СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ"

 

Автор: Бикмуллин Марс Марселович Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ МБОУ «Нурлатская средняя общеобразовательная школа»

Населённый пункт: Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Наименование материала: статья Тема: "НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ" Дата публикации: 8.12.2018 Раздел: средняя полное образование

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Исследования, относящиеся к области эстетического воспитания и художественного развития ребенка, свидетельствуют о распространенности одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но эстетическое развитие человека осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений, и в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Особенно важно приобщение детей к народному декоративноприкладному искусству, художественным ремеслам. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для нее отличить к примеру, подлинное произведение искусства от его подделки, найти признаки, по которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям - действенное средство развития художественнотворческих способностей детей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человеку». (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»). «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»). Высказывание выдающегося советского педагога целиком можно отнести к взаимоотношениям народного искусства и детей. Особенно перспективным, по-моему, мнению, представляется освоение школьниками подросткового возраста различных видов художественных ремесел, технических приемов и навыков мастерства, характеризующих традиционные виды народного искусства. На этом возрастном этапе завершается созревание психофизиологической базы ребенка, необходимое для успешных занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Многие важные функциональные показатели (работа глаза, способность к восприятию цвета, пространства) приобретают вполне взрослые формы. Становятся доступным и вызывают активный интерес технологические аспекты художественного процесса. Народное искусство-наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях уважения к культурному наследию своей страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Для этого необходимо посещать различные выставки, мастер-классы, участвовать в мероприятиях, посвященных народному искусству. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену-все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданственной личности. На своих уроках стараюсь развивать у учеников интерес к народному творчеству, через рукоделие. Ребята с удовольствием занимаются в кружках. Моя работа строится на основе уважения к традициям народного искусства. Пытаюсь пробудить в каждом ребенке художника, созидателя. Для каждой возрастной группы разработан определенный перечень изделий, которые с удовольствием дети изготавливают в меру своих способностей. С возрастом изделия усложняются. Мое педагогическое кредо-готовность в любую минуту прийти на помощь в процессе познания. Использование народного искусства в педагогической деятельности призвано способствовать гармоническому развитию учащихся, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Исследования, относящиеся к области эстетического воспитания и художественного развития ребенка, свидетельствуют о распространенности одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но эстетическое развитие человека осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений, и в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Особенно важно приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественным ремеслам. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в их образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для нее отличить к примеру, подлинное произведение искусства от его подделки, найти признаки, по которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – действенное средство развития художественно – творческих способностей детей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человеку». (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»). «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»). Высказывание выдающегося советского педагога целиком можно отнести к взаимоотношениям народного искусства и детей. Особенно перспективным, по-моему, мнению, представляется освоение школьниками подросткового возраста различных видов художественных ремесел, технических приемов и навыков мастерства, характеризующих традиционные виды народного искусства. На этом возрастном этапе завершается созревание психофизиологической базы ребенка, необходимое для успешных занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Многие важные функциональные показатели (работа глаза, способность к восприятию цвета, пространства) приобретают вполне взрослые формы. Становятся доступным вызывают

активный интерес технологические аспекты художественного процесса. Народное искусство-наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях уважения к культурному наследию своей страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Для этого необходимо посещать различные выставки, мастер-классы, участвовать в мероприятиях, посвященных народному искусству. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену-все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданственной личности. На своих уроках стараюсь развивать у учеников интерес к народному творчеству, через рукоделие. Ребята с удовольствием занимаются в кружках. Моя работа строится на основе уважения к традициям народного искусства. Пытаюсь пробудить в каждом ребенке художника, созидателя. Для каждой возрастной группы разработан определенный перечень изделий, которые с удовольствием дети изготавливают в меру своих способностей. С возрастом изделия усложняются.

