СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольные мероприятия по предметам русский язык и литература.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены разработки чемпионатов и конкурсов, которые проводились в 2015  году в рамках декады кафедры общественно-гуманитарных наук, посвящённой Году литературы в России.

Просмотр содержимого документа
«Акция сохраним русский язык»

Приложение 1

к положению о городском

фестивале «Пушкиниана-2016»


 «И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово»

А.Ахматова




Положение

о проведении акции в рамках городского фестиваля «Пушкиниана – 2016»

Каждый человек - носитель языка страны, в которой он живет. Язык - это гордость и достояние нации. Развитие языка - результат деятельности людей и процесса самосовершенствования общества.

Для детей и подростков общение - основной вид деятельности. Ребенок, взаимодействуя с людьми, участвуя в разной деятельности, формирует индивидуальный лексический запас для понимания сути перемен, происходящих в нем самом и в окружающем его мире. Заботясь о правильности своей речи, он проявляет себя как гражданин своего Отечества, становится реальным звеном в цепи современных общественно-политических и социально-культурных отношений общества.

Городской профессиональный клуб учителей русского языка и литературы «Словесник», инициативная группа педагогов МОБОДО дом детского творчества при поддержке управления образования администрации г. Минусинска организовали совместный поиск интересных форм работы, направленных на повышение значимости русского языка среди подростков. Результатом стала организация городской Акции «Сохраним чистоту русского языка».

Аннотация Акции: нарушение акцентологических норм литературного языка – одна из самых больших проблем разговорной речи людей самых разных социальных групп. Часто неправильно произнесённые слова в повседневной речи взрослого населения быстро закрепляются и входят в словарный запас детей.  Мы редко задумываемся над правильным произношением, поэтому учащиеся и учителя решили привлечь внимание жителей г. Минусинска к решению данной проблемы.

Идея Акции: "Я стремлюсь говорить по-русски правильно, потому что понимаю и осознаю, что русский язык - огромное богатство России, сохраненное для меня веками и поколениями, и я отвечаю за это богатство перед будущим".

Цель Акции: привлечь  внимание к культуре речи, к сохранению родного языка, формирование потребности «говорить правильно».


Задачи Акции:

-     Активное включение учащихся в изучение норм литературного языка.

- Воспитание гражданской позиции учащихся.

-     Проведение Акции «Сохраним чистоту русского языка» в форме рекламных плакатов и рисунков в школах, транспорте, магазинах и других социальных объектах.

Целевая аудитория: жители г. Минусинска.

Важным условием проведения акции является предоставление каждому подростку возможностей:стать участником либо организатором акции;
- расширить знания об особенностях и богатстве русского языка: его истории, принадлежности к мировой культуре, значении русского языка в современном Российском обществе.


Сроки реализации: 15-17 февраля 2016г.



План подготовки и проведения акции

Сроки

Мероприятие

Декабрь - январь

1.Наблюдение   за разговорной речью жителей города, систематизация и анализ типичных ошибок.


15-17 февраля,

с 12 до 15 часов.

Проведение акции  «Сохраним чистоту русского языка» в форме рекламных плакатов, рисунков на остановках, в магазинах, в школах, в детских садах по месту жительства учащихся.

20 февраля,

Отчет высылается на адрес [email protected] с пометкой «Пушкиниана. Акция».

Отчет в виде фото или видео презентации. (не более 5 минут).

26 февраля,

Начало в 16.30

 Подведение итогов. Награждение.





По всем вопросам организации и проведения акции обращаться в оргкомитет фестиваля:

Полежаева Ольга Александровна – заместитель директора МОБОДО ДДТ,

тел: 4-13-41; 8 913 524 41 09.


Просмотр содержимого документа
«Диктанты по произведениям»

95 лет Грин А. «Алые паруса» (1921)

Диктант 6 класс


(По К. Паустовскому) (110 слов)

У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный песик Тобик. Песика этого вся улица несправед­ливо считала дураком.

Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. Тобику он все­гда говорил: «Дружище!»

Я увидел Тобика после смерти Грина. Говорили, что он ослеп от старости. Он сидел на пороге глиняного домика, и солнце отражалось в его желтых беспомощных глазах. За мной скрипнула калитка. Тобик неуверенно подошел ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер. Только длинный пушистый его хвост помахивал из стороны в сто­рону. Оказалось, что ослеп он именно после смерти хозяина. Я знал давно, что единственные существа на земле, которые даже умирают от разлуки с человеком, — это собаки.


