Долгожданный дан звонок- Начинается урок. Чтобы буквы правильно писать , Нужно нам русский язык хорошо изучать.
Учитель предлагает провести урок в групповой форме. Он знакомит ребят с правилами работы в
группах, составом и принципом работы каждого члена группы. Учитель уделяет внимание правилам
поведения в группах.
Дети распределяют обязанности в каждой группе.
Групповая работа
Состав и обязанности группы
Правила поведения группы
-Капитан (организовывает работу своей группы)
-Секретарь (записывает идеи и решения)
-Часовщик (следит за временем обсуждения)
-Спикер (выступает перед классом с готовым решением группы)
- Не говорить всем сразу
- Реагировать жестами и знаками
- Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего
- Обращаться друг к другу по имени
Девиз урока:
Один за всех и все за одного
Учитель наставляет детей, что работая вместе, должны помнить, что ваш успех сегодня зависит от знаний, но и от умения работать вместе. Это отражено и в девизе сегодняшнего урока.
Учитель предлагает работу в группах.
Блиц- опрос для 1 группы : 1) Что такое имя существительное? 2) Как изменяются имена существительные по числам?
Блиц- опрос для 2 группы:
- Что такое склонение имен существительных?
- Изменение по падежам, это словообразование или словоизменение? Докажите.
Блиц- опрос для 3 группы:
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
- Какого рода бывают имена существительные?
Блиц- опрос для 4 группы:
- Какими членами предложения могут быть имена существительные?
- Как определить падеж имен существительных?
Учитель предлагает разгадать загадку. Ответом будут два слова.
Загадка:
Не живая, а идет,
Не подвижна, а ведет.
Учитель предлагает в группах просклонять слова: дорога, шоссе.
Дети делают вывод по данным существительным и формулируют
тему урока.
Несклоняемые имена существительные
Тема урока :
Учащиеся формулируют цели, над которыми
они будут работать в течение урока.
Цели урока:
- дать понятие о несклоняемых именах существительных, часто встречающихся в речи; - познакомить с происхождением и значением несклоняемых существительных;
- учить правильно писать и употреблять в речи несклоняемые имена существительные;
- развивать орфографическую зоркость.
Учитель дает задание прочитать в группах правило, стр. 65 учебника (Русский язык Т. Г. Рамзаевой,4 класс). Что нового узнали?
Учитель предлагает прочитать стихотворение в группах.
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье-
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
Каждая группа делает вывод по данному стихотворению.
Запоминай!
кашне - шейный платок или шарф
манто - широкое женское пальто обычно меховое
Дети читают и запоминают несклоняемые имена существительные и их значение.
фойе - особое помещение, зал, предназначенный для пребывания зрителей
трюмо - высокое стоячее зеркало, помещённое в простенке.
Физминутка
Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас. И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс.
Дети делают упражнения по группам.
Упражнение1 . Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед, сделать выдох. Повторить 5- 6 раз.
Упражнение 2. Руки- на пояс, повернув голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернув голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 -6 раз.
Упражнение 3. Закрыть веки, в течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев.
Учитель предлагает каждой группе сформулировать задание к данным предложениям, связанное с темой урока.
Родители вернулись из кина поздно вечером.
По радиву звучали веселые песни.
Брат ушел гулять без пальта и шапки.
Учитель предлагает списать предложения и провести взаимопроверку.
Проверьте!
Родители вернулись из кин о поздно вечером.
По ради о звучали веселые песни.
Брат ушел гулять без пальт о и шапки.
Учитель поощряет те группы, где допущено минимальное количество ошибок.
Учитель предлагает найти в данном тексте несклоняемые имена существительные и записать в тетрадь. Какая группа выпишет таких существительных больше?
Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони кормили хлебом. Это так интересно!
Спикер каждой группы называет животных, которых они выписали.
колибри
шимпанзе
какаду
Запомните!
пони
кенгуру
Дети подводят итог урока, осуществляя оценку и взаимооценку.
( Используемая литература : методическое пособие «Поурочные разработки по русскому языку»(к учебному комплекту Т. Г. Рамзаевой); выдержки из Интернета; Интернет- словарь «Википедия»;Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова); комплекс упражнений №2 (разработан профессором Э. С. Аветисовым. )