СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Наша Родина - Россия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Наша Родина – Россия »

Цель:

- познакомить учащихся с основными понятиями

- Россия

- Родина

- Малая Родина

- патриот

- Отечество

- государственные символы: герб, флаг, гимн

 

- воспитание жизнеспособной личности; развитие  познавательного  интереса к истории  Родины; распространение и преумножение  ценностей  русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине,  уважения друг к другу; 

Просмотр содержимого документа
«Наша Родина - Россия»














Открытый урок в 5 классе

Тема:

«Наша Родина – Россия »



















Лесняк Вера Борисовна,

Учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Степано – Савченская основная общеобразовательная школа

Милютинского района Ростовской области










2016 год


Тема: «Наша Родина – Россия »

Цель:

- познакомить учащихся с основными понятиями

- Россия

- Родина

- Малая Родина

- патриот

- Отечество

- государственные символы: герб, флаг, гимн


- воспитание жизнеспособной личности; развитие познавательного интереса к истории Родины; распространение и преумножение ценностей русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, уважения друг к другу;

Задачи:

в области личностного ориентирования: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, Родина, Россия.

Воспитание толерантности ,гордости за свою Родину,чувства гражданственности и патриотизма

в области метапредметного: учащиеся получат на уроке опыт работы в группе;

в области знаний: учащиеся узнают, что такое Родина, Отечество, Россия, государственные символы, кто такой патриот.

в области умений и навыков: овладение навыками смыслового чтения учебного публицистического текста, осознанного построения речевых высказываний, развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

Оборудование:

выставка книг о России, флаг, герб;

портреты государственных деятелей, героев России, великих людей ;

презентация, мелодии гимна Российской Федерации, видео-ролик о России.

Ожидаемый результат: знание понятий: Россия, Родина, Малая Родина, патриот, Отечество, государственные символы: герб, флаг, гимн;

- умение учащихся самостоятельно работать на уроке, оценивать свою работу, высказывать свое мнение, участвуя в обсуждении изученного материала;

- умение работать в группе.

Вид урока: Комбинированный урок.

Учащиеся рассаживаются за столы.

Ход урока


I.Организационный момент.

1. Учитель:

2. Включается видео-ролик «Моя Россия».

На фоне музыки слова учителя:

- Добрый день! Я рада приветствовать вас, ребята, и наших гостей. Сегодня у нас необычная встреча, а неизвестное всегда настораживает, поэтому я вас прошу встать и крепко взяться за руки. Передайте соседу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете внимательны и доброжелательны по отношению друг к другу.


Встают в круг, берутся за руки. (В классе создан благоприятный психологический настрой)

Включается презентация.

  1. Актуализация опорных знаний.

Итак, ребята, мы прослушали с вами песню ?Чему она посвящена?

( Да, она посвящена нашей Родине)

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о России)

Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина - Россия). Слайд

Учитель: (к гостям)

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать?

Как важно не опоздать!

На доске задание. (Слайд №)

Расшифруй слово. Н И Р А Д О (РОДИНА)

Р1А (Р ОДИН А)

- Что такое Родина? (Родина – это место, где мы РОДИЛИСЬ и живём)

Учитель: Верно, ребята»! (Слайд№ )


- Как называется страна, в которой мы живем? ( Слайд № Русь, Россия, Российская Федерация)


-Откуда появилось такое название Россия?

(ответы детей)

- Молодцы! ( Слайд № )

5. Постановка познавательной задачи.

Вопрос учителя:

-Ребята, а какова цель нашего занятия?

(Проводится совместное целеполагание:

- пополнить знания о нашей Родине, символах нашей страны, о людях-патриотах России, для того чтобы полученные знания помогали лучше ориентироваться в современном мир .) (Слайд № )

III. Слово учителя.

Учитель: Посмотрите на карту. ( Слайд № Показывает на карте Россию) Ни одно государство не имеет такой большой территории . Россия необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв. км. Если мы совершим путешествие с севера на юг России, мы преодолеем расстояние около 4 тыс.кв. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов и пролетим над просторами России 10 тыс.кв. км.

Ребята, как вы считаете, что объединяет нас всех, собравшихся здесь?

(все мы россияне, живём в России).

- А как называется главный город нашей страны? (город Москва.) (Слайд )

- Москва - столица России. Столица - главный город государства. В Москве есть здание – которое является символом столицы. Это Кремль.

В Кремле работает правительство нашей страны, президент (слайд) .

У каждой страны есть свои государственные символы.Что такое символы?

Какие государственные символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Что такое герб, что на нём изображено?

(Слайд) Герб – это отличительный знак государства, города, рода. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено? Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

(слайд )

Где используется герб?

(слайд)

Ещё одним символом нашего государства является флаг.

Что вы знаете о флаге?

(слайд)

Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл:

Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

День 22 августа отмечается в нашей стране, как День Государственного флага Российской Федерации с 1991 года.

Где флаг используется?

(слайд)

Звучит гимн. Все встают.

Что такое гимн? Кто авторы гимна РФ?

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн – это главная песня в стране. Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.

(слайд)

Ребята, давайте повторим главное. Задание: перед вами лежат карточки, заполните их, а потом мы проверим их.1)Перечисли главные символы государства(герб, флаг, гимн). 2)На современном гербе изображен орёл, который держит в лапах….3)Какие цвета флага символизируют ….(Проверка заданий) Молодцы, ребята вы хорошо справились с заданием.(каждому ученику за хороший ответ вручается награда)

Учитель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое малая Родина?

- А как называется наша малая Родина? (хутор Степано – Савченский Милютинского района Ростовской области) (Слайд № или Стенд История хутора Степано – Савченского)

Учитель: Наша большая страна состоит из вот таких маленьких деревень, сёл, городов.