Диктант 9 класс

(161 слово) По К. Паустовскому

За свою трудную и недолгую жизнь Грин написал много повестей и рассказов. Грин — это литературный псевдоним. Настоящее имя писателя Александр Степанович Гриневский.

Родился он в городе Вятке. Детские и юношеские годы писателя прошли в нужде, везде его преследовали неудачи.

Угрюмый, подавленный тяжёлой своей участью, немногословный этот человек переменил множество занятий. Он был переписчиком ролей при театре, писцом в трактирах, банщиком, золотоискателем, кладовщиком, матросом, рыбачил в артелях, был, наконец, нищим.

Каждое из этих занятий не принесло Грину ни счастья, ни какого-нибудь скудного заработка, ни радости, но всё больше угнетало его и гнуло к земле. И только писательство спасло Грина и в корне переменило всю его жизнь.

Самой потрясающей чертой биографии Грина, дающей нам величайшую веру в силу и чистоту человека, является то обстоятельство, что Грин сохранил благородство помыслов, веру в красоту человеческого духа и преклонение перед красотой земли.

«Я понял одну нехитрую истину, — говорит Грин устами своего героя капитана Грэя. — Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».



155 лет со дня рождения А.П. Чехову.\

7 класс.

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен  и  уныл. От жары некуда было деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.
      Дымов  и  Кирюша быстро разделись  и  с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся. Разбежавшись, он прыгнул с вышины в речку. Описав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился в глубь реки, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его  и  понесла обратно наверх. Он вынырнул, фыркая, пуская пузыри. Егорушка поплыл к берегу  и  стал шарить возле камышовых зарослей.(112слов)
 

(По А. Чехову)


220 лет со дня рождения А.С. Грибоедова

Диктант. Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Путешествие в Арзрум".

8 класс.

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди верят только Славе и не понимают, что между ими может находиться какой- нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в« Московском телеграфе». Впрочем, уважение наше к Славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав Славы входит ведь и наш голос. Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединенных, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе, и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия« Горе от ума», произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, не ровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...



180 лет Пушкин А.С. «Капитанская дочка» (1836)

Диктант.

Отрывок из произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

7 класс.

Начинало смеркаться, когда пришел я к комендантскому дому. Виселица с своими жертвами страшно чернела. Тело бедной комендантши все еще валялось под крыльцом, у которого два казака стояли на карауле. Казак, приведший меня, отправился про меня доложить и, тотчас же воротившись, ввел меня в ту комнату, где накануне так нежно прощался я с Марьей Ивановною. Необыкновенная картина мне представилась: за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгоряченные вином, с красными рожами и блистающими глазами. Между ими не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобранных изменников.« А, ваше благородие! – сказал Пугачев, увидя меня. – Добро пожаловать; честь и место, милости просим». Собеседники потеснились. Я молча сел на краю стола. Сосед мой, молодой казак, стройный и красивый, налил мне стакан простого вина, до которого я не коснулся. С любопытством стал я рассматривать сборище. Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого. Он часто обращался к человеку лет пятидесяти, называя его то графом, то Тимофеичем, а иногда величая его дядюшкою. Все обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачева. И на сем- то странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!





2015 год - 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина


Слышишь, как жалобно кричит чайка над взволнованным морем? В туманной дали, на западе, теряются его темные воды. Холодно, ветрено. Глухой шум моря, то ослабевая, то усиливаясь, точно ропот соснового бора, величавыми вздохами разносится вместе с криками чайки... Видишь, как бесприютно вьется она в осеннем тумане, качаясь по холодному ветру? Это к непогоде. Здесь, на неприветливом северном море, на его пустынных островах и прибрежьях, круглый год ненастье. Теперь же, осенью, север еще печальнее. Море угрюмо вздувается и становится темно- железного цвета. Издали необозримая равнина его кажется выше берега. Ветер гонит с запада волны и далеко разносит крики чайки. Море, налетая с грохотом и шумом на берег, роет под собой гравий и, как кипящий снег, рассыпается с шипением и вползает на берег, но тотчас же скользит, как стекло, назад, подпирая собой новый крутящийся вал, а вдали расшибается о камни и высоко взвивается в воздух. (141 слово)

(По И. Бунину)



9 класс

Детская душа в уже первые годы жизни начинает осознавать красоту природы, замечать людей, испытывая к ним разные, более или менее сознательные чувства.

