СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Настольные игры (конспект)

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Настольные игры (конспект)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»





КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


Студентки 731 группы

социально-педагогического отделения:
Корженевской Екатерины


Место проведения занятия:
СГПК «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им И. А. Куратова»


ФИО преподавателя:
Пружинская Вера Борисовна,



Допуск к проведению занятия:


(подпись преподавателя)

Дата: 09.11.2022г



Тема: Занятие - экскурсия «Настольные игры и их история»


Цель: расширить представления обучающихся об игровой деятельности, а так же расширить знания детей о настольных играх, их видах.


Задачи:

Обучающие: Познакомить учащихся с историей появления настольных игр, а также настольными играми нашего времени.

познакомить с таким видом настольной игры как головоломка «Танграм».

Воспитательные: формирование у детей умения работать в команде, помогать друг другу.

Развивающие: развить у детей интерес к настольным играм.

способствовать развитию творческих способностей, а также логическому мышлению обучающихся.


Возраст участников: 10-11 лет.


Оборудование: проектор, настольные игры.

Сыктывкар, 2022

(Дети сидят за одним столом)

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на нашей экскурсии.

Ответное приветствие.

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

- Любите ли вы играть?

- Какие ваши любимые игры?

- В какие игры вам нравиться играть с друзьями?

- Как думаете, почему мы сидим с вами за столом?


В мире очень много различных игр, но сегодня мы свами поговорим лишь про один вид. Скажите, в какие игры можно играть сидя за столом?


- Да, верно, сегодня мы с вами познакомимся с историей появления настольных игр и, конечно, поиграем.


Дети отвечают на вопросы педагога.








Дети отвечают на вопрос педагога.







Актуализация








Основной этап




1.1.Понятие и виды


























1.Игры разных стран и народов























































































































































































































2. Настольные игры Древней Руси.









































3. Современные настольные игры.

- У многих из вас дома есть настольные игры, правда?


Начиная с раннего детства,  игра занимает особое место в жизни каждого человека. Ребята, а как вы думаете, почему?

С помощью игры человек познает окружающий мир, учится новому.


А какие игры мы называем настольными?

Настольная игра – игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря, размещенного на столе.

- Вот мы и вспомнили, что такое настольные игры. А вы знали, что их можно разделить на несколько видов? Сейчас я дам вам карточки с играми, а вам необходимо будет разбить их на группы.


(Выделяем виды настольных игр)

- Назовите группы игр, которые у вас получились.

Виды настольных игр:

  • Карточные (мемо)

  • Игры с игровым полем (шашки, шахматы, монополия)

  • Игры, основанные на узорах и плитках (домино, маджонг)

  • Головоломки (ребусы, загадки, кроссворд)

- Отлично, теперь мы с вами знаем виды настольных игр!


- А как вы думаете, как давно появились настольные игры?

- Представляете, настольные игры появились примерно пять тысяч лет до нашей эры. А вообще, ходят слухи, что впервые игры появились раньше столов.


- Одной из древнейших игр считается настольная игра сенет, которая появилась в Древнем Египте. Сенет – игра-гонка, в которой нужно «по змейке» провести все свои фишки до последнего поля. Древние египтяне не знали о кубиках, а вместо этого кидали палочки. У палочки две стороны: белая и чёрная. Чем больше белого выпало, тем дальше можно пройти и больше очков получить.

- Ребята, скажите на какую настольную игру похожа игра сенет?

- Немного позднее, а именно три тысячи лет до нашей эры появились игральные кости, с помощью которых также играли в различные игры. Еще немногим позднее две тысячи лет тому назад европейский народ придумал такую настольную игру, как Го— логическая настольная игра, возникшая в Древнем Китае.

Смысл данной игры заключается в следующем - Играют два игрока, один из которых получает чёрные камни, другой — белые. Цель игры — отгородить на игровой доске камнями своего цвета большую территорию, чем противник.

Стоит отметить, что данная игра сохранилась и по сегодняшний день и очень популярна во многих странах.


- А как вы думаете, кто играл в эти игры?

