Урок по теме «Односоставные предложения. Назывные предложения» 8 класс
Планируемые результаты освоения учебного материала:
Предметные:
распознавание односоставных назывных предложений в тексте;
определение их значения и структурных особенностей;
построение речевых высказываний с употреблением односоставных назывных предложений.
Метапредметные:
способность извлекать информацию из разных источников, в т.ч. ресурсами Интернета;
умение отобрать и систематизировать материал на определённую тему;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
умение создавать устные и письменные тексты определённого типа, стиля речи, жанра с учётом замысла
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль односоставных назывных предложений в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
Тип урока – урок изучения нового материала. На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 11 часов (По программе под редакцией Т.А. Ладыженской). Это 2 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовал урок «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения» (1 час).
Вид урока – комбинированный урок.
Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование текстов художественной литературы – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых, мастерством художественного слова и высоким идейно-эстетическим содержанием отобранного материала и, во-вторых, его лингвистическими достоинствами.
Это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.
Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.
Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.
Наглядность, оборудование: презентация.
Ход урока.
Опрос. Итак, мы изучаем с вами односоставные предложения и уже знаем, что это продолжения с одним главным членом. Мы уже знаем об определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложениях.
Но забываем порой , ребята, что еще существуют какие? Правильно – обобщенно-личные предложения. В таких предложениях сказуемое может обозначать действия всех лиц вообще; например: Идешь рано утром на рыбалку. Такие предложения часто встречаются в пословицах
Поспешишь – людей насмешишь. Цыплят по осени считают. Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись . не зная броду – не суйся в воду. Волков бояться – в лес не ходить. Клин клином вышибают.
Краткий комментарий о пословице
Вопрос: Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?
Подготовка к восприятию нового материала.
-Прочитайте предложения.
Холодно. Утро. Первый день зимы. Вот и снег. Какой мороз! -Какие из них называют предметы, явления окружающего мира? Эти предложения Назывные, номинативные (ср.называть)
Словарная работа НАЗВА́НИЕ (Работа со словарём) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка
НАЗВА́НИЕ, -я, ср.
1. Словесное обозначение вещи, явления. Названия растений. Н. журнала, фильма. Н. гостиницы. Такие поступки имеют своё н. (о неблаговидных, порочащих кого-н. поступках).
2. чаще мн. ч. Отдельное издание (книга, брошюра, журнал) (спец.). В библиотеке несколько тысяч названий.
-Какова же цель нашего урока? (Находить назывные предложения, выделять главный член назывного предложения, создавать назывные предложения, использовать их в речи).
-Формулируем тему урока, записываем.
Работаем с пар. 24.
Вопросы:
-Чем может быть выражен главный член назывного предложения?
Какова функция назывных предложений?
Тренировочные упражнения.
1. Упр.243 учебника.
- Какими могут быть назывные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными и нераспространёнными).
- С каким членом двусоставного предложения совпадает главный член назывного односоставного предложения? (С подлежащим).
1 разбор, 2 разбор
Из второго абзаца выписываем только предложение Суровый бой.
- Это назывное предложение? Докажите.
Переставьте местами слова – получилось предложение: Бой суровый. Какое это предложение по наличию главных членов? Правильно , двусоставное .
2. Работа со стихотворением А.А. Блока
Назывные предложения конечно, кажутся нам простыми и неброскими, но в то же время такие предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.
Это глубоко философское стихотворение Блока поразило всех его современников. Написано оно в 1912 году. Вспомним , что Блок был символистом. Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. В начале и конце стихотворения перечисляются образы-символы, выраженные существительными. Но как много сказано этим коротким стихотворением!
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. -
А вот стихотворение одного из эмигрировавших из Советской России поэтов:
Париж. Кафе. Огни. Вино. Омары. Моцарелла. Манго. Глаза. Признания. Гипноз. Порабощенье. Танец. Танго.
3.(По группам).
- попробуйте, ребята , в духе поэтов составить несколько строчек стихотворного произведения , используя только имена существительные
Работа с репродукциями картин В.М. Васнецова.
(Сообщение о Васнецове-художнике и его картинах. Заранее подготовленные ученики).
Пронесёмся мысленно в картинную галерею, где есть зал В.М. Васнецова.
Задание (по группам):
Рассмотрите репродукции картин и составьте начало сочинения, используя односоставные назывные предложения.
«Царевна-лягушка»
Задания:
Рассмотрите внимательно репродукцию картины и ответьте на вопросы:
- Где происходит действие? (Стольный Град, Царские хоромы, царский пир).
- Какое время года изображено на картине? (ранняя Осень).
- Чему посвящена центральная часть картины? (статная девушка).
- опишите происходящие на картине действия (изящный танец, игра гусляров).
- какие чувства выражены художником ( вдохновение, красота)
- Какую роль играют в данных работах назывные предложения?
- Какой вывод можно сделать о роли односоставных предложений?
Они лаконичны.
Они используются в создании экспозиции работы.
Домашнее задание: выучить пар.31. Составить небольшую экспозицию или написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». (Задание дифференцированное).
Рефлексия.
Подготовка к домашней работе.
Закончи фразу:
Лето…Отдых… Жара…
Пальмы …Море…Песок… (стихотворение Бадмаевой А.)
Зима. тропинка. Фейерверк
Веселье. Пляски. Песни. Снег. (стихотворение Имеевой Н.)
Осень. Поле. Дожди.
Тучки. Туман. Холодок . (стихотворение Хогоева С.)