СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6-м классе "Образование слов при помощи приставок"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6-м классе

Тема     Образование слов при помощи приставок

 

Цели и задачи  урока:

1)способствовать пониманию учащимися смыслоразличительной роли приставок, сформировать представление о приставочном способе образования новых слов, обобщить полученные ранее знания о приставках.

2) совершенствовать умение классифицировать слова с разными группами приставок и применять их в речи, производить морфемный разбор слов, развитие  творческих способностей, активизация мыслительной и познавательной деятельности ребят в познании окружающего мира.

3) Воспитание патриотизма, гордости за свою страну.

 

Оборудование: данный урок проводится в мультимедийном кабинете, оснащённом современными программами,  сопровождается презентацией, карточки с приставками   При-        пре-

                                                            Эпиграф

Чудак - математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил. Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрел бутерброд.

 

 

      Тип урока – усвоение новых знаний с опорой на пройденный материал с применением информационно – коммуникативных технологий

                                                  

                                                       Ход урока

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6-м классе "Образование слов при помощи приставок"»

Урок русского языка в 6-м классе

Тема Образование слов при помощи приставок


Цели и задачи урока:

1)способствовать пониманию учащимися смыслоразличительной роли приставок, сформировать представление о приставочном способе образования новых слов, обобщить полученные ранее знания о приставках.

2) совершенствовать умение классифицировать слова с разными группами приставок и применять их в речи, производить морфемный разбор слов, развитие творческих способностей, активизация мыслительной и познавательной деятельности ребят в познании окружающего мира.

3) Воспитание патриотизма, гордости за свою страну.


Оборудование: данный урок проводится в мультимедийном кабинете, оснащённом современными программами, сопровождается презентацией, карточки с приставками При- пре-

Эпиграф

Чудак - математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил. Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрел бутерброд.



Тип урока – усвоение новых знаний с опорой на пройденный материал с применением информационно – коммуникативных технологий

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Контрольно-подготовительный этап:

1. Лингвистическая разминка.

Дидактическая задача: настроить на работу, подвести к теме урока, нацелить на работу в мультимедийном кабинете.

На доске ( фоном служит строение дома) высвечиваются ( вылетают, выползают – эффекты анимации) разного цвета части слов:

До, при, на, по, гор, гар, чик, ек, л, о, и.

-Вы догадались, что это такое? Что же мы видим?

(морфемы - приставки, корни, суффиксы, окончание)


- Какие части слова вам уже известны?

Приведите примеры.


-Как называется наука, которая изучает морфемы?

(морфемика)


-С какой наукой нельзя путать морфемику?

(с морфологией)


-Что изучает морфология?

2.Работа с эпиграфом

Учащимся предлагается осмыслить четверостишье, записанное на доске (или слайде), продумать, как данный тезис может быть связан с темой урока, вообще со словообразованием, а некоторым ученикам пока неизвестной. Не страшно, если сначала вы услышите самые разнообразные версии того, как эти строчки соотносятся с уроком русского языка. Главное, не забыть вернуться к предложениям школьников НА СЛЕДУЮЩЕМ этапе урока и дать оценку их воображению, догадливости и пр. Затем найти слова с приставками, попытаться высказать своё понимание, определить лексическое значение приставки.

3Определение темы, целеполагание.

4.Конкурс «Путаница», приём «Логические цепи»

Внутри каждого слова морфемы перепуганы. За определенное время

все участники игры должны вернуть части слов на свои места, правильно прочесть ПОЛУЧИВШЕЕСЯ и обозначить части слов. На данном этапе урока учащиеся работают фронтально в тетрадях и на доске (а индивидуально - на доске ( ПО ЗАГОТОВЛЕННОМУ ЗАДАНИЮ выполняют морфемный разбор ), через мультимедийный проектор демонстрируется презентация. ( приложение № 3 или Слайд №3, где содержатся задания, ребята вставляют в тексте пропущенные буквы, разбирают слова по составу.)

III. Сотворчество

1. Путешествие по стране.

Если бы мы отправились в путешествие по нашей стране, то, проезжая через города Морфологии, Орфографии, Лексики, Синтаксиса и Пунктуации, мы прибыли бы на территорию города Морфемики.

- Как вы думаете, какие улицы мы посетим? (приставок, корней, суффиксов и окончаний)

-На каких же улицах живут морфемы, которые мы записали в начале урока?

(до-, при-, на-, по- в городе приставок, -гор-, гар-– в городе корней и тд…)

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №3(а)

Слайд №3(б)

2.Сообщение учителя.

-Сегодня мы будем почётными гостями города Приставок, т.е. повторим и обобщим всё, что знаем о приставках, потренируемся в их употреблении и написании. Узнаем, что такое приставочный способ образования слов.

- Что называется приставкой?

Слайд №4

3.Теоретическое повторение

А как вы думаете, много ли жителей в этом городе?

(дети дают ответы)

-Попробуем их вспомнить.

- А бывает приставка в середине слова?


