СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование слов при помощи приставок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6-м классе                         

Тема     Образование слов при помощи приставок

 

Цели и задачи  урока:

1)способствовать пониманию учащимися смыслоразличительной роли приставок, сформировать представление о приставочном способе образования новых слов, обобщить полученные ранее знания о приставках.

2) совершенствовать умение классифицировать слова с разными группами приставок и применять их в речи, производить морфемный разбор слов, развитие  творческих способностей, активизация мыслительной и познавательной деятельности ребят в познании окружающего мира.

3) Воспитание толерантности, привитие любви к предмету.

 

Оборудование: данный урок проводится в мультимедийном кабинете, оснащённом современными программами,  сопровождается презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Образование слов при помощи приставок»

Урок русского языка в 6-м классе 1 страница

Тема Образование слов при помощи приставок


Цели и задачи урока:

1)способствовать пониманию учащимися смыслоразличительной роли приставок, сформировать представление о приставочном способе образования новых слов, обобщить полученные ранее знания о приставках.

2) совершенствовать умение классифицировать слова с разными группами приставок и применять их в речи, производить морфемный разбор слов, развитие творческих способностей, активизация мыслительной и познавательной деятельности ребят в познании окружающего мира.

3) Воспитание толерантности, привитие любви к предмету.


Оборудование: данный урок проводится в мультимедийном кабинете, оснащённом современными программами, сопровождается презентацией.

Эпиграф

Тот, кто знает части слова,

Тот напишет их толково!


Тип урока – усвоение новых знаний с опорой на пройденный материал с применением информационно – коммуникативных технологий, технологии встречных усилий учителя и учащегося.

Ход урока

До урока – на перемене

(слайд № 1 презентация )


I. Организационный момент урока: приветствие( приём «Удивляй!», запись числа и вида работы в тетрадь) (слайд № 2- 3 презентация)

II. Контрольно-подготовительный этап:

1. Лингвистическая разминка (слайд № 4 презентация)

Дидактическая задача: настроить на работу, подвести к теме урока, нацелить на работу в мультимедийном кабинете.

На доске ( фоном служит пейзаж) высвечиваются ( вылетают, выползают – эффекты анимации) разного цвета части слов:

До, при, на, по, гор, гар, чик, ек, л, о, и.

-Вы догадались, что это такое? Что же мы видим?

(части слова - приставки, корни, суффиксы, окончание)


- Какие части слова вам уже известны?

Приведите примеры.

2. Повторение:

На уроках мы уже учились выделять части слова, поэтому предлагаю в качестве повторения _________888888___и____00000000______________________________ а)самостоятельно разобрать слова лесник и лесной по составу

б) все остальные подумайте над заданием в левой части таблицы (слайд № 5)

в) (слайд № 6) - самопроверка

г) (слайд № 7) Предлагаю вам повторить употребление суффиксов, рассмотрите рисунки, схемы, какое слово соответствует схеме, напишите его прямо на рисунке или рядом, выделите части слова

Д) Какую роль играют суффиксы в словах? (слайд № 8)

Вывод: суффиксы мы употребляем не только для образования новых слов, но и для выражения лексического значения слова, эмоционального состояния человека.

  1. А ещё для чего нам необходимо знать состав слова? (слайд № 9 презентация) Работа с эпиграфом

Тот, кто знает части слова,

Тот напишет их толково!

- Попытайтесь осмыслить стихотворение, продумайте, как данный текст может быть связан с темой урока?

Молодцы, мы продолжаем знакомство с частями слова и сегодня тема урока -

а) тема (слайд № 10 презентация)

- Что называется приставкой?


Б)Целеполагание. (слайд № 11 презентация)

На уроке нам предстоит находить слова с приставками, высказывать своё понимание слов, определять лексическое значение приставок.

Фронтальная работа:

4.Конкурс «Путаница», приём «Логические цепи» ( на интерактивной доске – 2 в программе « Fliphart»

- Ребята, внимание! Внутри каждого слова все части перепутаны. ПРОЧТИТЕ ИХ, кто быстрее сможет вернуть части слов на свои места, правильно прочесть ПОЛУЧИВШЕЕСЯ слово, обозначить его части, записать в тетрадь.

