СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Никто не забыт, ничто не забыто»»







IV Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические

разработки воспитательных мероприятий




Гражданское и патриотическое воспитание



«Никто не забыт, ничто не забыто»








Лебедева Екатерина Алексеевна, учитель, классный руководитель

МКУ «Управление образования администрации

Уйского муниципального района»

МКОУ «Уйская школа-интернат VIII вида»





2023 год

1. Приоритетным направлением национальной стратегии образования сегодня является гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Эти воспитательные цели представлены как в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», так и в Рабочей программе воспитания ОО. https://kor-school-uisk.educhel.ru/activity/eduprogram/file/1440455/class.

«Формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества… Формирование гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России… Воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу.» - вот те фундаментальные задачи, которые прописаны в нормативных документах и являются основополагающими в деятельности классного руководителя в сфере воспитания.

Один из способов реализации данных задач представлен в данной методической разработке.

1.1. Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание.

1.2. Тема воспитательного мероприятия: «Никто не забыт, ничто не забыто»

1.3. Актуальность и обоснование выбора темы.

События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – одна из наиболее ярких страниц истории нашей страны. С тех пор прошло немало лет, и неузнаваемо изменился облик нашей Родины, гражданина, его материальный и культурный уровень, духовный облик. «Уходят» ветераны, а вместе с ними «живая память» о событиях тех лет. Но мы не можем, не имеем права допустить, чтобы исчезли память о той войне, особенно в свете современных событий. Наши дети должны понимать, как важно по-настоящему любить свою родину, тот край, где ты родился и если нужно, то защищать ее от посягательств извне, как это происходит сейчас на Донбассе. Любовь к Родине и родному краю формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний, поиска ответов на сложные вопросы о правде и лжи, войне и мире. Поэтому тема мероприятия выбрана не случайно, она поможет обучающимся разобраться в сложных исторических событиях и будет способствовать формированию гражданской позиции.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.

Воспитательное мероприятие «Никто не забыт, ничто не забыто» является одним из мероприятий гражданско-патриотической направленности рабочей программы воспитания обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оно органично связано с другими внеурочными мероприятиями, такими как «Урок мужества», «Вахта памяти». Содержание мероприятия тесно переплетается с программным материалом учебных предметов «Русский язык», «Чтение», «История», «География» «Обществознание» и с курсом внеклассных занятий «Разговор о важном». Кроме того, мероприятие способствует решению задач ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями:

Базовые универсальные действия:

Личностные

- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач;

- выражать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- развивать самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

Познавательные

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам

Регулятивные

- нацеливать на успешную деятельность;

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в коллективе;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

1.5. Целевая аудитория

Мероприятие предназначено для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов, 12-15 лет.

1.6. Цель: воспитание уважения к героическому прошлому нашего народа, эмоциональной отзывчивости, формирование патриотического сознания.

1.7. Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. на примере краеведческого материала;

- обеспечить использование интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности обучающихся

- расширить лексический запас, обогатить его новой терминологией.

Коррекционно-развивающие:

- создать условия для развития памяти, внимания и речи

- создать условия для развития коммуникативных навыков

- содействовать формированию самостоятельной поисково-познавательной деятельности

- содействовать развитию умения анализировать свои действия и поступки, давать им адекватную оценку

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны

- воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России

- воспитывать любовь к своему родному краю

1.8. Планируемые результаты

В процессе реализации воспитательного мероприятия «Никто не забыт, ничто не забыто» планируются достижение следующих результатов:

- активное участие детей в практической работе по обустройству «Обелиска» в п. Глазуновка Уйского района:

- отзывчивое отношение к участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

- развитие познавательной активности

- проявление чувства гордости и любви к истории страны, края.

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Данное воспитательное мероприятие проводится в сочетании теоретической и практической работ. Разработка включает цели и задачи воспитательного мероприятия. Мероприятие позволит учащимся понять, во имя чего совершались подвиги наших дедов и прадедов. Учащиеся должны знать памятные места поселка, историю создания Обелиска, героев войны, отдавших свою жизнь за мир на земле.

    1. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.

Для достижения планируемых результатов использовались следующие педагогические технологии:

- представление наглядного материала

- практическая работа

- работа в группах

Считаю, что такие методы и приемы работы, использованные в совокупности, имеют ряд положительных достоинств: повышается познавательная мотивация учеников, развитие толерантности, совершенствуется работа в коллективе.

