Урок русского языка в 6-м классе 1 страница
Тема Образование слов при помощи приставок
Цели и задачи урока:
1)способствовать пониманию учащимися смыслоразличительной роли приставок, сформировать представление о приставочном способе образования новых слов, обобщить полученные ранее знания о приставках.
2) совершенствовать умение классифицировать слова с разными группами приставок и применять их в речи, производить морфемный разбор слов, развитие творческих способностей, активизация мыслительной и познавательной деятельности ребят в познании окружающего мира.
3) Воспитание толерантности, привитие любви к предмету.
Оборудование: данный урок проводится в мультимедийном кабинете, оснащённом современными программами, сопровождается презентацией.
Эпиграф
Тот, кто знает части слова,
Тот напишет их толково!
Тип урока – усвоение новых знаний с опорой на пройденный материал с применением информационно – коммуникативных технологий, технологии встречных усилий учителя и учащегося.
Ход урока
До урока – на перемене
(слайд № 1 презентация )
I. Организационный момент урока: приветствие( приём «Удивляй!», запись числа и вида работы в тетрадь) (слайд № 2- 3 презентация)
II. Контрольно-подготовительный этап:
1. Лингвистическая разминка (слайд № 4 презентация)
Дидактическая задача: настроить на работу, подвести к теме урока, нацелить на работу в мультимедийном кабинете.
На доске ( фоном служит пейзаж) высвечиваются ( вылетают, выползают – эффекты анимации) разного цвета части слов:
До, при, на, по, гор, гар, чик, ек, л, о, и.
-Вы догадались, что это такое? Что же мы видим?
(части слова - приставки, корни, суффиксы, окончание)
- Какие части слова вам уже известны?
Приведите примеры.
2. Повторение:
На уроках мы уже учились выделять части слова, поэтому предлагаю в качестве повторения _________888888___и____00000000______________________________ а)самостоятельно разобрать слова лесник и лесной по составу
б) все остальные подумайте над заданием в левой части таблицы (слайд № 5)
в) (слайд № 6) - самопроверка
г) (слайд № 7) Предлагаю вам повторить употребление суффиксов, рассмотрите рисунки, схемы, какое слово соответствует схеме, напишите его прямо на рисунке или рядом, выделите части слова
Д) Какую роль играют суффиксы в словах? (слайд № 8)
Вывод: суффиксы мы употребляем не только для образования новых слов, но и для выражения лексического значения слова, эмоционального состояния человека.
А ещё для чего нам необходимо знать состав слова? (слайд № 9 презентация) Работа с эпиграфом
Тот, кто знает части слова,
Тот напишет их толково!
- Попытайтесь осмыслить стихотворение, продумайте, как данный текст может быть связан с темой урока?
Молодцы, мы продолжаем знакомство с частями слова и сегодня тема урока -
а) тема (слайд № 10 презентация)
- Что называется приставкой?
Б)Целеполагание. (слайд № 11 презентация)
На уроке нам предстоит находить слова с приставками, высказывать своё понимание слов, определять лексическое значение приставок.
Фронтальная работа:
4.Конкурс «Путаница», приём «Логические цепи» ( на интерактивной доске – 2 в программе « Fliphart»
- Ребята, внимание! Внутри каждого слова все части перепутаны. ПРОЧТИТЕ ИХ, кто быстрее сможет вернуть части слов на свои места, правильно прочесть ПОЛУЧИВШЕЕСЯ слово, обозначить его части, записать в тетрадь.
-ист -, - ив-, по -, спорт-, футбол -, бед-, - и-, - ый, - н -, - тель,
На данном этапе урока учащиеся работают фронтально в тетрадях и на доске.
Вывод: молодцы, части слова вы знаете, и мы можем двигаться дальше
III. Сотворчество
1. Путешествие по Океану приставок. (слайд № 12 презентация)
Если бы мы отправились в путешествие по стране Русского языка, то, скорее всего, захотели бы поплавать на корабле. Предлагаю вам посетить острова ПРИСТАВОК. Приведите свои примеры
2 .Сообщение учителя.
-Давайте потренируемся в употреблении и написании приставок.
1 группа:
- Кто хорошо понял состав слова? Идите к доске и запишите свои примеры ( 1-2 ученика)
2-3 группа:
Выполнить упр. 2( I вар.), упр. 4 ( IIвар. – 2 столбика)
- Зачитываются примеры
- Как называется способ образования слов при помощи приставки?
(слайд № 13 презентация)
6. «Отсроченная отгадка»
- А бывает приставка в середине слова? А две приставки в одном слове? А три – в одном слове?
(слайд № 14 презентация)
1)Попробуйте найти приставки в словах
Водопровод, газопровод, мировоззрение(МИРОВОЗЗРЕНИЕ, –я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество. прил. мировоззренческий, –ая, –ое.);
безрассудный, располагать, присоединять;
Перераспределять, воспроизводство.
Вывод: в сложных словах приставка находится в середине слова, но всё равно перед корнем, бывает 2 и 3 приставки в одном слове.
2)А ещё мы узнаем из упражнения № 5, что приставки могут быть «говорящими», то есть употребление приставки зависит от значения слова.
Индивидуальная работа: у доски 1 ученик заполняет таблицу примерами
(слайд № 16 презентация)
Перед вами таблица, приведите примеры и запишите в таблице Приставок при- , пре-
Фронтально: чтение текста упр. № 5
- Как вы думаете, почему слова с приставками пре - и при - разделены на группы? От чего зависит их выбор?
ПОСЛЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ РЕБЯТ
Делается вывод: правописание приставок при- , пре- связано с лексическим значением слова.
Ребята, ну а теперь
6. Потренируемся! (слайд № 17 презентация)
- А чем являются похожие буквосочетания в словах?
Сонный, собирался, со мной
Осенний, освещал, о маме
Доехал, дождик, до магазина
Побежал, поляна, по берегу
Пропадать, проба, про школу
Вывод:
(частью корня и приставками, предлогами)
IV. Рефлексия.
1. - Давайте теперь поиграем
(слайд № 18-21 презентация)
ОТДОХНУЛИ?
2. Итоговое задание: Задание по вариантам
Ну а теперь приступим к выполнению итогового задания:
для этого разобьёмся на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание. 1-выполняет задание ( на доске) флипчарт: Пользуясь приставками, подобрать антонимы к словам:
1 вариант. 2 вариант.
Запахнуть - Болезненный укол-
Разжимать- Вкусная пища-
Зашнуровать- Снежная зима-
Отцвела- Платный вход-
Два человека выполняют эту работу на доске.
2- Упражнение № 11 прочтите внимательно, подготовьте ответ на вопрос: о чём говорится в тексте.
3 группа – упр № 1 сделать сравнительный анализ языков
3. Итог урока
4. «Умею!» Всмотритесь внимательно, приведите примеры слов с приставками
(слайд № 22)
5. Домашнее задание: упражнение № 4 (устно), упражнение №10( письменно)
6. Давайте подведём итог нашего урока.
- Ребята, подсчитайте все плюсы и минусы, оцените свою работу во время урока по такой шкале:
В рабочем листе (слайд № 24) учащиеся оценивают себя.