IV Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические
разработки воспитательных мероприятий
Гражданское и патриотическое воспитание
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Лебедева Екатерина Алексеевна, учитель, классный руководитель
МКУ «Управление образования администрации
Уйского муниципального района»
МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»
2023 год
1. Приоритетным направлением национальной стратегии образования сегодня является гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Эти воспитательные цели представлены как в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», так и в Рабочей программе воспитания ОО. https://kor-school-uisk.educhel.ru/activity/eduprogram/file/1440455/class.
«Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества… Формирование гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России… Воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу.» - вот те фундаментальные задачи, которые прописаны в нормативных документах и являются основополагающими в деятельности классного руководителя в сфере воспитания.
Один из способов реализации данных задач представлен в данной методической разработке.
1.1. Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание.
1.2. Тема воспитательного мероприятия: «Никто не забыт, ничто не забыто»
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы.
События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – одна из наиболее ярких страниц истории нашей страны. С тех пор прошло немало лет, и неузнаваемо изменился облик нашей Родины, гражданина, его материальный и культурный уровень, духовный облик. «Уходят» ветераны, а вместе с ними «живая память» о событиях тех лет. Но мы не можем, не имеем права допустить, чтобы исчезли память о той войне, особенно в свете современных событий. Наши дети должны понимать, как важно по-настоящему любить свою родину, тот край, где ты родился и если нужно, то защищать ее от посягательств извне, как это происходит сейчас на Донбассе. Любовь к Родине и родному краю формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний, поиска ответов на сложные вопросы о правде и лжи, войне и мире. Поэтому тема мероприятия выбрана не случайно, она поможет обучающимся разобраться в сложных исторических событиях и будет способствовать формированию гражданской позиции.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Воспитательное мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто» является одним из мероприятий гражданско-патриотической направленности рабочей программы воспитания обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оно органично связано с другими внеурочными мероприятиями, такими как «Урок мужества», «Вахта памяти». Содержание мероприятия тесно переплетается с программным материалом учебных предметов «Русский язык», «Чтение», «История», «География» «Обществознание» и с курсом внеклассных занятий «Разговор о важном». Кроме того, мероприятие способствует решению задач ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
Базовые универсальные действия:
Личностные
- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач;
- выражать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- развивать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений
Познавательные
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам
Регулятивные
- нацеливать на успешную деятельность;
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности
Коммуникативные
- вступать в контакт и работать в коллективе;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
1.5. Целевая аудитория
Мероприятие предназначено для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов, 12-15 лет.
1.6. Цель: воспитание уважения к героическому прошлому нашего народа, эмоциональной отзывчивости, формирование патриотического сознания.
1.7. Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. на примере краеведческого материала;
- обеспечить использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся
- расширить лексический запас, обогатить его новой терминологией.
Коррекционно-развивающие:
- создать условия для развития памяти, внимания и речи
- создать условия для развития коммуникативных навыков
- содействовать формированию самостоятельной поисково-познавательной деятельности
- содействовать развитию умения анализировать свои действия и поступки, давать им адекватную оценку
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны
- воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России
- воспитывать любовь к своему родному краю
1.8. Планируемые результаты
В процессе реализации воспитательного мероприятия «Никто не забыт, ничто не забыто» планируются достижение следующих результатов:
- активное участие детей в практической работе по обустройству «Обелиска» в п. Глазуновка Уйского района:
- отзывчивое отношение к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
- развитие познавательной активности
- проявление чувства гордости и любви к истории страны, края.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Данное воспитательное мероприятие проводится в сочетании теоретической и практической работ. Разработка включает цели и задачи воспитательного мероприятия. Мероприятие позволит учащимся понять, во имя чего совершались подвиги наших дедов и прадедов. Учащиеся должны знать памятные места поселка, историю создания Обелиска, героев войны, отдавших свою жизнь за мир на земле.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.