4. Письмо по памяти.

Здесь уместно использовать песочные часы.

За одну минуту записать все приставки, пришедшие на память.

Проверка: Сосчитайте, кто, сколько вспомнил приставок, запишите число.

(На самом деле их чуть больше 40-а)

5. «Кто больше?»

-Кто вспомнил все 40,30,20, 10?

(Читает тот, у кого приставок больше всех)


-Вернёмся в город приставок.

- Как вы думаете, почему в нём три дома?

(Потому что приставки можно разделить на три группы)


Правописание приставок при- , пре-

Приставки, оканчивающиеся на з-, с-

Слайд №4 (а)

На слайде появляются всевозможные приставки, и дети могут дописать те, что не вспомнили.

6. Потренируемся!

Найдите слова с приставками, обозначающими приближение.

Сонный, собирался,

Осенний, освещал,

Доехал, дождик,

Побежал, поляна,

Пропадать, проба.

Проверка.


- А чем являются похожие буквосочетания в остальных словах? (частью корня)

Какой частью речи являются выписанные нами слова? (глаголами)

7. «Отсроченная загадка»

Произвести разбор по составу слов: мировоззрение, водопровод.

Ребята убеждаются в том, что бывает приставка в середине слова.

-Нам не встретились существительные и прилагательные. Придумайте одно прилагательное и одно существительное с приставками.

Проверка.

- А у каких частей речи совсем не бывает приставок? (у местоимения и служебных частей речи).

Слайд№5

На экране высвечивается задание.

Слайд №5 (а)

На экране высвечивается проверка.


IV. Рефлексия.

- Давайте подведём итог этой части урока.

- Оцените свои теоретические знания и практические умения.


В рабочем листе (приложение 2) в графах «знаю правило», «умею его применять» учащиеся оценивают себя.

8. Повторение приставок на з, с.


- А теперь постучимся в другой дом. Кто здесь живёт?

(приставки, оканчивающиеся на з, с.)

-Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно писать эти приставки?

Дети хором отвечают правило

9. Практическая работа

Потренируемся в написании этих приставок.

Учебник , схемы ( стр 62- , упражнение № з)

На доске высвечивается текст с пропущенными буквами.

Оставьте строчку для заглавия.

С самого ра…света идёт мелкий дождь. В п…следнее время он льёт бе…прерывно. Всё позже во…ходит солнышко, всё раньше оно садится . Цветы и…чезли. Это злая рука осени ….жала и …мяла их.

Проверка.- Найдите слова с приставками. Объясните их написание. Назовите слова с приставками, где вы затрудняетесь в написании, и с приставками на з, с.

(Необходимо обратить внимание на слова сжала и смяла. Приставка с- относится к приставкам, сложным в написании.)

-Как называется отрывок, который мы записали?

(текст)

-Озаглавьте его. Укажите стиль и тип речи.

10. Роль приставки в образовании лексического значения.

Я хочу процитировать вам слова известного детского писателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

-Найдите в тексте пару слов противоположного значения (антонимы).

-Что придаёт слову противоположный смысл?

(приставки)


Задание по вариантам ( на доске)

12. Пользуясь приставками, подобрать антонимы к словам:


1 вариант. 2 вариант.


Запахнуть - Болезненный укол-


Разжимать- Вкусная пища-


Зашнуровать- Снежная зима-


Отцвела- Платный вход-

Слайд № 6.

Слайд №6 (а)

Два человека выполняют эту работу на доске.

Слайд № 7.

11. Промежуточный итог.

Приставок при- пре-

Постучимся в третий дом. Кто там живёт?

( приставки при- и пре.)

Слайд №8

а)Теоретическое повторение.

От чего зависит их выбор? ( от смысла)

- Посмотрим, как вы знаете это правило.

Заполнить таблицу.

Взаимопроверка.

В рабочих тетрадях дети заполняют таблицу. ( Слайд №8 (а)

На экране высвечивается проверка, дети оценивают работу друг друга в рабочих тетрадях..

б) Практические упражнения.

Правило вы знаете хорошо, а теперь потренируемся.

Работа в парах по перфокарте (приложение 3).

Взаимопроверка.

-А всегда ли легко определить значение приставки?

-Как быть с такими словами?

(их надо запоминать)

Устный словарный диктант.


Учащиеся поднимают карточки с приставками


При- пре-


Приоритет Прибыть на вокзал

Президент Пребывать в отпуске

Привилегия Притворить дверь

Преображение Претворить мечту

Претензия Приказать


10. Итоговое задание

Мы повторили все правила правописания приставок,

Переходим к итоговому заданию. Для этого разобьёмся на группы.

Каждая группа будет выполнять творческое задание. Творцов можно разделить ещё на две группы. Им даётся задание: придумать мини-текст из слов, в состав которых обязательно должны входить приставки

По истечении времени творцы зачитывают свои мини-сочинения. Даётся коллективная оценка.

11. Итог урока

Давайте подведём итог нашего урока.

Слайд №7

Слайд №8





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!