СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Наш край с древнейших времен до конца XV в.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш край с древнейших времен до конца XV века.

Просмотр содержимого документа
««Наш край с древнейших времен до конца XV в.»»

Дата:

Класс: 6

Учитель:

Предмет: История



Тема: «Наш край с древнейших времен до конца XV в.»



  1. Контролируемые элементы содержания



  • Наш край с древнейших времен до конца XV в



  1. Контролируемые умения



  • Развитие умений сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

  • Развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации о событиях прошлого и настоящего



  1. Предметные умения



  • Понимать информацию, представленную в виде изобразительной наглядности (учебная картина, иллюстрация, макет и др.)

  • Отвечать на вопросы по освоенному историческому материалу, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез



  1. Личностные результаты



  • Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира



  1. Функциональная грамотность



  • Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

  • Делать вывод, что одно событие стало причиной другого события

  • Извлекать информацию необходимую для выполнения задания по тексту

  • Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте



Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК:







БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность



Чудесный день!

И настроение чудесное - под стать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.



    1. Актуализация знаний

  • При ком Киев стал столицей государства Киевская Русь? (Олег)

  • Съезд князей в 1097г. Прошел... в (Любече)

  • Какой город был основан Юрием Долгоруким? (Москва)

  • До какого города не дошли войска Батыя? (Новгород)

  • Как называлась первая русская летопись? (Повесть временных лет)

  • Свод законов Древней Руси назывался ... (Русская правда)

  • Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань? (полюдье)

  • Наука, занимающаяся изучением монет (нумизматика)

  • Народное собрание на Руси (вече)

  • Глава мастного управления, назначенный центральной властью (наместник)

    1. Целеполагание



Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях


1. Раскройте так называемую «норманнскую теорию» происхождения Русского государства.

2. Какой князь является основателем Древнерусского государства?

3. Кто на Руси установил порядок передачи великокняжеской власти по старшинству?



Ответы:

1. Ее суть заключается в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, что оно было создано норманнами (варягами), скандинавами, носителями западной культуры, сами же восточные славяне якобы не могли создать государственного устройства.

2. Олег (Вещий)

3. Ярослав Мудрый



    1. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Кому принадлежат данные высказывания и слова?

1. «Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедшие, возьмут».

2. «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика».

3. Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием: «Хочу на вас идти».

4. «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый или нищий, да будет мне враг!».

5. «Дивлюсь я, дружина, что лошадей жалеете, на которых пашут! А почему не думаете о том, что вот начнёт пахать смерд и, приехав, половчин застрелит его из лука, а лошадь его возьмёт, а в село приехав, возьмёт жену его и детей его и всё его имущество. Так лошадь вам жаль, а самого смерда не жаль».

6. «Братья, приступивши, заканчивайте порученное вам! И да будет мир брату моему и вам, братья!»



Ответы:

1. Половецкий хан Котян, 2. Иван III, 3. Святослав, 4. Владимир I Святой, 5. Владимир Мономах, 6. Борис Владимирович.



    1. Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)



Написать даты перечисленных событий:

1. Призвание варягов –

2. Крещение Руси –

3. Строительство церкви Николы на Липне под Новгородом –

4. Куликовская битва –

5. Разорение Рязани ханом Батыем –

6. Съезд князей в Любече –



Ответы:

1. 862, 2. 988, 3. 1292, 4. 1380, 5. 1237, 6. 1097.



    1. Развитие функциональной грамотности

По фрагменту стихотворения назвать дату данного события:



  1. Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела не мало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном - тын, за домом - дом

Росло на берегу твоем

Начало будущей столицы.



  1. Ой, лихо, лихо! Ой, беда!

Стоит орда, грозит орда!

Дымит кострами в чистом поле

И требует десятой доли

Всего от каждого двора -

Мехов, казны и серебра.



  1. Там, куда садится солнце,

Неспокойно в этот час -

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас.

Шла в поход большая рать.

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сковало льдом

Озеро Чудское.



  1. С той поры не решалась нас грабить орда,

Иго тяжкое сброшено было.

А в Орде началось несогласье, вражда,

И распалась ордынская сила.



  1. Впервые дрогнула орда,

От ужаса теряя разум.

И двинул Коловрат тогда

Всю силу на ордынцев разом.

Не обучали эту рать,

Людей, случайно уцелевших,

Но каждый шёл врага карать

За родичей, в огне истлевших,

И за потопленных в Оке

Готов был каждый мстить монголам,

А меч у мстителя в руке

В бою не кажется тяжёлым.



  1. Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси, -

"Мамаево побоище"

Все знают на Руси!



Ответы: 1. 1147, 2. 1237, 3. 1242, 4. 1480, 5. 1497, 6. 1237, 7. 1380, 8. 1480



  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…



    1. Домашнее задание.  Нарисовать в тетрадях портрет одного из русских князей








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!