Для достижения планируемых результатов использовались следующие педагогические технологии:
- представление наглядного материала
- практическая работа
- работа в группах
Считаю, что такие методы и приемы работы, использованные в совокупности, имеют ряд положительных достоинств: повышается познавательная мотивация учеников, развитие толерантности, совершенствуется работа в коллективе.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Для проведения данного воспитательного мероприятия привлекаются представители Уйского краеведческого музея, родители обучающихся, воспитатели.
http://народнаяпамять.рф/listing/мемориал-глазуновка/
Программа воспитательной работы российского движения детей и молодежи, 2022, с.13
https://gufo.me/dict/ozhegov/обелиск
https://dal.slovaronline.com/20608-OBELISK
Материально – технические и информационные ресурсы.
Для подготовки к мероприятию необходимы: ноутбук, проектор, колонки, мультимедийная презентация, толковый словарь русского языка «С.И. Ожегова», В.И. Даль, цветы из гофрированной бумаги.
Инвентарь для практической работы: грабли, пилы, метла, веник.
Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
- Педагог выбирает тему и предлагает учащимся заранее подготовить доклад с родителями о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
- Педагог готовит материал для воспитательного мероприятия: презентацию, задания и вопросы по теме мероприятия.
- Приглашает представителей Уйского краеведческого музея.
- Учащиеся заранее подготавливают совместно с воспитателями цветы из гофрированной бумаги.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Базовые универсальные действия | Результативность этапа |
1 Организационный момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к воспитательному мероприятию. | Готовятся к воспитательному мероприятию. | Регулятивные -нацеливание на успешную деятельность Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: -формирование умения слушать | Положительная мотивация к работе |
2 Актуализация знаний учащихся | Звучит песня «Журавли» - Есть событие, над которым время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. - Что же это за событие? - Ребята, какой значимый праздник приближается в мае? А когда празднуют День Победы? - А что вам известно об этом празднике? | День победы 9 мая Праздник победы советского народа над фашистскими захватчиками. | Познавательные - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу Регулятивные - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности Коммуникативные - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт и работать в коллективе | Подготовка к восприятию материала по теме |
| Просмотр видеоролика «День Победы» по ссылке https://yandex.ru/video/preview/348803638647227645 - В каждой семье есть свои герои – и те, кто воевал на фронтах, героически защищал нашу Родину, и те, кто был еще ребенком и стал очевидцем тех трудных военных лет. - Ребята, я вас просила подготовить с родителями сообщение о ваших прадедушках или прабабушках, тех кто принял на себя тяготы в Великой Отечественной войны. - Предлагаю послушать ребят - Спасибо Вам за ваши рассказы о близких. - В чем бы вы хотели быть похожими на ваших прабабушек и прадедушек? | Просматривают видеоролик Выступают с сообщением о своих родственниках Выступает Настя З. Моего прадедушку зовут Захаров Василий Григорьевич. Он ушел на фронт в 1941 году, был ранен. За храбрость прадедушка награжден медалью «За оборону Советского Заполярья» Он дошел до Берлина. Выступает Карина Ш. Мой прадедушка Шеметов Михаил Федорович был призван в сентябре 1941 года, воевал в составе 6-го Красногвардейского артиллерийского полка. Награжден орденом отечественного войны первой степени. В боях за освобождение Польши в апреле 1945 года был тяжело ранен. - Хотел бы быть храбрым и смелым - Хочу быть полезным нашей Родине - Хочу защищать людей от фашистов. | Познавательные - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу Регулятивные - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе - формирование умения слушать | Подготовка к восприятию материала по теме |
3 Изучение нового материала | 3. Формулирование воспитательного мероприятия. - Сегодня мы почтим с вами память наших земляков, которые воевали за свободу нашей Родины. - У вас на партах лежат картинки, возьмите их в руки. - Как вы думаете, что на них изображено? - А назовите мне синонимы к слову «памятник». Для этого я предлагаю вам поработать со словарями. - Подведем итог того, что вам удалось отыскать: - Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося к верху столба. - Сегодня мы поговорим о памятнике в форме обелиска. - Максим М., приготовил для вас стихотворение. | Памятники погибшим Работают со словарями Читают толковый словарь С.И.Ожегова, и В.И.Даля Читают толковый словарь С.И. Ожегова, В.И. Даль термин «обелиск» Читает Максим М. Обелиск над рекою стоит, Будто воин, хранящий покой. Плачет мать, обнимая гранит, Вот и свиделись, шепчет, родной. С неба солнце июльское льётся, И такая стоит тишина. Но осколком горячим ворвётся В мирный полдень былая война. Сын в атаку когда-то бежал, Бой жестокий гремел над рекой. И на тёплую землю упал, Будто к маме прижался щекой. Катит сонные волны река И задумалась мать глубоко Гладит камень нагретый рука, А глаза далеко-далеко. | Познавательные: Постановка и решение проблемы Регулятивные - работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место Коммуникативные - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | Формулирование темы урока |