Мир для меня всё ещё ограничивался усадьбой, домом и самыми близкими, и я именно в это время почувствовал отца, сильного, бодрого, беспечного, вспыльчивого, но отходчивого, великодушного, не любившего людей злых и злопамятных.* Я уже ощущал к нему не только расположение, но и по временам радостную нежность, он мне нравился своей отважной наружностью, прямотой переменчивого характера, а больше всего тем, что был когда-то на войне в Севастополе.

Братья были намного старше меня, и жили они, приезжавшие домой только на каникулы, уже тогда какой-то своей жизнью.** Зато у меня оказалось две сестры, и я нежно полюбил младшую – смешливую синеглазую Надю, занявшую моё место в люльке, а с черноглазой Олей, девочкой горячей, но доброй, делил свои игры, радости и горести.

Мать была для меня совсем особым существом среди всех прочих, нераздельным со мной, и я заметил, почувствовал её, вероятно, раньше, чем всех остальных. С матерью, давшей мне жизнь, связана самая сильная любовь всей моей жизни. В далёкой родной земле, одинокая, навеки всем миром забытая, пусть покоится она в мире, и да будет вовеки благословенно её бесценное имя.

(По И. А. Бунину). (196 слов).






9 класс

Постепенно миновало моё младенческое одиночество. Помню, что однажды осенней ночью я почему-то проснулся и увидел легкий и таинственный полусвет в комнате, а в большое незанавешенное окно – бледную и грустную луну, стоявшую высоко-высоко над пустым двором усадьбы.* Сердце мое сжало какое-то горестное чувство, однако я уже знал, помнил, что я не один в этом мире, и позвал отца. Но в душе из детских воспоминаний остались всего две-три темных картины, потому что в ней больше всего остаётся что-то яркое, солнечное.**

И вот я расту, познаю мир и жизнь в глухом и всё же прекрасном краю, в котором нет ни гор, ни рек, ни озёр, ни лесов – ничего, кроме кустарников в лощинах и небольших перелесков.

Однажды выяснилось, что среди нашего двора, густо заросшего кудрявой муравой, есть какое-то древнее каменное корыто, под которым можно прятаться друг от друга, бегая белыми босыми ножками по этой зелёной мураве.+ А под амбарами оказались кусты белены, плодами которой мы с сестрой Олей однажды сильно объелись. Нас отпаивали парным молоком, потому что очень звенела у нас голова.

А сколько мы открыли съедобных кореньев, всяких сладких стеблей и зёрен, что росли на огороде, вокруг риги, на гумне!++ Мы не были голодны, но за этой трапезой, сами того не сознавая, приобщались к самой земле, к тому, из чего создан мир. (По И. А. Бунину). (209 слов).



190 лет драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Диктант 9 - 11 класс.

Отрывок из произведения Ю.М.Лотмана "Пушкин"

В «Борисе Годунове» переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа. Пушкин избрал Бориса Годунова – правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить не эксцессы патологической личности, а закономерность трагедии власти, чуждой народу. Борис лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления, ступени трона всегда в крови. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг, но безошибочное этическое чувство народа заставляет его отвернуться от« царя Ирода». Покинутый народом, Борис, вопреки всем благим намерениям, неизбежно делается тираном. Венец его политического опыта – цинический урок: Милости не чувствует народ: Твори добро – не скажет он спасибо; Грабь и казни – тебе не будет хуже. Деградация власти, покинутой народом, чуждой ему, – не случай, а закономерность. Добрые намерения – преступление – потеря народного доверия – тирания – гибель. Таков закономерный трагический путь отчужденной от народа власти. Но и путь народа трагичен. В изображении народа Пушкин чужд и просветительского оптимизма, и романтических жалоб на чернь. Народ присутствует на сцене в течение всей трагедии. Более того, именно он играет решающую роль в исторических конфликтах. Однако и позиция народа противоречива. Встречая избрание Бориса со смесью доверия и равнодушия, народ отворачивается, узнав в нем« царя Ирода». Но противопоставить власти он может лишь идеал гонимого сироты. Именно слабость самозванца оборачивается его силой, так как привлекает к нему симпатии народа. Негодование против преступной власти перерождается в бунт во имя самозванца. Народное восстание победило, но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того, чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Жертва принесена, и народ с ужасом замечает, что на престол он возвел не обиженного сироту, а убийцу сироты, нового царя Ирода. Финальная ремарка« Народ безмолвствует» символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.




