СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Национальные традиции в произведениях декоративного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими корнями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой славянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или северян. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.ациональные традиции в произведениях декоративного искусства

Просмотр содержимого документа
«Национальные традиции в произведениях декоративного искусства»

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Тайшетская детская художественная школа»   «Национальные традиции в произведениях декоративного искусства»  Выполнила: преподаватель Ялмурзина Г.В .

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»

 

«Национальные традиции в произведениях декоративного искусства» 

Выполнила: преподаватель Ялмурзина Г.В .

История русского декоративно-прикладного искусства насчитывает практически 1000 лет. На протяжении всего этого времени в декоративно-прикладном искусстве наблюдаются как этапы становления единого художественного стилистического направления, так и развитие различных творческих школ, дифференцированных по видам материалов и способам их технологической обработки .

Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала. Немаловажным является и приезд иностранных мастеров в Киев, Новгород, Владимир, Псков, Рязань. Искусство греческих мастеров, приезжавших из Византии и стран Балканского полуострова, положило

основу для проникновения христианства в сферу декоративно- прикладного искусства Древней Руси. Основным направлением при изготовлении художественных изделий до христианизации Руси было жреческое славянское язычество, погребальные культы. Основными предметами, Основными предметами, таким образом, были амулеты, вотивы, оружие воинов, женские украшения — обереги. Большая их часть создавалась в солярных формах, такими же орнаментальными знаками они и декорировались.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими корнями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой славянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или северян. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое. Форма Оберега или знак, рисунок на нём, должен воспроизводить один из солярных знаков - коловратов. Амулеты (обереги)  - предметы украшения для тела в Древней Руси, которые обладали функцией защиты их носителей от бедствий и недоброжелательных духов. Лунница – один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убора, сходство с Луной, олицетворяющее лунный культ, плодородие и женское начало. 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Истоки ювелирного искусства Древней Руси своими корнями уходят еще в I тысячелетие нашей эры. В каждой славянской земле того времени существовали свои этнические отличия в стиле и рисунках женских украшений, по которым можно довольно точно определить границы земель древних славянских племен: вятичей, кривичей, родимичей или северян. Привычными в декоре были разработки растительных и геометрических узоров: пальметты, волюты, розетки, круги, цветы, ромбы, кресты, зигзаги, меандры и многое другое.

Форма Оберега или знак, рисунок на нём, должен воспроизводить один из солярных знаков - коловратов.

Амулеты (обереги)  - предметы украшения для тела в Древней Руси, которые обладали функцией защиты их носителей от бедствий и недоброжелательных духов. Лунница – один из самых распространенных амулетов-оберегов, существовавших на протяжении многих эпох и составлявших часть женского убора, сходство с Луной, олицетворяющее лунный культ, плодородие и женское начало. 

Браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пластинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, сочетание которых имело магическое значение. Растительный орнамент получил расцвет на 11-13 в.в Зооморфный и растительный орнамент.

Браслеты, плетенные из нескольких отрезков толстой серебряной проволочки, и пластинчатые — широкие кованые с традиционным орнаментом в виде косых крестов, треугольников, кружочков, ромбов, сочетание которых имело магическое значение. Растительный орнамент получил расцвет на 11-13 в.в

Зооморфный и

растительный орнамент.

ЛИТЕЙНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ Литье — древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшая отливка зачищается и дорабатывается способом чеканки. В этой технике исполняются сложные змеевики, нательные кресты, амулеты и вотивы. В украшении эфесов шпаг, охотничьих ножен, деталей ружей использовались все виды обработки стали. Орнаментация отличалась строгостью стиля классических мотивов. Имела место и сюжетная миниатюра: сцены охоты, бег оленей, воинские эмблемы. Применение алмазов и сочетание их с другими приемами обработки металла отличалось большим разнообразием и гармоничным соответствием форме предмета. Тула была местом производства железа, а затем и оружия. В 1712 г. При Оружейной слободе основан Тульский оружейный завод.

ЛИТЕЙНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ

Литье — древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшая отливка зачищается и дорабатывается способом чеканки. В этой технике исполняются сложные змеевики, нательные кресты, амулеты и вотивы.