    1. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Для проведения данного воспитательного мероприятия привлекаются представители Уйского краеведческого музея, родители обучающихся, воспитатели.

http://народнаяпамять.рф/listing/мемориал-глазуновка/

  1. Программа воспитательной работы российского движения детей и молодежи, 2022, с.13

  2. https://gufo.me/dict/ozhegov/обелиск

  3. https://dal.slovaronline.com/20608-OBELISK

    1. Материально – технические и информационные ресурсы.

Для подготовки к мероприятию необходимы: ноутбук, проектор, колонки, мультимедийная презентация, толковый словарь русского языка «С.И. Ожегова», В.И. Даль, цветы из гофрированной бумаги.

Инвентарь для практической работы: грабли, пилы, метла, веник.

  1. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

- Педагог выбирает тему и предлагает учащимся заранее подготовить доклад с родителями о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

- Педагог готовит материал для воспитательного мероприятия: презентацию, задания и вопросы по теме мероприятия.

- Приглашает представителей Уйского краеведческого музея.

- Учащиеся заранее подготавливают совместно с воспитателями цветы из гофрированной бумаги.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Базовые универсальные действия

Результативность этапа

1 Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к воспитательному мероприятию.

Готовятся к воспитательному мероприятию.

Регулятивные

-нацеливание на успешную деятельность

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

-формирование умения слушать

Положительная мотивация к работе

2 Актуализация знаний учащихся

  1. Звучит песня «Журавли»

- Есть событие, над которым время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие.

- Что же это за событие?

- Ребята, какой значимый праздник приближается в мае?

А когда празднуют День Победы?

- А что вам известно об этом празднике?








День победы

9 мая

Праздник победы советского народа над фашистскими захватчиками.

Познавательные

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Личностные

- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Регулятивные

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Коммуникативные

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

- вступать в контакт и работать в коллективе

Подготовка к восприятию материала по теме


  1. Просмотр видеоролика

«День Победы» по ссылке

https://yandex.ru/video/preview/348803638647227645

- В каждой семье есть свои герои – и те, кто воевал на фронтах, героически защищал нашу Родину, и те, кто был еще ребенком и стал очевидцем тех трудных военных лет.

- Ребята, я вас просила подготовить с родителями сообщение о ваших прадедушках или прабабушках, тех кто принял на себя тяготы в Великой Отечественной войны.

- Предлагаю послушать ребят

































- Спасибо Вам за ваши рассказы о близких.

- В чем бы вы хотели быть похожими на ваших прабабушек и прадедушек?

Просматривают видеоролик












Выступают с сообщением о своих родственниках

Выступает Настя З.

Моего прадедушку зовут Захаров Василий Григорьевич. Он ушел на фронт в 1941 году, был ранен. За храбрость прадедушка награжден медалью «За оборону Советского Заполярья» Он дошел до Берлина.

Выступает Карина Ш.

Мой прадедушка Шеметов Михаил Федорович был призван в сентябре 1941 года, воевал в составе 6-го Красногвардейского артиллерийского полка. Награжден орденом отечественного войны первой степени. В боях за освобождение Польши в апреле 1945 года был тяжело ранен.


- Хотел бы быть храбрым и смелым

- Хочу быть полезным нашей Родине

- Хочу защищать людей от фашистов.

Познавательные

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Личностные

- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Регулятивные

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в коллективе

- формирование умения слушать

Подготовка к восприятию материала по теме

3 Изучение нового материала


















3. Формулирование воспитательного мероприятия.

- Сегодня мы почтим с вами память наших земляков, которые воевали за свободу нашей Родины.

- У вас на партах лежат картинки, возьмите их в руки.

- Как вы думаете, что на них изображено?

- А назовите мне синонимы к слову «памятник». Для этого я предлагаю вам поработать со словарями.

- Подведем итог того, что вам удалось отыскать:

- Обелиск – памятник, сооружение в виде суживающегося к верху столба.

- Сегодня мы поговорим о памятнике в форме обелиска.

- Максим М., приготовил для вас стихотворение.








Памятники погибшим


Работают со словарями

Читают толковый словарь С.И.Ожегова, и В.И.Даля






Читают толковый словарь С.И. Ожегова, В.И. Даль термин «обелиск»



Читает Максим М.