2015 год - 145 лет со дня рождения А.И. Куприна и И.А. Бунина

Диктант 9 класс


(145 слов) По А. Куприну

На исходе дня

Теплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте небо еще рдело багровыми полосами, точно вымазанное широ­кими ударами огромной кисти, которую обмакнули в кровь.

На этом странном и грозном фоне зубчатая стена казенного хвойного леса отчетливо рисовалась грубым, темным силуэтом, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берез, казалось, были нарисованы на небе легкими штри­хами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый от­блеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы.

Воздух уже потемнел. В нем выделялся ствол каждого дере­ва, каждая веточка. Слышался иногда невидимый жук, про­летающий где-то очень близко. Щелкнувшись о какое-то пре­пятствие, он сразу замолкал.

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков. Изредка над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было громкое и короткое блеяние бекаса-баранчика.

Высыпали первые звезды, и никогда их мерцающее сияние не казалось мне таким золотым, таким чистым и радостным.




155 лет со дня рождения А.П. Чехова


Диктант 10 класс. Отрывок из произведения А.П.Чехова "Дом с мезонином"

Я был ей несимпатичен. Она не любила меня за то, что я пейзажист и в своих картинах не изображаю народных нужд и что я, как ей казалось, был равнодушен к тому, во что она так крепко верила… Помнится, когда я ехал по берегу Байкала, мне встретилась девушка- бурятка в рубахе и в штанах из синей дабы, верхом на лошади; я спросил у нее, не продаст ли она мне свою трубку, и, пока мы говорили, она с презрением смотрела на мое европейское лицо и на мою шляпу, и в одну минуту ей надоело говорить со мной, она гикнула и поскакала прочь. И Лида точно так же презирала во мне чужого. Внешним образом она никак не выражала своего нерасположения ко мне, но я чувствовал его и, сидя на нижней ступени террасы, испытывал раздражение и говорил, что лечить мужиков, не будучи врачом, значит обманывать их и что легко быть благодетелем, когда имеешь две тысячи десятин. А ее сестра, Мисюсь, не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности, как я. Вставши утром, она тотчас же бралась за книгу и читала, сидя на террасе в глубоком кресле, так что ножки ее едва касались земли, или пряталась с книгой в липовой аллее, или шла за ворота в поле. Она читала целый день, с жадностью глядя в книгу, и только потому, что взгляд ее иногда становился усталым, ошеломленным и лицо сильно бледнело, можно было догадаться, как это чтение утомляло ее мозг. Когда я приходил, она, увидев меня, слегка краснела, оставляла книгу и с оживлением, глядя мне в лицо своими большими глазами, рассказывала о том, что случилось: например, о том, что в людской загорелась сажа или что работник поймал в пруде большую рыбу.



175 лет роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Диктант.

Отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

9 класс.

Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть- чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться.« Веди меня куда- нибудь, разбойник, хоть к черту, только к месту!» – закричал я.« Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!» Не поняв точного значения последнего слова, я велел ему идти вперед и после долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно- синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля, которых черные снасти, подобно паутине, неподвижно рисовались на бледной черте небосклона.« Суда в пристани есть, – подумал я, – завтра отправлюсь в Геленджик».

День рождения (125 лет) Булгакова М.А. Июнь 2016

Диктант. Отрывок из произведения М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".

10 - 11 класс.

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами, но им город был виден почти до самых краев. Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану; его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он не спуская глаз с города. Находящиеся на террасе глядели, как в окнах, повернутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце. Глаз Воланда горел точно так же, как одно из таких окон, хотя Воланд был спиною к закату. Но тут что- то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. – Ба! – воскликнул Воланд, с насмешкой глядя на вошедшего. – Менее всего можно было ожидать тебя здесь! Ты с чем пожаловал, незваный, но предвиденный гость? –Я к тебе, дух зла и повелитель теней, – ответил вошедший, исподлобья, недружелюбно глядя на Воланда. – Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово. – Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, – ответил дерзко вошедший.



125 лет со дня рождения Б.Л. Пастернака

Диктант. Отрывок из произведения Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго". 11 класс.

