Управление образования администрации г. Орла
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
лицей №28 города Орла
имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Паршина
Выступление на ШМО
Заседание № 3 «Организация и проведение занятий по общеинтеллектуальному направлению в рамках внеурочной деятельности»
Тема: «Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся - одно из условий реализации ФГОС начальной школы»
Подготовила учитель начальных классов
Чичерина Людмила Игоревна
Орёл, 2020
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности обучающихся - одно из условий реализации ФГОС начальной школы.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС я понимаю образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:
- общеинтеллектуальное,
- духовно-нравственное,
- общекультурное,
- социальное,
- спортивно-оздоровительное.
Опыт работы по общеинтеллектуальному направлению реализуется в основном классными руководителями в начальных классах, в рамках ГПД, работниками дополнительного образования.
Целью данного направления является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора, а мероприятия проводятся через такие формы как познавательные беседы, олимпиады, общественный смотр знаний, интеллектуальные клубы, детские исследовательские проекты, школьные и внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и т.п.), экскурсии, круглые столы, диспуты, школьные научные общества, соревнования, проектная деятельность, клубные и волонтёрские мероприятия.
Несколько лет я вела предметный кружок по русскому языку « Путь к грамотности».
Данный курс позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
• во 2 классе – лексика, фонетика, графика;
• в 3 классе – морфология, морфемика, орфография;
• в 4 классе – синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др.
В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование
(исследовательская работа), проект.
Члены кружка выпускали тематические газеты- проекты, для которых они находили интересную информацию по русскому языку.
С учащимися мы создали сборники «Фабрика талантов», «Письма деду Морозу», «Сказочная книга», копилка высказываний на тему «Весёлый русский». Вот некоторые смешные высказывания из письменных работ детей:
- Самое главное в работе - не работать, а любить работу.
- У каждой части речи есть свои достатки и недостатки.
- Устаревшие слова - это слова, которые использовали в прошлом, но сейчас утратившие ректабельность.
- Мама – многофункциональная, т. к. она умела петь, танцевать, рисовать, ходить на руках.
-Части речи бывают самостоятельные, служебные и несамостоятельные.
- Ведь у каждой части речи своя особенность, и не будь их, наш язык и наша речь умерли бы, не успев родиться.
- Если у человека нет совести, то она не проснётся.
Члены кружка с большим интересом создавали свои красочные открытки, тематические книжки-малышки с загадками, пословицами, поговорками о животных, птицах, растениях, деревьях, цветах.
Нравятся школьникам различные познавательные викторины, которые развивают внимание и память у учащихся. Например, интеллектуальная викторина по сказкам «Прочитай-ка, угадай-ка!».
Например: вспомни название сказки и найди слово в слове:
1.Алиса, Пьеро, Мальвина. (Дикое животное).
2. Герда, Королева,Кай. ( Животное Африки).
3. Дуремар, Тортилла, Базилио. (Кондитерское изделие )
4. Заяц, колобок, медведь. (Часть лица).
5. Иванушка, копытце, Алёнушка. (Культурное полевое растение).
6. Ленивица,Рукодельница,нянюшка.(Дерево).
7. Муха-Цокотуха,комар,паук. (Домашнее животное).
8. Тотоша, Кокоша,Мойдодыр.(Нота).
9. Подружки, Снегурочка,костёр. (Осадки ).
10. Эльф, ласточка, Дюймовочка(Число).
Общеинтеллектуальное направление базируется на организацию научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся.
Внеурочная программа курса «Для тех, кто любит математику» общеинтеллектуальной направленности направлена на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Важным фактором является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу. Для эффективности работа на занятиях проводится в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Специфическая форма организации занятий позволит учащимся получить специальные навыки, которые пригодятся в дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) рабочая тетрадь для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетради.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия в 1 классе такова:
«ОРЕШКИ ДЛЯ УМА» (3-5 минут).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ИГРАЙ, ДА ДЕЛО ЗНАЙ (тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления) (10-15 минут).Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
КОРРЕГУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты) Выполнение упражнений для профилактики нарушений зрения является важной частью любого занятия.
СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ (15 – 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера, для которых характерно
отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Для того чтобы учащиеся справились с предложенными задачами, они получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывание числовых ребусов.
ЗАДАЧИ ПРОФЕССОРА МАКОНГУРУ. (5 – 10 минут). Раздел, в котором предлагаются три вопроса тестового характера. Отвечая на них, школьники готовятся к участию в международном математическом конкурсе «Кенгуру», а также к другим математическим конкурсам и олимпиадам.
ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ (10 – 15 минут). На этом этапе ребятам предлагаются проектные задачи. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе. Для решения проектной задачи учащимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
ЗАГАДКИ ВЕСЕЛОГО КАРАНДАША. (волшебные картинки) (10 – 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера. При выполнении этих заданий у ребенка вырабатываются такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность. В результате аккуратной и кропотливой работы ребёнок видит превращение геометрических фигур, пятен, точек, линий в осмысленное и яркое изображение, что вызывает дополнительный интерес к заданию. Усложнение математических примеров, изобразительных композиций и увеличение количества используемых цветов происходит плавно и равномерно, снижая тем самым порог трудности для ребёнка. Важным является и то обстоятельство, что подобная техника работы развивает у ребенка различные области руки, предплечья, пальцев и т.д.. Тонкая графическая работа со сложным рисунком способствует лучшей координации движений кисти руки, большей свободе и раскованности всего локтевого сустава.
ДЛЯ ЮЛМов (Юных Любителей Математики) – раздел, в котором помещён справочный материал, познавательный материал, любопытные и полезные факты, подсказки.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.