| 4. Сегодня к нам пришла Зотова Светлана Сергеевна заведующая отделом Уйского краеведческого музея по сохранности культурного наследия, она поделится с нами информацией об обелиске, который находиться в п.Глазуновка, нашего района. 5. Зотова С.С. приветствует учащихся, рассказывает об обелиске, сопровождая свой рассказ демонстрацией слайдов. - Первый памятник, посвященный односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, установили в пос. Глазуновка, на берегу деревенского пруда в конце 1970-х годов. Это был обелиск из металла, увенчанный красной звездой. - Сварщик Киреев Федор Иванович изготовил памятник погибшим землякам. Он был установлен на кирпичном постаменте. На доске высечена надпись: «Вечная память героям – землякам, погибшим в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» и высечены фамилии участников Великой Отечественной войны п. Глазуновка. | Просматривают слайды | Познавательные - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач Регулятивные - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.) Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Уточнение и расширение знаний учащихся о обелиске в п.Глазуновка |
4. Закрепление изученного материала | - В 2019 году обелиск был демонтирован, а на его постамент установили новый памятник — стела с мемориальными досками. На них нанесены фамилии односельчан-фронтовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, так и умерших в наше время. - Ребята Светлана Николаевна не только пришла рассказать нам об обелиске, но и с просьбой помочь навести порядок на территории этого памятника. - Наша задача сейчас поделиться на 3 подгруппы по 5 человек. - У вас на партах лежат конверты с заданием для каждой группы, это и будем ваша практическая работа. - Для этого давайте вспомним технику безопасности при работе с инвентарём. - А теперь мы отправляемся с вами в п.Глазуновка, где находиться обелиск. И наша с вами задача навести порядок на этой территории. - Ребята посмотрите на обелиск, и прочитайте фамилии тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Давайте возложим цветы и почтим память погибших минутой молчания. - Так как наш класс является волонтерами, предлагаю вам взять шефство над обелиском в п.Глазуновка. - Благоустройство памятного места – это, малая часть наших дел, с помощью которых мы выражаем свою благодарность тем, кто погиб ради мирного неба. И наша с вами главная задача, как можно дальше пронести эту память, через года. | Делятся на подгруппы. Дети зачитывают задания из конвертов (- Первая подгруппа должна обрезать лишние ветки у деревьев. - Вторая подгруппа убирают старую листву граблями и подметают территорию вокруг обелиска. - Третья подгруппа подметут от мусора сам постамент памятника). Повторяют технику безопасности. Выполняют практическую работу. Читают фамилии воинов. Возлагают цветы к подножию обелиска. | Познавательные - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач Регулятивные - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности Коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Практическая работа |
Домашнее задание | - Подготовить рассказ вместе с родителями о памятниках погибшим в Великую Отечественную войну расположенных в Уйском районе. | | Личностные - выражать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней Коммуникативные - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности | Запись домашнего задания |
Подведение итогов | - Чему было посвящено наше сегодняшнее мероприятие? - Что такое обелиск? - Для чего нам нужно помнить имена тех, кто воевал и погиб ради нас с вами? - Как мы можем помочь родственникам погибших в Великую Отечественную войну? - Что вам понравилось на мероприятии? | Отвечают на вопросы | Познавательные - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Личностные - выражать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней Регулятивные - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности Коммуникативные - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми | Обобщение знаний о Обелисках |
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
- выполнять совместную практическую работу
- работа с родителями
- необходимо учитывать физические данные учащихся в работе