Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения»»
Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения»
Запишите прилагательные, к каждому подберите подходящие по смыслу существительные; запишите словосочетания; составьте из них сложносочиненное предложение; выделите грамматическую основу и союз.
Чудный — чудесный — чудной — чудаковатый — чудаческий. Невежливый — невежественный. Тщетный — тщательный. Искусный — искусственный. Человеческий — человечный. Кровный — кровавый — кровяной. Неприглядный — непроглядный. Мемуарный — мемориальный. Скрытный — скрытый. Неизмеримый — несоизмеримый. Классный — классический.
Прочитайте текст; найдите в нем сложносочиненные предложения и выпишите их; выделите грамматические основы и союз; определите главную мысль текста.
Первый снег
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе, на головокружительной высоте, стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к часам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Лингвистическое моделирование.
• Закончите каждое из начатых сложносочиненных предложений, используя союз и; поставьте знаки препинания.
1) Кругом не было видно не единой души ...
2) В одну минуту дорогу занесло ...
3) Ветра не было ...
4) Взошел месяц ...
5) Еще минута ...
Лингвистическое моделирование.
Закончите каждое из начатых сложносочиненных предложений, используя противительные союзы; поставьте знаки препинания.
1) Мороз был сильный ...
2) Я устал ...
3) С утра был туман ...
4) Давно уже не было слышно ...
5) Было много работы ...
Самостоятельная работа.
• Запишите предложения, расставляя знаки препинания; выполните синтаксический разбор.
1) В саду горит огонь рябины красной но никого не может он согреть.
2) Иногда в горах слышался раскатистый грохот падающих камней или утреннюю тишину нарушал рев потревоженного зверя.
3) В садах было свежо тихо и сквозь низкорослые акации сквозь ветки обнаженных тополей и кустарника свободно чувствовался пустынный простор морского побережья.
4) Вот дождь пошел и гром готов уж грянуть.
5) Вечерело и последние лучи солнца уходили за горизонт .