На купольных цепях крестов и на розовых монастырских стенах лохматился иней, бородатый, как плесень. В дальнем углу монастырского двора от стены к стене были протянуты веревки с развешанным для сушки стираным бельем – рубашки с тяжелыми, набрякшими рукавами, скатерти персикового цвета, кривые, плохо выжатые простыни. Юра вгляделся в ту сторону и понял, что это то место на монастырской земле, где тогда бушевала вьюга, измененное новыми постройками. Юра шел один, быстрой ходьбой опережая остальных, изредка останавливаясь и их поджидая. В ответ на опустошение, произведенное смертью в этом медленно шагавшем сзади обществе, ему с непреодолимостью, с какою вода, крутя воронки, устремляется в глубину, хотелось мечтать и думать, трудиться над формами, производить красоту. Сейчас, как никогда, ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает. Юра с вожделением предвкушал, как он на день- два исчезнет с семейного и университетского горизонта и в свои заупокойные строки по Анне Ивановне вставит все, что ему к той минуте подвернется, все случайное, что ему подсунет жизнь: две- три лучших отличительных черты покойной; образ Тони в трауре; несколько уличных наблюдений по пути назад с кладбища; стираное белье на том месте, где давно когда- то ночью завывала вьюга, и он плакал маленьким.










.


Просмотр содержимого документа
«Положение Пушкиниана»

СОГЛАСОВАНО:


УТВЕРЖДАЮ:

руководитель управления образования администрации г.Минусинска


директор МОБО ДО ДДТ

Н.В. Фролова



О.А.Левицкая


«_____» ____________ 20___ г.


«_____» ____________ 20___ г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении городского фестиваля

«Пушкиниана - 2016»


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Городской фестиваль «Пушкиниана – 2016» (далее Фестиваль) проводится в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования города Минусинска» подпрограмма 3.«Развитие дополнительного образования» , мероприятие 3.7.1. «Поддержка талантливых и одаренных детей».

1.2 Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок организации и место проведения Фестиваля;

1.3 Учредителем Фестиваля является управление образования администрации

г. Минусинска;

1.4 Организаторами Фестиваля являются МОБО ДО ДДТ, городской профессиональный клуб учителей русского языка и литературы «Словесник»;

1.5 Подготовка и проведение Фестиваля возлагается на Оргкомитет.


2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: сохранение и распространение духовно-нравственных ценностей, развитие творческой активности, привлечение педагогов и учащихся к совместному творчеству.


Задачи:

-содействовать объединению педагогов города на основе интереса к сохранению и распространению национальных культурных ценностей и традиций для формирования гармоничной личности учащегося;

-прививать любовь к истории, литературе и искусству, способствовать развитию исторического мышления, осознания своего места в общественно-историческом процессе, развивать культуру речи;

-формировать у учащихся интерес к углубленному изучению предметов гуманитарного цикла;

-развивать новые формы массовых досуговых программ и мероприятий через приобщение к культурным достижениям;

-выявлять и поощрять талантливых учеников и педагогов.


3. УЧАСТНИКИ ФЕСТИВАЛЯ

Учащиеся общеобразовательных школ города и обучающиеся учреждений дополнительного образования.


4. ПРОГРАММА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Программа Фестиваля:

Конкурсная программа Фестиваля

  • Социальная акция «Сохраним чистоту русского языка»;

  • Конкурс чтецов;

  • Конкурс изобразительного творчества;





5. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ФЕСТИВАЛЕ

5.1 Для участия в Фестивале необходимо подать заявку в печатном или электронном виде по установленной форме;

5.2 заявки принимаются в Оргкомитет Фестиваля до указанного срока;

5.3 участники, приславшие заявки позже указанного срока, к конкурсной программе Фестиваля не допускаются;

5.4 замены участников и изменения в программах выступления не допускаются;

5.5 выступления, не соответствующие требованиям и критериям конкурсной программы Фестиваля, жюри не оценивает.


6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

6.1 В состав жюри Фестиваля входят члены профессионального клуба учителей «Словесник», специалисты управления образования города.

7.2 Награждение победителей конкурсной программы Фестиваля проводится в день проведения конкурса чтецов, награждение проходит за 1,2,3 места по возрастным категориям: младшая группа (1 – 4 кл.); средняя группа (5-8 кл.); старшая группа (9-11 кл.).


