Наблюдение из окна
Особенность данного наблюдения в том, что оно может быть краткосрочным по времени и чаще всего бывает внеплановым (т.к невозможно заранее предугадать, когда пойдет дождь или град, появится радуга , иней , поземка, полетят птиц в теплые края, прилетят снегири или синицы к кормушке у окна ), но не исключается и плановое наблюдение, например: наблюдаем за облаками, за деревьями , за погодой ит.д.
Не смотря на то, что наблюдение можем оказаться внеплановым, к нему нужно быть готовым.
Тема. Наблюдаем за облаками.
Цель. Познакомить детей с явлением неживой природы - облаками, расширяя кругозор и объем жизненных наблюдений .
Ход наблюдения
1.Вводная беседа
-Ребята отгадайте загадку.
Белые овечки
по небу гуляют.
Соберутся в стаи-
солнце закрывают.
(Облака.)
-Как вы думаете, почему я сейчас решила загадать вам эту загадку? (в это время учитель подходит к окну и смотрит на небо).
Дети предполагают о том, что сейчас можно понаблюдать за облаками.
-Облако - что это такое?
-Это испарившиеся капельки воды.
-Какие бывают облака?
-Большие и маленькие, белые и серые.
- Оказывается наблюдая за облаками можно заметить, что они бывают разные .
Посмотрите на небо, если облака собираются в большие плотные кучки, похожи на громадные горы, покрытые снегом-то это кучевые облака. Появление кучевых облаков, как правило, служит признаком хорошей погоды.
Если вы видите тонкие , прозрачные разводы, похожие на перья сказочной птицы- это перистые облака. Они самые высокие. А при восходе или закате солнца они могут быть нежно -розовыми.
А если вы видите низкие серые облака, которые своими слоями затягивают все небо. Они перекрывают солнце, погоду в такой момент называют пасмурной . То перед вами слоистые облака.
2.Коллективное наблюдение
-А сегодня, какие облака перистые, кучевые или слоистые?
Ответы детей.
На что похожи облака?
Ответы детей.
-Как люди говорят о движении облаков по небу?
-Они плывут.
-Почему плывут?
Передвигаются плавно, медленно.
А могут плыть быстро, набегая друг на друга?
Да , могут.
-От чего это зависит?
-От ветра.
-А сегодня как передвигаются облака?
Ответы детей.
А давайте измерим скорость движения облаков. Как найти скорость движения объекта.
-Расстояние разделить на время.
3.Исследование
1.Измеряем расстояние от первого до последнего окна.
2. Выбираем облако ,которое мы видим в первом окне и за которым будем наблюдать .
3.Засекаем время , которое облако будет плыть до последнего окна.
4.Производим расчеты.
Например :
8 метров: 2 минуты=4 метра в минуту
Наши предки были очень внимательными людьми и вот что они приметили:
Если облака находятся высоко, то можно не бояться дождя или грома.
Кучею облака при восходящем солнце — к переменной погоде.
Темные облака сгустились над землей невысоко — будет ветрено, но осадки не выпадут.
Толстые кучевые облака ходят низко — к ненастью, высоко — к вёдру.
Что значит к вёдру?
Дети высказывают предположения. Ответ находят в толковом словаре.
(Происходит от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. ведро, церк.-слав. ведръ «ясный»)
4.Фиксация наблюдений (приложение№1)
(зарисовки, короткие записи и т.д)
5.Итог наблюдения?
-За какими объектами мы сегодня наблюдали?
-Что выяснили?
Ответы обобщения детей.
-Чем в жизни нам могут быть полезными сегодняшние наблюдения и новые знания?
Приложение№1
Лист наблюдения
Дата.
Место наблюдения:
Объект наблюдения:
Нарисуй облака, за которыми ты ведешь наблюдение в открытом окне.
Сегодня я наблюдал за……………
Я узнал(а), что
Мои выводы…………………………………..