о рабочей программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко.
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко на 2022-2023 учебный год.
В 4 классе на изучение учебного предмета «Музыка» отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса «Школа России» для 1-4 классов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Музыка. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение.
Образовательные электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Российское образование | http://www.edu.ru |
Российский образовательный портал | http://www.school.edu.ru |
ИКТ в образовании | http://www.ict.edu.ru |
Российский портал открытого образования | http://www.openet.edu.ru |
Рабочая программа имеет целью: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры учащихся — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения музыки на ступени начального общего образования:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
В результате освоения образовательной программы 4 класса учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты :
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыка-льно-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Организация контроля
№ урока | Тема контроля |
13 | Самостоятельная работа по теме: «День, полный событий». |
26 | Контрольная практическая работа по теме "В музыкальном театре" |
31 | Проверочная работа по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» |
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (3 часа).
Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др. Лирические образы музыки С.В.Рахманинова. (инструментальный концерт, вокализ). Патриотическая тема в музыке М.И. Глинки (опера), С Прокофьева (кантата).
Раздел 2. «О России петь, что стремиться в храм….» (4 часа).
Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий-создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); Праздники русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника.
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День полный событий» (6часов)
Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П.Чайковский, М. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Г. Свиридов). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А.Пушкина.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа).
Народная песня-летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А.Рублёва.
Раздел 5. «В концертном зале» (5 часов).
Основные темы - музыкальная характеристика действующих лиц. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры лёгкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Симфонический оркестр. Известные дирижёры и исполнительские коллективы.
Раздел 6. «В музыкальном театре» (6 часов).
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…(7 часов).
Произведения композиторов - классиков и мастерство известных исполнителей. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трёхчастная, сонатная). Авторская песня. Образы былин и сказок в произведениях Н.Римского-Корсакова, Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
3. Тематическое планирование по учебному предмету
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Сроки | Примечание |
План | Факт |
Россия — Родина моя (3 часа) |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх - драматизациях. Узнают образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. | 1 неделя | | 8-13 |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» | Эмоционально воспринимают народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывают мнение о его содержании. Исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх-драматизациях. | 2 неделя | | 14-19 |
3 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимают народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывают мнение о его содержании. | 3 неделя | | 20-23 |
«О России петь, что стремиться в храм…» (4 часа) |
4 | Святые земли Русской | Эмоционально воспринимают народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывают мнение о его содержании. Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Исполняют и разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх-драматизациях. | 4 неделя | | 26-31 |
5 | Праздников праздник, торжество из торжеств | Размышляют о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. | 5 неделя | | 32-35 |
6 | Родной обычай старины | Эмоционально воспринимают народное и профессиональное музыкальное разных стран мира и народов России и высказывают мнение о его содержании. | 6 неделя | | 36-37 |
7 | Светлый праздник | Исследуют: выявляют общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. | 7 неделя | | 38-39 |
«День, полный событий». (6 часов) |
8 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...! | Выявляют выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимают особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознают их художественный смысл. | 8 неделя | | 42-43 |
9 | Зимнее утро | Выявляют выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимают особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. | 9 неделя | | 44-45 |
10 | Зимний вечер | Выявляют выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимают особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. | 10 неделя | | 46-47 |
11 | Что за прелесть эти сказки! | Выявляют выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Участвуют в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы. | 11 неделя | | 48-51 |
12 | Ярморочное гулянье | Выявляют выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимают особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознают их художественный смысл. | 12 неделя | | 52-53 |
13 | Святогорский монастырь. Самостоятельная работа по теме: «День, полный событий». | Выявляют выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.С. Пушкина. Понимают особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознают их художественный смысл. Рассуждают о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов | 13 неделя | | 54-57 |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»(3 часа) |
14 | Композитор — имя ему народ. | Знают народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Общаются и взаимодействуют в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. | 14 неделя | | 60-61 |
15 | Музыкальные инструменты России | Различают тембры народных музыкальных инструментов. Исследуют историю создания музыкальных инструментов. Осуществляют опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. | 15 неделя | | 62-67 |
16 | Народные праздники | Знают народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. | 16 неделя | | 68-71 |
В концертном зале (5часов) |
17 | Музыкальные инструменты | Определяют и соотносят различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдают за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. | 17 неделя | | 74-77 |
18 | Старый замок. Счастье в сирени живёт | Определяют и соотносят различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Узнают по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. | 18 неделя | | 78-81 |
19 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… | Определяют и соотносят различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Передают в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. | 19 неделя | | 82-85 |
20 | Патетическая соната. Годы странствий | Определяют и соотносят различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Узнают по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознают художественный смысл различных музыкальных форм. | 20 неделя | | 86-89 |
21 | Царит гармония оркестра | Определяют и соотносят различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Узнают по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. | 21 неделя | | 90-91 |
«В музыкальном театре» (6 часов) |
22 | Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля (2 действие) | Оценивают и соотносят содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощают особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определяют особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | 22 неделя | | 94-97 |
23 | Опера «Иван Сусанин». Сцена в лесу. (4 действие) | Воплощают особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определяют особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. | 23 неделя | | 98-99 |
24 | Исходила младёшенька | Воплощают особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Определяют особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Исполняют свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. | 24 неделя | | 100-101 |
25 | Русский Восток | Оценивают и соотносят содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Определяют особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | 25 неделя | | 102-105 |
26 | Балет «Петрушка». Контрольная практическая работа | Оценивают и соотносят содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощают особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. | 26 неделя | | 106-107 |
27 | Театр музыкальной комедии Контрольная практическая работа по теме: «В музыкальном театре» | Оценивают и соотносят содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Определяют особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвуют в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. | 27 неделя | | 108-109 |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (7 часов) |
28 | Прелюдия | Анализируют и соотносят выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи взаимодействии. Распознают художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдают за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. | 28 неделя | | 112-113 |
29 | Исповедь души. Революционный этюд | Анализируют и соотносят выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи взаимодействии. Распознают художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдают за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Называют имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | 29 неделя | | 114-117 |
30 | Мастерство исполнителя | Общаются и и взаимодействуют в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Называют имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. | 30 неделя | | 118-119 |
31 | В интонации спрятан человек. Проверочная работа по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | Анализируют и соотносят выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи взаимодействии. Наблюдают за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Моделируют варианты интерпретаций музыкальных произведений. | 31 неделя | | 120-121 |
32 | Музыкальные инструменты | Общаются и взаимодействуют в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнают музыку (из произведений, представленных в программе). Называют имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Моделируют варианты интерпретаций музыкальных произведений. | 32 неделя | | 122-123 |
33 | Музыкальный сказочник | Анализируют и соотносят выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи взаимодействии. Общаются и взаимодействуют в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Называют имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мир. Определяют взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. | 33 неделя | | 124-125 |
34 | Повторение по теме: « Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | Анализируют и соотносят выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи взаимодействии. | 34 неделя | | 126-127 |
2