-ист -, - ив-, по -, спорт-, футбол -, бед-, - и-, - ый, - н -, - тель,

На данном этапе урока учащиеся работают фронтально в тетрадях и на доске.

Вывод: молодцы, части слова вы знаете, и мы можем двигаться дальше

III. Сотворчество

1. Путешествие по Океану приставок. (слайд № 12 презентация)

Если бы мы отправились в путешествие по стране Русского языка, то, скорее всего, захотели бы поплавать на корабле. Предлагаю вам посетить острова ПРИСТАВОК. Приведите свои примеры

2 .Сообщение учителя.

-Давайте потренируемся в употреблении и написании приставок.

1 группа:

- Кто хорошо понял состав слова? Идите к доске и запишите свои примеры ( 1-2 ученика)

2-3 группа:

Выполнить упр. 2( I вар.), упр. 4 ( IIвар. – 2 столбика)

- Зачитываются примеры

- Как называется способ образования слов при помощи приставки?

(слайд № 13 презентация)

6. «Отсроченная отгадка»

- А бывает приставка в середине слова? А две приставки в одном слове? А три – в одном слове?

(слайд № 14 презентация)

1)Попробуйте найти приставки в словах

Водопровод, газопровод, мировоззрение(МИРОВОЗЗРЕНИЕ, –я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество.  прил. мировоззренческий, –ая, –ое.);

безрассудный, располагать, присоединять;

Перераспределять, воспроизводство.

Вывод: в сложных словах приставка находится в середине слова, но всё равно перед корнем, бывает 2 и 3 приставки в одном слове.

2)А ещё мы узнаем из упражнения № 5, что приставки могут быть «говорящими», то есть употребление приставки зависит от значения слова.

Индивидуальная работа: у доски 1 ученик заполняет таблицу примерами

(слайд № 16 презентация)

Перед вами таблица, приведите примеры и запишите в таблице Приставок при- , пре-

Фронтально: чтение текста упр. № 5


- Как вы думаете, почему слова с приставками пре - и при - разделены на группы? От чего зависит их выбор?

ПОСЛЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ РЕБЯТ

Делается вывод: правописание приставок при- , пре- связано с лексическим значением слова.

Ребята, ну а теперь

6. Потренируемся! (слайд № 17 презентация)

- А чем являются похожие буквосочетания в словах?

Сонный, собирался, со мной

Осенний, освещал, о маме

Доехал, дождик, до магазина

Побежал, поляна, по берегу

Пропадать, проба, про школу

Вывод:

(частью корня и приставками, предлогами)

IV. Рефлексия.

1. - Давайте теперь поиграем

(слайд № 18-21 презентация)

ОТДОХНУЛИ?

2. Итоговое задание: Задание по вариантам

Ну а теперь приступим к выполнению итогового задания:

для этого разобьёмся на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание. 1-выполняет задание ( на доске) флипчарт: Пользуясь приставками, подобрать антонимы к словам:

1 вариант. 2 вариант.

Запахнуть - Болезненный укол-

Разжимать- Вкусная пища-

Зашнуровать- Снежная зима-

Отцвела- Платный вход-

Два человека выполняют эту работу на доске.

2- Упражнение № 11 прочтите внимательно, подготовьте ответ на вопрос: о чём говорится в тексте.

3 группа – упр № 1 сделать сравнительный анализ языков

3. Итог урока

4. «Умею!» Всмотритесь внимательно, приведите примеры слов с приставками

(слайд № 22)

5. Домашнее задание: упражнение № 4 (устно), упражнение №10( письменно)

6. Давайте подведём итог нашего урока.

- Ребята, подсчитайте все плюсы и минусы, оцените свою работу во время урока по такой шкале:

В рабочем листе (слайд № 24) учащиеся оценивают себя.

  • - Оцените свои теоретические знания и практические умения.

  • Спасибо всем за сотрудничество!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!