Новые формы воспитательных практик в моей деятельности
(из опыта работы классного руководителя МБОУ «Торская СОШ» Хусаевой В.Л.)
«Орудием и посредником воспитания
должна быть любовь,
а целью – человечность…»
В.Г Белинский
В сложное время выпало мне быть проводником знаний и настройщиком душ для юного поколения. Думаю, нет такой профессии – классный руководитель, это призвание души и сердца. Ну если она была бы, то стала бы одной из самых актуальных в современном обществе, и, пожалуй, единственной, предполагающей, кроме знаний, ещё и огромную любовь. И не только к другим, но и к себе.
Моя воспитательная позиция состоит в том, что необходимо создавать условия для саморазвития учащихся. Хочу показать это на примере довольно любопытного сравнения. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, заставлять цвести по принуждению. Его надо поливать, обогревать и освещать. Ему нужно создавать условия, и тогда растение будет расти и развиваться, давать плоды, как ему предписано природой.
Так что же значит «воспитать»? Это способствовать формированию духовного, целеустремлённого, современного человека, способного правильно ориентироваться в сегодняшнем мире. Для этого нужно развить в ребёнке волю, вкус к жизни, доброту к людям, чуткость к чужим проблемам, умение отличить истину ото лжи.
Являясь классным руководителем в начальной школе, я осваиваю современные достижения педагогической науки и практики по организации образовательного и воспитательного процесса. За время работы в школе я пришла к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к воспитанию учащихся. «...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения обучения, взаимоотношения между учителем и учеником»
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Существенно изменяется и роль классного руководителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности.
В соответствии с основными направлениями воспитания учащихся, которые я определила для себя и моего классного коллектива, выбираю наиболее эффективные формы работы:
-индивидуальные (беседы, диалоги, разговор по душам);
-групповые (творческие группы);
-коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования).
-тренинги (индивидуальные, групповые).
В своей деятельности я стараюсь использовать как традиционные, так и инновационные формы воспитательных практик:
- педагогику сотрудничества;
- проектную технологию;
- игровые технологии;
- технологию КТД.
Методы сотрудничества, создающие условия для субъект-субъектных отношений, позволяющие мне и воспитанникам быть партнерами в увлекательном процессе созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, "мозговой штурм", самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методики позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Интересным инструментом для достижения целей воспитания для классного руководителя я считаю метод проектов, который привлекателен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. Он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от открытки, подарка, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. Реализованные проекты: «История моей семьи», «Молочная карусель», «Вкусная и здоровая пища», «Семейная фотография», «Полезные советы», «Традиции моей семьи», «Наш класс», «Кем быть?» позволили раскрыть потенциал ребенка, укрепить семейные связи, окунуться с головой в создание интересных и творческих продуктов совместной деятельности воспитанников и членов их семей. Полностью разделяю слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда».
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. В своей воспитательной практике мне очень импонируют квесты, как форма организации детских мероприятий. Это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. При организации квестов я руководствуюсь принципами доступности, системности, эмоциональной окрашенности заданий, разумности по времени, использования разных видов детской деятельности во время прохождения игры, наличия видимого конечного результата и обратной связи. Очень важно направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Задания для детского квеста я подбираю самые разнообразные: загадки; ребусы; игры «Найди отличия», «Что лишнее?»; пазлы; творческие задания; народные игры; лабиринты; спортивные эстафеты.
Я чаще использую линейные квесты, где игра построена по цепочке: разгадав одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию. В линейных квестах есть условие: задание должны выполнить все дети, от этого зависит результат. Таким образом, у моих ребят есть мотив - желание помочь герою и условие, выполнение которого требует сплочённости, взаимовыручки, поддержки. Организуя квест – игры на природе, я поддерживаю естественное стремление детей исследовать окружающий мир, формирую доброжелательные коллективные взаимоотношения, гуманное отношение к людям и окружающей природе, знакомлю с национальными традициями.
Добрые впечатления остаются у детей после встреч с интересными людьми: ветераном Великой Отечественной войны Шойбоновым Г.С. и тружениками тыла Шобоевой Т.Л., Хундоевой С.Д., Ошоровой А.Д., участниками Афганской и Чеченской кампаний (локальных войн) Халудоровым Ж.Г., Ангамаевым В.С., медиками, фермерами, ветеранами труда, спортсменами-выпускниками, представителями правоохранительных органов. В ходе таких встреч реализуются гражданско- патриотическое, духовное воспитание, воспитание чувства ответственности, привитие навыков здорового образа жизни.
Мои воспитанники активно принимают участие в различных конкурсах. Стало традицией участие в акции «Покормите птиц зимой!», «Напиши письмо водителю», «Береги лес от пожара». Некоторые результаты достижений моих воспитанников за 2020-2021 у.г. представляю ниже:
№ | Мероприятия | Уровень | Результат |
1 | Конкурс чтецов по ПДД | республиканский | Участие -5 уч |
2 | Конкурс «Гуламта» | республиканский | 1м, 1м, 3м |
3 | Конкурс «Сохраним леса Байкала» | республиканский | участие |
4 | Конкурс агитбригад ЮИД | муниципальный | 2м |
5 | Неделя бурятского языка | школьный | 2м, 3м |
6 | Конкурс чтецов ко Дню матери | школьный | 3м |
7 | Конкурс рисунков ко Дню матери | школьный | 1м, 1м, 2м |
8 | Конкурс «Покормите птиц зимой» | школьный | 1м |
9 | Конкурс альтернативных елок | школьный | 1м |
10 | Конкурс чтецов к празднику Нового года | школьный | 2м, 3м |
11 | Конкурс песен к празднику Нового года | школьный | 1м |
12 | Конкурс поздравительных открыток к 8 марта | школьный | 1м, 2м, 2м |
13 | Смотр строя и песни | школьный | 2м |
14 | Конкурс рисунков «Береги лес от пожара» | школьный | 2м, 3м |
Доброй традицией для всех моих воспитанников стало составление «Шкатулки добрых дел». Каждое интересное начинание, каждый позитивный эпизод в нашей повседневной жизни откладывается в «шкатулке» в виде отзывов, фотоотчетов, грамот, благодарностей и других приятных мелочей.
Важной составляющей и хорошим подспорьем в организации досуга моих воспитанников является помощь родителей во внеклассных мероприятиях, трудовых десантах, субботниках, акциях, экскурсиях, семейных проектах. Родители не раз имели возможность подготовить классные часы, основываясь на своих знаниях и опыте. Я не устаю повторять своим родителям слова великого А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».
В заключении хочется отметить, что каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети со своими возможностями, потребностями, характером. Образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, но прежде всего - это воспитание, развитие личности, ее социализация. Французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Что бы ни случилось, мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Как в руках хорошего мастера, кусок глины превращается в искусный сосуд, так и в умелых руках педагога ребенок приобретает черты самодостаточного человека. Но он может остаться простым «куском глины», если к нему не приложить усилий.