 

Просмотр содержимого документа
«"народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей"»

"НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ"



Автор: Бикмуллин Марс Марселович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ МБОУ «Нурлатская средняя общеобразовательная школа»

Населённый пункт: Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Наименование материала: статья
Тема: "НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ"
Дата публикации: 8.12.2018
Раздел: средняя полное образование

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Исследования, относящиеся к области эстетического воспитания и художественного развития ребенка, свидетельствуют о распространенности одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но эстетическое развитие человека осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений, и в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством. Особенно важно приобщение детей к народному декоративноприкладному искусству, художественным ремеслам. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для нее отличить к примеру, подлинное произведение искусства от его подделки, найти признаки, по которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям - действенное средство развития художественнотворческих способностей детей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человеку». (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»). «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»). Высказывание выдающегося советского педагога целиком можно отнести к взаимоотношениям народного искусства и детей. Особенно перспективным, по-моему, мнению, представляется освоение школьниками подросткового возраста различных видов художественных ремесел, технических приемов и навыков мастерства, характеризующих традиционные виды народного искусства. На этом возрастном этапе завершается созревание психофизиологической базы ребенка, необходимое для успешных занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Многие важные функциональные показатели (работа глаза, способность к восприятию цвета, пространства) приобретают вполне взрослые формы. Становятся доступным и вызывают активный интерес технологические аспекты художественного процесса. Народное искусство-наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях уважения к культурному наследию своей страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Для этого необходимо посещать различные выставки, мастер-классы, участвовать в мероприятиях, посвященных народному искусству. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену-все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданственной личности. На своих уроках стараюсь развивать у учеников интерес к народному творчеству, через рукоделие. Ребята с удовольствием занимаются в кружках. Моя работа строится на основе уважения к традициям народного искусства. Пытаюсь пробудить в каждом ребенке художника, созидателя. Для каждой возрастной группы разработан определенный перечень изделий, которые с удовольствием дети изготавливают в меру своих способностей. С возрастом изделия усложняются. Если в 5 классе дети из лоскутков шьют только прихватку, то в 8 им предлагается изготовить панно в технике лоскутной мозайки. Девочки 6 класса изучают счетную вышивку на простейших схемах, то 7,8 класс выполняют традиционную, счетную марийскую вышивку. Мое педагогическое кредо-готовность в любую минуту прийти на помощь в процессе познания. Использование народного искусства в педагогической деятельности призвано способствовать гармоническому развитию учащихся, активизации в них творческого начала, способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО В ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Исследования, относящиеся к области эстетического воспитания и художественного развития ребенка, свидетельствуют о распространенности одностороннего подхода, когда они по существу выполняют роль только зрителей и слушателей. Но эстетическое развитие человека осуществляется в реальной деятельности, охватывающей всю систему его отношений, и в первую очередь труд. Первоисточником при этом выступают непосредственные занятия искусством .Особенно важно приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественным ремеслам. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в их образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т. е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, обогащают ее духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Это тем более важно сегодня, когда столь обильной и разноплановой стала получаемая молодежью информация. Необычно трудно для нее отличить к примеру, подлинное произведение искусства от его подделки, найти признаки, по которым можно аргументировать свое мнение о художественных достоинствах того или иного произведения. Народное искусство в силу его близости детскому восприятию и творческим проявлениям – действенное средство развития художественно – творческих способностей детей, формирования таких важных личностных качеств, как уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов, педагогов, исследователей народного искусства, справедливо утверждающих, что ребенок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя, «поглощателя информации», а когда он увлечен каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. «В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человеку». (Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»). «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда; чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям»). Высказывание выдающегося советского педагога целиком можно отнести к взаимоотношениям народного искусства и детей. Особенно перспективным, по-моему, мнению, представляется освоение школьниками подросткового возраста различных видов художественных ремесел, технических приемов и навыков мастерства, характеризующих традиционные виды народного искусства. На этом возрастном этапе завершается созревание психофизиологической базы ребенка, необходимое для успешных занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Многие важные функциональные показатели (работа глаза, способность к восприятию цвета, пространства) приобретают вполне взрослые формы. Становятся доступным вызывают

активный интерес технологические аспекты художественного процесса. Народное искусство-наиболее эффективное и действенное средство для пробуждения в детях уважения к культурному наследию своей страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к творчеству народных мастеров. Для этого необходимо посещать различные выставки, мастер-классы, участвовать в мероприятиях, посвященных народному искусству. Стремление к осуществлению преемственности в развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену-все это имеет важнейшее значение для становления творческой, гражданственной личности. На своих уроках стараюсь развивать у учеников интерес к народному творчеству, через рукоделие. Ребята с удовольствием занимаются в кружках. Моя работа строится на основе уважения к традициям народного искусства. Пытаюсь пробудить в каждом ребенке художника, созидателя. Для каждой возрастной группы разработан определенный перечень изделий, которые с удовольствием дети изготавливают в меру своих способностей. С возрастом изделия усложняются.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!