В украшении эфесов шпаг, охотничьих ножен, деталей ружей использовались все виды обработки стали. Орнаментация отличалась строгостью стиля классических мотивов. Имела место и сюжетная миниатюра: сцены охоты, бег оленей, воинские эмблемы. Применение алмазов и сочетание их с другими приемами обработки металла отличалось большим разнообразием и гармоничным соответствием форме предмета.

Тула была местом производства железа, а затем и оружия. В 1712 г. При Оружейной слободе основан Тульский оружейный завод.

Меднолитейное искусство в России появилось на Севере в середине XIX в. Мастера Севера изготавливали медные иконки, кресты , складнями, застежками для церковных книг и другими культовыми предметами. Основной ассортимент составляли братины, блюда, колокольчики, боталы для скота и почтовых лошадей. Нижнетагильская лаковая  живопись по металлу Колокольчики Братина Латунный гребень Медная посуда и различная утварь простых и удобных форм, часто украшенная рельефным орнаментом, пользовалась популярностью в России. Она делалась при заводах Демидова, где с середины века стали выпускаться и железные подносы под прочным «хрустальным» лаком, изобретенным местным живописцем Худояровым.

Меднолитейное искусство в России появилось на Севере в середине XIX в.

Мастера Севера изготавливали медные иконки, кресты , складнями, застежками для церковных книг и другими культовыми предметами. Основной ассортимент составляли братины, блюда, колокольчики, боталы для скота и почтовых лошадей.

Нижнетагильская лаковая

живопись по металлу

Колокольчики

Братина

Латунный гребень

Медная посуда и различная утварь простых и удобных форм, часто украшенная рельефным орнаментом, пользовалась популярностью в России. Она делалась при заводах Демидова, где с середины века стали выпускаться и железные подносы под прочным «хрустальным» лаком, изобретенным местным живописцем Худояровым.

Скульптура из чугуна в Подмосковье, Петербурге, усадьбах и губернских городах , особенно Урала и Сибири . Парк «Царицыно» г. Москва Наряду с чугунными плитами, лестницами, оградами для садов и парков отливалась монументальная скульптура, лучшие образцы которой вошли в историю русской культуры, градостроительства и архитектуры. Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Каслинское литье.

Скульптура из чугуна в Подмосковье, Петербурге, усадьбах и губернских городах , особенно Урала и Сибири .

Парк «Царицыно» г. Москва

Наряду с чугунными плитами, лестницами, оградами для садов и парков отливалась монументальная скульптура, лучшие образцы которой вошли в историю русской культуры, градостроительства и архитектуры.

Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Каслинское литье.

ИСКУССТВО СКАНИ И ЗЕРНИ Скань , филигрань – ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаивается на металлическую поверхность. Зернь – узор состоит из множества мельчайших металлических серебряных или золотых шариков. Проволочные кружева: красносельский ювелирный промысел.

ИСКУССТВО СКАНИ И ЗЕРНИ

Скань , филигрань – ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаивается на металлическую поверхность.

Зернь узор состоит из множества мельчайших металлических серебряных или золотых шариков.

Проволочные кружева: красносельский ювелирный промысел.

ИСКУССТВО РУССКОЙ ЭМАЛИ В XI — XII вв. эмальерное искусство было однообразным, использовался один вид эмали — выемчатая, небольшая цветовая гамма которой была обусловлена отсутствием школы и мастерства. Пик своего расцвета эмаль переживет до татаро-монгольского нашествия, после которого технология будет восстанавливаться по крупицам до XV столетия. Эмалевые дробницы А.В. Тредиаковский написал в середине XVIII в.: «Финифть есть род стекла ж, краскою напоенного».    Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Финифть от греческого

ИСКУССТВО РУССКОЙ ЭМАЛИ

В XI — XII вв. эмальерное искусство было однообразным, использовался один вид эмали — выемчатая, небольшая цветовая гамма которой была обусловлена отсутствием школы и мастерства. Пик своего расцвета эмаль переживет до татаро-монгольского нашествия, после которого технология будет восстанавливаться по крупицам до XV столетия.

Эмалевые дробницы

А.В. Тредиаковский написал в середине XVIII в.: «Финифть есть род стекла ж, краскою напоенного».   

