СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить изученное и систематизировать знания учащихся о сложном предложении и сложносочиненном предложении; развивать умения и навыки находить в тексте сложносочиненное предложение, расставлять знаки препинания; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи.

Просмотр содержимого документа
«Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения»»


Предмет: Русский язык Класс8 Четверть:2 Дата_____________

Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложное предложение. Сложносочиненные предложения»

Цель: обобщить изученное и систематизировать знания учащихся о сложном предложении и сложносочиненном предложении; развивать умения и навыки находить в тексте сложносочиненное предложение, расставлять знаки препинания; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

Тип урока: урока обобщения

Методы. Словесный, практический.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Учитель выборочно проверяет тетради.)

2. Творческий диктант.

•     Запишите прилагательные, к каждому подберите подходящие по смыслу существительные; запишите словосочетания; составьте из них сложносочиненное предложение; выделите грамматическую основу и союз.

Искусный — искусственный. Человеческий — человечный. Неприглядный — непроглядный. Скрытный — скрытый. Классный — классический.

3. Беседа с учащимися.

1) Что такое сложное предложение?

2) Как простые предложения соединяются в сложные?

3) Какие существуют виды сложных предложений?

4) Что такое бессоюзные предложения?

5) Что такое союзные предложения?

6) На какие группы делятся союзные предложения?

7) Какие предложения называются сложносочиненными?

8) Какими союзами скрепляются предложения в составе сложносочиненного предложения?

9) Какие смысловые значения можно выразить в форме сложносочиненного предложения с соединительными союзами (разделительными, противительными)?

10) Как выделяются на письме простые предложения, входящие в сложносочиненное предложение?

11) Когда в сложносочиненном предложении ставится тире?

12) Каков порядок синтаксического разбора сложносочиненных предложений?

IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с текстом.

•     Прочитайте текст; найдите в нем сложносочиненные предложения; выделите грамматические основы и союз; определите главную мысль текста.

Первый снег

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе, на головокружительной высоте, стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошел к часам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

(К. Паустовский)

2. Лингвистическое моделирование.

•     Закончите каждое из начатых сложносочиненных предложений, используя союз и; поставьте знаки препинания.

1) Кругом не было видно не единой души ...

2) В одну минуту дорогу занесло ...

3) Ветра не было ...

4) Взошел месяц ...

5) Еще минута ...

•     Закончите каждое из начатых сложносочиненных предложений, используя противительные союзы; поставьте знаки препинания.

1) Мороз был сильный ...

2) Я устал ...

3) С утра был туман ...

4) Давно уже не было слышно ...

5) Было много работы ...

•     Составьте 3 предложения, используя разделительные союзы; поставьте знаки препинания.

3. Самостоятельная работа.

•     Запишите предложения, расставляя знаки препинания; выполните синтаксический разбор.

1) В саду горит огонь рябины красной но никого не может он согреть.

2) Иногда в горах слышался раскатистый грохот падающих камней или утреннюю тишину нарушал рев потревоженного зверя.

3) В садах было свежо тихо и сквозь низкорослые акации сквозь ветки обнаженных тополей и кустарника свободно чувствовался пустынный простор морского побережья.

4) Вот дождь пошел и гром готов уж грянуть.

5) Вечерело и последние лучи солнца уходили за горизонт.

 Определите значения, которые вносят в предложения различные союзы.

Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики - подростки в сопровождении родных.

Лица детей были грустны, а лица взрослых торжественно серьезны.

Родные уехали, а воспитанники остались с инспектором

После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились.

значение последовательности

значение последовательности

значение сопоставления

значение противопоставления

VII


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


 X.Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля:

Какие ключевые понятия усвоены?

Что вызвало трудности, каковы причины этого?

Личная оценка качества усвоения материала





VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал по теме «Сложноподчиненные предложения».

11.  Тест 

Списать и указать номера сложносочиненных, сложноподчиненных,

1.   Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.

2.   Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись для дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

3.   Я углубился в виноградную аллею, которая вела в грот

4.   Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза,

5.   Не путайся зимы - весна придет.

6.   Ветер гонит облако с дождями, листья перевертывает скопом.

7.   На месте том, где в гору поднимается дорога, три сосны стоят.

8.   Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.












































1. Работа с текстом.

•     Прочитайте текст; найдите в нем сложносочиненные предложения; выделите грамматические основы и союз; определите главную мысль текста.

Первый снег

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и наконец понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну — за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе, на головокружительной высоте, стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.

Когда же выпал первый снег? Я подошел к часам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.

(К. Паустовский)

2. Лингвистическое моделирование.

•     Закончите каждое из начатых сложносочиненных предложений, используя союз и; поставьте знаки препинания.

1) Кругом не было видно не единой души ...

2) В одну минуту дорогу занесло ...

3) Ветра не было ...

4) Взошел месяц ...

5) Еще минута ...

•     Закончите каждое из начатых сложносочиненных предложений, используя противительные союзы; поставьте знаки препинания.

1) Мороз был сильный ...

2) Я устал ...

3) С утра был туман ...

4) Давно уже не было слышно ...

5) Было много работы ...

•     Составьте 3 предложения, используя разделительные союзы; поставьте знаки препинания.

3. Самостоятельная работа.

•     Запишите предложения, расставляя знаки препинания; выполните синтаксический разбор.

1) В саду горит огонь рябины красной но никого не может он согреть.

2) Иногда в горах слышался раскатистый грохот падающих камней или утреннюю тишину нарушал рев потревоженного зверя.

3) В садах было свежо тихо и сквозь низкорослые акации сквозь ветки обнаженных тополей и кустарника свободно чувствовался пустынный простор морского побережья.

4) Вот дождь пошел и гром готов уж грянуть.

5) Вечерело и последние лучи солнца уходили за горизонт.


Определите значения, которые вносят в предложения различные союзы.

Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики - подростки в сопровождении родных.

Лица детей были грустны, а лица взрослых торжественно серьезны.

Родные уехали, а воспитанники остались с инспектором

После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились.

значение последовательности

значение последовательности

значение сопоставления

значение противопоставления

VII


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


 X.Рефлексия. Заполнение листа самоконтроля:

Какие ключевые понятия усвоены?

Что вызвало трудности, каковы причины этого?

Личная оценка качества усвоения материала






Домашняя работа

Списать и указать номера сложносочиненных, сложноподчиненных,

1.   Не робей перед врагом: лютейший враг человека - он сам.

2.   Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись для дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.

3.   Я углубился в виноградную аллею, которая вела в грот

4.   Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов мороза,

5.   Не путайся зимы - весна придет.

6.   Ветер гонит облако с дождями, листья перевертывает скопом.

7.   На месте том, где в гору поднимается дорога, три сосны стоят.

8.   Олеся опустила веки и со слабой улыбкой покачала головой.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!