Обелиск над рекою стоит,
Будто воин, хранящий покой.
Плачет мать, обнимая гранит,
Вот и свиделись, шепчет, родной.

С неба солнце июльское льётся,
И такая стоит тишина.
Но осколком горячим ворвётся
В мирный полдень былая война.

Сын в атаку когда-то бежал,
Бой жестокий гремел над рекой.
И на тёплую землю упал,
Будто к маме прижался щекой. Катит сонные волны река
И задумалась мать глубоко
Гладит камень нагретый рука,
А глаза далеко-далеко.

Познавательные:

Постановка и решение проблемы

Регулятивные

- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

Коммуникативные

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Формулирование темы урока










































4. Сегодня к нам пришла Зотова Светлана Сергеевна заведующая отделом Уйского краеведческого музея по сохранности культурного наследия, она поделится с нами информацией об обелиске, который находиться в п.Глазуновка, нашего района.

5. Зотова С.С. приветствует учащихся, рассказывает об обелиске, сопровождая свой рассказ демонстрацией слайдов.

- Первый памятник, посвященный односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, установили в пос. Глазуновка, на берегу деревенского пруда в конце 1970-х годов. Это был обелиск из металла, увенчанный красной звездой.

- Сварщик Киреев Федор Иванович изготовил памятник погибшим землякам. Он был установлен на кирпичном постаменте. На доске высечена надпись: «Вечная память героям – землякам, погибшим в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» и высечены фамилии участников Великой Отечественной войны п. Глазуновка.















Просматривают слайды

Познавательные

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Личностные

- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач

Регулятивные

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в коллективе;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Уточнение и расширение знаний учащихся о обелиске в п.Глазуновка





























4. Закрепление изученного материала

- В 2019 году обелиск был демонтирован, а на его постамент установили новый памятник — стела с мемориальными досками. На них нанесены фамилии односельчан-фронтовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, так и умерших в наше время.

- Ребята Светлана Николаевна не только пришла рассказать нам об обелиске, но и с просьбой помочь навести порядок на территории этого памятника.

- Наша задача сейчас поделиться на 3 подгруппы по 5 человек.

- У вас на партах лежат конверты с заданием для каждой группы, это и будем ваша практическая работа.

- Для этого давайте вспомним технику безопасности при работе с инвентарём.

- А теперь мы отправляемся с вами в п.Глазуновка, где находиться обелиск. И наша с вами задача навести порядок на этой территории.



- Ребята посмотрите на обелиск, и прочитайте фамилии тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Давайте возложим цветы и почтим память погибших минутой молчания.

- Так как наш класс является волонтерами, предлагаю вам взять шефство над обелиском в п.Глазуновка.

- Благоустройство памятного места – это, малая часть наших дел, с помощью которых мы выражаем свою благодарность тем, кто погиб ради мирного неба. И наша с вами главная задача, как можно дальше пронести эту память, через года.




























Делятся на подгруппы.

Дети зачитывают задания из конвертов

(- Первая подгруппа должна обрезать лишние ветки у деревьев.

- Вторая подгруппа убирают старую листву граблями и подметают территорию вокруг обелиска.

- Третья подгруппа подметут от мусора сам постамент памятника).

Повторяют технику безопасности.

Выполняют практическую работу.








Читают фамилии воинов.

Возлагают цветы к подножию обелиска.






Познавательные

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

Личностные

- развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новых задач

Регулятивные

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Коммуникативные

- вступать в контакт и работать в коллективе;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Практическая работа

  1. Домашнее задание

- Подготовить рассказ вместе с родителями о памятниках погибшим в Великую Отечественную войну расположенных в Уйском районе.


Личностные

- выражать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней

Коммуникативные

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности

Запись домашнего задания

  1. Подведение итогов

- Чему было посвящено наше сегодняшнее мероприятие?

- Что такое обелиск?

- Для чего нам нужно помнить имена тех, кто воевал и погиб ради нас с вами?

- Как мы можем помочь родственникам погибших в Великую Отечественную войну?

- Что вам понравилось на мероприятии?

Отвечают на вопросы

Познавательные

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Личностные

- выражать положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней

Регулятивные

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности

Коммуникативные

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми

Обобщение знаний о Обелисках
















  1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

- выполнять совместную практическую работу

- работа с родителями

- необходимо учитывать физические данные учащихся в работе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!