Финифть - древнерусское название эмали, искусство которой появилось на Руси из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Финифть от греческого "финифтис" («светлый блестящий камень») Расписной эмалью украшали столовую посуду, утварь, оружие, предметы церковного обихода.

Выемчатая эмаль .

Перегородчатая эмаль .

Ростовская финифть

ИСКУССТВО КОВКИ РОССИИ Способ обработки металла — ковка. Ковка, в основном, применяется для обработки железа. Этот способ работы связан с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует разогрева до температуры выше 1000

ИСКУССТВО КОВКИ РОССИИ

Способ обработки металла — ковка. Ковка, в основном, применяется для обработки железа. Этот способ работы связан с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует разогрева до температуры выше 1000 "С, когда его можно гнуть, рассекать, создавая из бруска или прутка нужную конструкцию или элементы орнамента. В технике ковки изготавливалось оружие, делались подковы, разнообразные амулеты-обереги, предметы для дома: светцы, ограды, оконные решетки; впоследствии — уличные фонари, городская садово-парковая ограда.

Уличные скульптуры

и памятники

Кованый металл широко использовали при создании архитектурных ансамблей мастера классицизма: В. Баженов, О. Бове, Д. Жилярди и представители модерна: А. Эрихсон, В. Валькотт, Ф. Шехтель.

В 14 веке на Руси началась массовая чеканка монеты после победы русских воск над татарами Дмитрием Донским. Это были серебряные пластины неправильной формы с изображением воинов, всадников, князей и животных. Русское слово « деньги « происходит от татарского « таньга» Фрагмент щита. Лунница.

В 14 веке на Руси началась массовая чеканка монеты после победы русских воск над татарами Дмитрием Донским. Это были серебряные пластины неправильной формы с изображением воинов, всадников, князей и животных. Русское слово « деньги « происходит от татарского « таньга»

Фрагмент щита.

Лунница.

ПРОМЫСЛЫ ВЕЛИКОГО УСТЮГА И СОЛЬВЫЧЕГОДСКА Рубеж XIV—XV вв. — время становления московского золотого и серебряного дела. Для них характерны единые технологические приемы обработки, а также ассортимент выпускаемой продукции. Но самая известная область применения серебра или серебра с золочением — это посуда, светцкая или церковная утварь. Чернение - чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения Великоустюгский завод «Северная Чернь» 

ПРОМЫСЛЫ ВЕЛИКОГО УСТЮГА И СОЛЬВЫЧЕГОДСКА

Рубеж XIV—XV вв. — время становления московского золотого и серебряного дела. Для них характерны единые технологические приемы обработки, а также ассортимент выпускаемой продукции. Но самая известная область применения серебра или серебра с золочением — это посуда, светцкая или церковная утварь.

Чернение - чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения

Великоустюгский завод «Северная Чернь» 

ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО. КЕРАМИЧЕСКИЕ ПРОМЫСЛЫ . Русское народное керамическое производство не ограничивается простым гончарством. В России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка. Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет . Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. В современной художественной практике майоликой также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО. КЕРАМИЧЕСКИЕ ПРОМЫСЛЫ .

Русское народное керамическое производство не ограничивается простым гончарством. В России начинают складываться керамические промыслы. Это скопинская, гжельская керамика, дымковская, каргопольская, филимоновская керамическая игрушка.

Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел. Подмосковный район из 30 деревень славился своими гончарными изделиями еще с XVI века. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет .

Русскому прикладному искусству присущи фаянсовые и майоликовые керамические изделия. В современной художественной практике майоликой также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Ка́ргопольская игру́шка  — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы. Абашевская игрушка - в  селе Абашево Пензенской области - старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Занималось этим 162 хозяйства .

Ка́ргопольская игру́шка  — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Абашевская игрушка - в селе Абашево Пензенской области - старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями.

Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже. Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник - мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы. Занималось этим 162 хозяйства .

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение.

Для их производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесенный без определенной схемы, создает броский пестрый декор.

ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В РОССИИ Одним из самых народных и старинных промыслов Руси можно назвать художественные изделия из дерева. Россия богата этим природным материалом и еще в языческом славянском мире производила из него амулеты, вотивы, жреческие посохи, образы идолов и богов, а также все, что было необходимо в каждодневном быту — от красивых резных ставен на окнах до самого простого черпака и гребня . Богородская, абрамцевско - кудринская (хотьковская) резьба. Богородская резьба Абрамцево-кудринская резьба

ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА В РОССИИ

Одним из самых народных и старинных промыслов Руси можно назвать художественные изделия из дерева. Россия богата этим природным материалом и еще в языческом славянском мире производила из него амулеты, вотивы, жреческие посохи, образы идолов и богов, а также

все, что было необходимо в каждодневном быту — от красивых резных ставен на окнах до самого простого черпака и гребня .

Богородская, абрамцевско - кудринская (хотьковская) резьба.

Богородская резьба

Абрамцево-кудринская резьба

Хохломская и городецкая росписи по дереву Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации.

Хохломская и городецкая росписи по дереву

Технологии того времени не обеспечивались дополнительными средствами, облегчающими процесс, все делалось вручную. Некоторые мастера как-то приспосабливались, придумывали себе в помощь несложные инструменты, но в целом хохломская роспись полностью обеспечивалась только ручным трудом. Главными задачами производства были токарные работы, которые требовали определенной квалификации.

КОСТОРЕЗНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ Промысел резьбы по кости в России слагается из множества национальных культур народов, населяющих территорию России, и, в основном, формировался в той местности, где была возможность добывать материал — кость. Лучшим сырьем можно назвать клыки и бивни морских животных — моржей, иногда использовалась цевка — лошадиная кость, более дешевый материал, а также рыбья кость. Холмогорский промысел Чукотский промысел

КОСТОРЕЗНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Промысел резьбы по кости в России слагается из множества национальных культур народов, населяющих территорию России, и, в основном, формировался в той местности, где была возможность добывать материал — кость. Лучшим сырьем можно назвать клыки и бивни морских животных — моржей, иногда использовалась цевка — лошадиная кость, более дешевый материал, а также рыбья кость.

Холмогорский промысел

Чукотский промысел

СТЕКОЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ Говорить о развитии стекольного промысла в России можно с XVII в. Особенностью этого промысла является то, что он изначально формируется как промышленное производство. На императорском заводе производят предметы роскоши для двора и царской фамилии. К 1668 г. относится строительство стекольного завода в царском селе Измайлово под Москвой. Изделия Императорского стеклянного завода Русские стекольные заводы второй половины XVIII в. в своем производстве ни по качеству, ни по количеству изделий не уступают европейским. Гусевской хрустальный завод «Никольско-Бахметьевский»  хрусталь

СТЕКОЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Говорить о развитии стекольного промысла в России можно с XVII в. Особенностью этого промысла является то, что он изначально формируется как промышленное производство. На императорском заводе производят предметы роскоши для двора и царской фамилии.

К 1668 г. относится строительство стекольного завода в царском селе Измайлово под Москвой.

Изделия Императорского

стеклянного завода

Русские стекольные заводы второй половины XVIII в. в своем производстве ни по качеству, ни по количеству изделий не уступают европейским.

Гусевской хрустальный завод

«Никольско-Бахметьевский»

хрусталь

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА И РАСПИСНЫЕ ПОДНОСЫ Ярким примером лаковой миниатюр являются жостовский и уральский промыслы. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Уральские расписные подносы стали изготавливать в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая, многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (иногда он имел несколько цветных полей), выполнялась с помощью кисти размашистая роспись в виде веток с цветами или букетов, некоторые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА И РАСПИСНЫЕ ПОДНОСЫ

Ярким примером лаковой миниатюр являются жостовский и уральский промыслы.

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах.

Уральские расписные подносы стали изготавливать в начале XVIII в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая, многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (иногда он имел несколько цветных полей), выполнялась с помощью кисти размашистая роспись в виде веток с цветами или букетов, некоторые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения.