Настольные игры раньше предназначались исключительно для взрослых.

- А почему? Как считаете?

- Да, раньше взрослые играли в игры, чтобы отдохнуть от работы. А кто сейчас в основном играет в игры?


- В пятом веке в Индии появилась первая игра шахматного типа – Чатуранга. Главное отличие этой игры от современных, шахмат состояло в том, что в ней участвовали не два игрока, а четыре. Фигуры были четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные.

В игре для двух игроков использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, 

раджу и советника (визиря) — аналог ферзя. Порядок построения фигур перед партией такой же, как в современных шахматах.


- Кто когда-нибудь играл в шахматы?

Родиной шахмат принято считать Индию. Предположительно шахматы придумали 2000 лет назад.

- Скажите, а почему шахматы называются шахматами?

- «шах» — это король, «мат» — это конец.

- Получается, как переводятся шахматы? («шахматы» означает «конец королю»).


(Выкладываю зерна на шахматную доску)

Согласно одной из легенд, шахматы придумал мудрец, который показал своё изобретение правителю страны. Тому так понравилась игра, что он дал изобретателю право самому выбрать награду. Мудрец попросил у короля за первую клетку шахматной доски заплатить ему одно зерно пшеницы, за вторую — два, за третью — четыре и так далее, удваивая количество зёрен на каждой следующей клетке. Правитель, не разбиравшийся в математике, быстро согласился, даже несколько обидевшись на столь невысокую оценку изобретения, и приказал казначею подсчитать и выдать изобретателю нужное количество зерна. Однако, когда неделю спустя казначей всё ещё не смог подсчитать, сколько нужно зёрен, правитель спросил, в чём причина такой задержки.

- Как думаете, что произошло?

Казначей показал ему расчёты и сказал, что расплатиться невозможно, разве только осушить моря и океаны и засеять всё пространство пшеницей.


- Вот так и появились шахматы. Предлагаю сейчас посмотреть небольшой мультфильм.

Вопросы к мультфильму:

  1. 1. С помощью каких фигур можно играть в шахматы?

(пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король)

- Вот, посмотрите ребята, как выглядят шахматные фигуры. (Даю посмотреть фигуры)

  1. 2. Какая самая слабая фигура? А сильная?

  2. 3. Что надо сделать, чтобы стать ферзем?

  3. 4. Почему шахматы можно назвать спортом?

  4. – Да, действительно, шахматы это тоже спорт. Самых известных шахматистов вы можете видеть на экране:

  5. 1. Гарри Каспаров - Советский и российский шахматист, 13-й чемпион мира по шахматам.

  6. 2. Анатолий Карпов - Советский и российский шахматист, заслуженный мастер спорта по шахматам СССР.

  7. 3. Ян Непомнящий - Российский шахматист, гроссмейстер. Вице-чемпион Мира.

- Следующую игру вы все знаете. Давайте отгадаем загадку:

Что за чудо бочки

В маленьком мешочке!

Из мешочка вынимаю,

Громко номер называю.

- Смотрите, у нас тоже есть лото, но необычное давайте посмотрим.

- Лото появилось в Италии в 16 веке, и сразу же завоевало огромную популярность среди населения. В России лото появилось в 18 веке. Оно было доступно только богатому населению. И только через какое-то время эта игра стала доступной для всех. Во времена Советского Союза лото было признано семейной и развивающей игрой, но осталось в категории «азартных». На сегодняшний день существует множество вариантов лото. 

(Показываю варианты лото)


- Играть в лото не сложно. Все ли умеют это делать?

Ведущий раздаёт игрокам большие карточки с цифрами, перемешивает в мешочке бочонки, которые потом достает по одному. Игра состоит в том, что играющие должны закрыть на картах все значения бочонками. Выигрывает тот игрок, кто первым закроет все имеющиеся у него на руках большие карточки. 


- Давайте посмотрим на слайд, что же это за игра?

- Корни игры в домино уходят в Китай, именно там появились кости в виде пластинок с точками красного и белого цвета. Чуть позже в Китае было придумано около пятидесяти вариаций этой игры.

