СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Назывные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательно и научно о самых коротких и в то же время ёмких предложениях в языке - назывных 

Просмотр содержимого документа
«Назывные предложения»

Урок по теме «Односоставные предложения. Назывные предложения» 8 класс

Планируемые результаты освоения учебного материала:

         

Предметные: 

  • распознавание односоставных  назывных предложений в тексте;

  • определение их значения и структурных особенностей;

  • построение речевых  высказываний с употреблением односоставных назывных предложений.

Метапредметные:

  • способность извлекать информацию из разных источников, в т.ч. ресурсами Интернета;

  • умение отобрать и систематизировать материал на определённую тему;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • умение создавать устные и письменные тексты определённого типа, стиля речи, жанра с учётом замысла

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль односоставных назывных предложений в устной и письменной  речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;



Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи

 Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология  и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

 Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.

Тип урока – урок изучения нового материала.   На изучение темы «Односоставные предложения»  в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 11 часов (По программе под редакцией Т.А. Ладыженской). Это 2 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовал урок «Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения» (1 час).

Вид урока – комбинированный урок.

Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование текстов художественной литературы  – это  превосходный, незаменимый  материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых, мастерством художественного слова и высоким идейно-эстетическим содержанием отобранного материала и, во-вторых, его лингвистическими достоинствами.

Это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор.

Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.  

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.

Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.



Наглядность, оборудование: презентация.



Ход урока.



Опрос. Итак, мы изучаем с вами односоставные предложения и уже знаем, что это продолжения с одним главным членом. Мы уже знаем об определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложениях.

Но забываем порой , ребята, что еще существуют какие? Правильно – обобщенно-личные предложения. В таких предложениях сказуемое может обозначать действия всех лиц вообще; например: Идешь рано утром на рыбалку. Такие предложения часто встречаются в пословицах

Поспешишь – людей насмешишь. Цыплят по осени считают. Тише едешь – дальше будешь. Век живи – век учись . не зная броду – не суйся в воду. Волков бояться – в лес не ходить. Клин клином вышибают.

Краткий комментарий о пословице

Вопрос: Какие предложения называются односоставными? В чём их особенность?



Подготовка к восприятию нового материала.

-Прочитайте предложения.

Холодно. Утро. Первый день зимы. Вот и снег. Какой мороз! -Какие из них называют предметы, явления окружающего мира? Эти предложения Назывные, номинативные (ср.называть)

Словарная работа НАЗВА́НИЕ (Работа со словарём) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

НАЗВА́НИЕ, -я, ср.

1. Словесное обозначение вещи, явления. Названия растений. Н. журнала, фильма. Н. гостиницы. Такие поступки имеют своё н. (о неблаговидных, порочащих кого-н. поступках).

2. чаще мн. ч. Отдельное издание (книга, брошюра, журнал) (спец.). В библиотеке несколько тысяч названий.

-Какова же цель нашего урока? (Находить назывные предложения, выделять главный член назывного предложения, создавать назывные предложения, использовать их в речи).



-Формулируем тему урока, записываем.



Работаем с пар. 24.

Вопросы:

-Чем может быть выражен главный член назывного предложения?

Какова функция назывных предложений?



Тренировочные упражнения.

1. Упр.243 учебника.

- Какими могут быть назывные предложения по наличию второстепенных членов? (Распространёнными и нераспространёнными).

- С каким членом двусоставного предложения совпадает главный член назывного односоставного предложения? (С подлежащим).

1 разбор, 2 разбор

Из второго абзаца выписываем только предложение Суровый бой.

- Это назывное предложение? Докажите.

Переставьте местами слова – получилось предложение: Бой суровый. Какое это предложение по наличию главных членов? Правильно , двусоставное .



2. Работа со стихотворением А.А. Блока

Назывные предложения конечно, кажутся нам простыми и неброскими, но в то же время такие предложения позволяют лаконично изобразить картины природы, внутреннее состояние героя; сосредоточив наше внимание на отдельных предметах, автор тем самым выделяет их из всей обстановки. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю особо важными. Помогают воссоздать картину в целом, а все лишнее, ненужное опускается.

Это глубоко философское стихотворение Блока поразило всех его современников. Написано оно в 1912 году. Вспомним , что Блок был символистом. Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел. В начале и конце стихотворения перечисляются образы-символы, выраженные существительными. Но как много сказано этим коротким стихотворением!

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. -



А вот стихотворение одного из эмигрировавших из Советской России поэтов:

Париж. Кафе. Огни. Вино. Омары. Моцарелла. Манго. Глаза. Признания. Гипноз. Порабощенье. Танец. Танго.

3.(По группам).

- попробуйте, ребята , в духе поэтов составить несколько строчек стихотворного произведения , используя только имена существительные

  1. Работа с репродукциями картин В.М. Васнецова.

(Сообщение о Васнецове-художнике и его картинах. Заранее подготовленные ученики).



Пронесёмся мысленно в картинную галерею, где есть зал В.М. Васнецова.



Задание (по группам):

Рассмотрите репродукции картин и составьте начало сочинения, используя односоставные назывные предложения.

«Царевна-лягушка»

Задания:

Рассмотрите внимательно репродукцию картины и ответьте на вопросы:

- Где происходит действие? (Стольный Град, Царские хоромы, царский пир).

- Какое время года изображено на картине? (ранняя Осень).

- Чему посвящена центральная часть картины? (статная девушка).

- опишите происходящие на картине действия (изящный танец, игра гусляров).

- какие чувства выражены художником ( вдохновение, красота)

- Какую роль играют в данных работах назывные предложения?



- Какой вывод можно сделать о роли односоставных предложений?

Они лаконичны.

Они используются в создании экспозиции работы.



Домашнее задание: выучить пар.31. Составить небольшую экспозицию или написать сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка». (Задание дифференцированное).



Рефлексия.

  1. Подготовка к домашней работе.



Закончи фразу:

  •  Сегодня на уроке мы изучали…

  • Я узнал…

  •  Было интересно…

  •   Вызвало затруднения…

  •  Я понял, что…

  •  Теперь я могу…

  •  Я научился…

  •  У меня получилось …

  •  Я попробую…

  •  Меня удивило…

  •  Мне захотелось…

  • Хочу поблагодарить…



Лето…Отдых… Жара…

Пальмы …Море…Песок… (стихотворение Бадмаевой А.)



Зима. тропинка. Фейерверк

Веселье. Пляски. Песни. Снег. (стихотворение Имеевой Н.)



Осень. Поле. Дожди.

Тучки. Туман. Холодок . (стихотворение Хогоева С.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!