Уникальным видом народного творчества можно считать лаковую миниатюру . Она выполняется на изделиях, выполненных в технике папье-маше. Лаковая миниатюра — это мелкие художественные изделия: шкатулки, табакерки, коробочки и многое другое — всякие мелочи, так необходимые каждой женщине. С учетом вкуса покупателей такой продукции складывается своеобразная тематика изображения. Чаще всего это пасторальные сценки, идиллические пейзажи, сценки охоты и развлечений, а также сказки. В России несколько достаточно известных лаковых промыслов. Это Федоскино, Палех, Мстера и Холуй . Каждый из них самобытен и имеет свои отличительные черты. Мстерские лаковые изделия Палех Федоскинская лаковая миниатюра Холуйская лаковая миниатюра

Уникальным видом народного творчества можно считать лаковую миниатюру . Она выполняется на изделиях, выполненных в технике папье-маше.

Лаковая миниатюра — это мелкие художественные изделия: шкатулки, табакерки, коробочки и многое другое — всякие мелочи, так необходимые каждой женщине. С учетом вкуса покупателей такой продукции складывается своеобразная тематика изображения. Чаще всего это пасторальные сценки, идиллические пейзажи, сценки охоты и развлечений, а также сказки. В России несколько достаточно известных лаковых промыслов. Это Федоскино, Палех, Мстера и Холуй . Каждый из них самобытен и имеет свои отличительные черты.

Мстерские лаковые изделия

Палех

Федоскинская лаковая миниатюра

Холуйская лаковая миниатюра

ВЫШИВКА, ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ И КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ РОССИИ Такое искусство на Руси насчитывает многие сотни лет. Вышивка в далекие времена была практически единственной возможностью в декорировании домотканого материала. Помимо этого, орнаменты, выполнявшиеся в этой технике, служили защитой и оберегом. Елецкое кружево Вологодское кружево Вятское кружево Михайловское мерное кружево Кировское кружево

ВЫШИВКА, ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ И КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ РОССИИ

Такое искусство на Руси насчитывает многие сотни лет. Вышивка в далекие времена была практически единственной возможностью в декорировании домотканого материала. Помимо этого, орнаменты, выполнявшиеся в этой технике, служили защитой и оберегом.

Елецкое кружево

Вологодское кружево

Вятское кружево

Михайловское мерное кружево

Кировское кружево

КАМНЕРЕЗНЫЕ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ Камнерезный промысел — достаточно неоднозначное явление в истории русского декоративно-прикладного искусства. Становление и активное развитие этого промысла относится к началу XVIII столетия В посёлке Янтарный (Калининградская область) находится крупнейшее в мире месторождение янтаря.  Янта́рь -окаменевшая смола.  « Уральские самоцветы» Янтарная комната Екатерининского дворца

КАМНЕРЕЗНЫЕ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ

Камнерезный промысел — достаточно неоднозначное явление в истории русского декоративно-прикладного искусства. Становление и активное развитие этого промысла относится к началу XVIII столетия

В посёлке Янтарный (Калининградская область) находится крупнейшее в мире месторождение янтаря. Янта́рь -окаменевшая смола.

« Уральские самоцветы»

Янтарная комната

Екатерининского дворца

Интернет - ресурсы http :// stonecarving.ru/kamnereznoe-iskusstvo-urala-istoriya-s-prodoljeniem.html http :// slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/istorija-russkoi-lakovoi-miniatyury.html http :// www.ya-zemlyak.ru/nps.asp http ://studopedia.ru/6_51649_glava-- istoriya-stekolnih-promislov-rossii.html http:// studopedia.ru/8_137601_iz-istorii-kostoreznogo-iskusstva.html https:// yandex.ru/images/search http:// www.culturemass.ru/lemas-911-2.html http:// www.booksite.ru/trade_vologda/08_1.html http:// www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=19 http://www.ironmaster.ru/inform/kovka/history/

Интернет - ресурсы

http :// stonecarving.ru/kamnereznoe-iskusstvo-urala-istoriya-s-prodoljeniem.html

http :// slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/istorija-russkoi-lakovoi-miniatyury.html

http :// www.ya-zemlyak.ru/nps.asp

http ://studopedia.ru/6_51649_glava-- istoriya-stekolnih-promislov-rossii.html

http:// studopedia.ru/8_137601_iz-istorii-kostoreznogo-iskusstva.html

https:// yandex.ru/images/search

http:// www.culturemass.ru/lemas-911-2.html

http:// www.booksite.ru/trade_vologda/08_1.html

http:// www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=19

http://www.ironmaster.ru/inform/kovka/history/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!