- Смотрите, среди наших экспонатов тоже есть различные вариации домино. Давайте посмотрим.

-Именно в Китае костяшки больше использовались для гаданий, магических ритуалов и предсказания судеб людей. В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы.

- Давайте посмотрим на домино, как оно изменилось с древних времен?


- Давайте перейдем к настольным играм Древней Руси. Ни один праздник в нашей стране не обходится без народных гуляний. Все обожали встречаться на площадях, общаться, участвовать в соревнованиях и играх, а в том числе и в настольных. Это и весело, и задорно, и интересно.


В какие же игры предпочитали развлекаться наши предки?

История настольных игр на Руси началась с бирюлек. В них играли ещё наши прапрадедушки, и их прапрадедушки, скорее всего, тоже.

- Может бабушки и дедушки кому-то рассказывали про эту игру?

- А как вы думаете, почему игра называется «бирюльки»?

- Само слово «бирюльки» произошло от глагола «брать», что и объясняет сущность игры.


Это такая игра, когда ты сгребаешь в одну кучу какие-то мелкие предметы. Игроки по очереди вытаскивают по одному предмету при помощи проволочного крючка, насажденного на палочку,  стараясь не развалить кучу. После чьего хода куча рассыпалась, тот и проиграл.



(Показываю игру «Башня»)

- Смотрите, у нас есть современная игра «Дженга». Эту игру придумали в Англии и с английского языка дженга переводиться как стой. Русский же вариант названия этой игры «Башня». Используя ее, мы сможем поиграть в бирюльки. Давайте попробуем!


- Ребята, вы наверное заметили, что на столе лежит ещё много игр. Как вы думаете, к какому времени можно отнести эти настольные игры?

- Да, вы правы. А какие современные настольные игры вы знаете?

- В наше время действительно много разновидностей настольных игр. Давайте посмотрим, какие есть у нас на столе.

(Смотрим игры)


- Знаете ли вы, что такое головоломка? (Показываю головоломку). А для чего они нужны?

Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности.

(Показываю различные головоломки)

- В Китае одной из древнейших считается головоломка танграм, про которую я сегодня вам и расскажу.


Возникновение головоломки окутано легендами. Одна из них гласит, что танграм был создан 4000 лет назад китайским богом Тан и описан в семи его книгах. В каждой книге содержится около 1000 фигур, которые иллюстрируют сотворения мира и происхождения видов. 7 частей символизируют Луну, Венеру, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн и Солнце.


Суть её в том, чтобы составить определенную фигуру из 7 элементов неправильной формы. Всего насчитывают более 7 000 разных комбинаций. Самые распространенные из них – фигуры животных и человека.

- Танграмы бывают разной формы, но самая популярная – это квадрат.




Дети ведут беседу с педагогом.














Дети отвечают на вопрос педагога.






















































































Дети ведут диалог с педагогом.



















Дети отвечают на вопрос, которые задает педагог.






















Дети смотрят мультфильм про шахматы, далее отвечают на вопросы по мультфильму.




























































Смотрим вместе варианты лото.








































































Вместе с педагогом дети играют в игру Древней Руси – «Бирюльки», используя современную игру «Башня».





Ребята ведут диалог с педагогом.

Мастер-класс


- Ребята, давайте попробуем составить фигуру. Сейчас я раздам каждому по конверту, где лежит сам танграм, а также карточки с возможными фигурками.


Попробуйте составить какую же картинку. Условия такие:

* Необходимо использовать все 7 элементов головоломки;

* Элементы не должны накладываться друг на друга.


Составляют фигуры из элементов танграма, используя подготовленные схемы.

Этап рефлексии и подведения итогов

- Ребята, вы большие молодцы! У вас получились отличные головоломки! Теперь вы можете играть в танграм со своими друзьями и весело проводить время!


На этом наша экскурсия подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? А что вам понравилось больше всего делать?

- Ребята, я с вами прощаюсь, до скорых встреч!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!