С первых дней жизни нас окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи.

- А знаете ли вы, какие народы населяют нашу страну?

(учащиеся перечисляют народы, проживающие на территории нашей страны). (Слайд № )

- Главная ценность России – люди, их жизнь, труд и культура.

А каких великих людей нашей страны вы знаете? (Ответ учеников, работа с презентацией, в которой ученики рассматривают портреты великих людей России.) Назовите известных людей в нашем Милютинском районе?

Почему эти люди являются гордостью России? (Заслушиваются ответы учащихся .Они- патриоты. Кто такой патриот? Чем патриот отличается от гражданина?).

IV. Физминутка.

Ребята, давайте возьмемся за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина. (Учащиеся встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей страны).

Послушаем, что вы знаете о нашей стране?

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие,

Степи широкие,

Леса большие,

А мы - ребята вот такие!


V. Закрепление.

1. Итак, главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека: семья, Отечество,

Родина, вера, любовь, свобода, справедливость.

  1. Работа с карточками. Чтение и анализ рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество». Вопросы к классу: Что такое Родина? Почему человек тоскует по Родине? Что вы представляете, когда слышите слово Родина?

  2. Давайте составим синквейн со словом «Родина».

  3. ( Проверка выполнения задания)

  4. Контроль. Раздаточный материал.

Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

1)Родина у человека, как мать – одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как мы любим свою единственную мать.

2)Благодаря ресурсам страны человек, может обогатиться.

3)Это позволяет комфортно жить.

Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

1)В обогащении страны материальными благами.

2)В освоении духовных богатств народа.

3)В завоевании новых территорий.

5.Рубрика «Это интересно». Сообщение учащегося. 6. Интерактивное упражнение. Практикум. Родина – священное понятие для каждого человека. У нашего народа есть много пословиц и поговорок о Родине. А какие пословицы вы знаете? Давайте проведём аукцион пословиц.

Игра «Собери пословицы и поговорки о Родине» (слайд 5.Рефлексия.Наш урок подошёл к концу.Давайте проверим,какими внимательными вы были сегодня на уроке.Предлагаю ответить

Что Вам понравилось?

Что узнали нового?

Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…


Итог урока. Что же нас объединяет ? Единая Родина. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остаётся человеком ,пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах своего народа и Родины. Помните, дети, что

« Родина любимая ,что мать родная! Её мы бережем, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, вои достижения…»Д/з Мини – сочинение « Моя Родина», «Проверь себя» с.98


Звучит песня


Рефлексия. Если урок понравился, предлагаю прикрепить, если нет -
























4.Контроль. Раздаточный материал.

1) Почему каждый россиянин должен любить свою Родину?

1. Родина у человека, как мать, - одна. Её нужно любить, как мы любим своих родных, как любим свою единственную мать.

2. Благодаря ресурсам страны человек может обогатиться.

3. Это позволяет комфортно жить.

2) Как может проявляться «труд души» по отношению к Родине?

1. В обогащении страны материальными благами.

2. В освоении духовных богатств народа.

3. В завоевании новых территорий.

3) В чём вы видите духовное богатство нашей многонациональной Родины?

1. В богатых и влиятельных людях.

2.В духовных традициях народов, которые живут на территории России.

3. В большой территории и природных ресурсах.

4) Зачем народу традиции?

1. Традиции вообще не нужны народу.

2. Они помогают сохранить связь с прошлым, указывают каждому правильный путь.

3. Традиции – это прежде всего праздники, они нужны для того, чтобы было веселее жить.

5. Рубрика «Это интересно». Сообщение учащегося. (Материал на карточке )

Назовите синоним к слову Родина. ( Отечество)

Слово отечество, как известно, происходит от слова отец. У этого слова много значений. В Священном Писании этим словом обозначается Бог, Бог Отец. В христианской традиции Бог ещё называется Отцом небесным, у которого мы просим благословение на всякое дело. Родителя своего мы тоже называем отцом — это наш земной отец, и, как и у Небесного отца, мы просим у него позволение на то или другое дело. Ещё отцом христиане называют священника, к которому они обращаются при встрече, например: «Отец Владимир...»

  1. Тренажёр. (Дифференцированные задания)


Задание 1. Распределите словосочетания на две группы.

(Уборка класса, любовь к Отечеству, плотничество, забота о младших, помощь людям, прополка клумб, уважение старших, любовь к семье, мытьё полов.) 1группа: труд души; 2 группа: физический труд.


Задание 2. Продолжите фразу.

Труд души необходим человеку для того, чтобы (остаться прежним, сделать что – то лучше других, стать лучше).


Задание 3. Продолжите фразу.

Духовные традиции страны устанавливаются (юридическими законами, соседним государством, трудом души народа, отдельным человеком).


Задание 4. Продолжите фразу.

Чтобы соблюдать духовные традиции, их надо (игнорировать, понимать, учить).

9. Задание:1. Посоветуйся с родителями, с другими взрослыми и назови несколько традиций, принятых вашей семье, в других семьях.

2. Какие ценности лежат в основе семейных традиций? Пусть в этой работе помогут вам родители. (Ответы учащихся, родителей)


V. Рефлексия.


Что вам понравилось?

Что узнали нового?

Закончите предложения:

Я не ожидал, что…

Оказывается…

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего…

Итог занятия. Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Родины. Помните, дети, что «Родина любимая, что мать родная! Её мы бережём, ею гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре и искусстве».

Включается запись песни «Славься…»


Рефлексия: Солнышко и тучка – карточки.

Если занятие понравилось предлагаю ребятам поднять карточку с солнышком, если нет – тучку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!