7. ФИНАНСИРОВАНИЕ.

Награждение победителей Фестиваля дипломами и ценными призами осуществляется за счет средств МОБОДО дом детского творчества.


8. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

По всем вопросам организации и проведения Фестиваля обращаться в Оргкомитет:

Полежаева Ольга Александровна – заместитель директора МОБОДО ДДТ,

тел: 4-13-41, 8 913 524 41 09.

Члены профессионального клуба учителей «Словесник»:

Ульянова Татьяна Николаевна – руководитель профессионального клуба учителей «Словесник», учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №16;

Тимашова Лариса Павловна - руководитель ГМО, учитель русского языка и литературы ООШ №1;

Бронникова Людмила Леонидовна - учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №12;

Малыгина Наталья Васильевна- учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №9;

Герман Ирина Витальевна - учитель русского языка и литературы МОБУ «Лицей №7»;

Родькина Наталья Николаевна – учитель русского языка МОБУ «Русская школа».

Просмотр содержимого документа
«положение изо»

Приложение 3

к Положению о городском

фестивале «Пушкиниана-2016»

Положение

о конкурсе изобразительного творчества в рамках городского фестиваля

«Пушкиниана-2016»



Общие положения


Управление образования администрации города Минусинска совместно с МОБО ДО дом детского творчества, городским профессиональным клубом учителей русского языка и литературы «Словесник» в рамках городского фестиваля «Пушкиниана-2016» проводит конкурс изобразительного творчества (далее - Конкурс).

Тема конкурса: «У меня мечта есть…»

Цель и задачи Конкурса:

  • Раскрытие творческого потенциала, заложенного в детях через создание художественных образов;

  • Выявление и поддержка одаренных детей в области изобразительного творчества;

  • Содействие развитию культуры детского изобразительного творчества;

  • Воспитание и формирование эстетических вкусов у детей;

  • Реализация и развитие творческого потенциала школьников.


Участники Конкурса:

В Конкурсе принимают участие учащиеся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в возрасте от 7 до 17 лет.


Сроки проведения Конкурса:

Конкурс проводится с 15 февраля по 6 марта 2016г. в МОБО ДО ДДТ.

Заявки и работы принимаются до 5 февраля по форме (см. приложение) на каждого участника отдельно, по адресу: г. Минусинск, ул. Делегатская, 20, МОБОДО дом детского творчества, тел. 8(39132) 4-13-41. E-mail: moudodddt1@yandex.ru

Справки по тел. 4-13-41, 89135244109 Полежаева Ольга Александровна.


Содержание и условия проведения Конкурса:

Рисунки, представленные на Конкурс, могут быть выполнены на любом материале (ватман, картон, холст и т.д.) и исполнены в любой технике рисования (масло, акварель, тушь, цветные карандаши, мелки и т.д.). По теме: «У меня мечта есть…»

Представленные на выставку работы должны быть форматом А3 (420х580) или А4 (210х290).

Работы, выполненные ранее 2015-2016 уч. г. жюри не оценивает.

Работы оформляются в паспорту или рамку. Все работы должны быть подписаны с обратной стороны. На этикетке, сопровождающей каждую работу необходимо отразить следующие данные: название работы, фамилия, имя автора работы, возраст, школа, класс, техника исполнения, Ф.И.О. руководителя (полностью). Размер этикетки 6см.х8см.


Критерии оценки:

- творческая индивидуальность и мастерство автора,

- владение выбранной техникой;

- художественный вкус;

- эстетический вид работы;

- соответствие теме выставки.


Награждение:

Победителям конкурса вручаются дипломы и ценные призы.


Финансирование конкурса:

Финансирование осуществляется за счет средств МОБОДО дом детского творчества.


Жюри конкурса:

В состав жюри конкурса входят педагоги Красноярского краевого колледжа культуры и искусств, детской художественной школы. Итогом обсуждения конкурсных работ является протокол заседания членов жюри. Жюри оценивает работы участников согласно критериям оценки. Решение жюри окончательно и пересмотру не подлежит.



Телефон для справок: 8 (391 32) 4-13-41, сотовый 8 913 524 41 09.

По вопросам организации и проведения Конкурса обращаться к

Полежаевой Ольге Александровне.

Приложение 1.

Заявка-анкета

на участие в конкурсе изобразительного творчества в рамках городского фестиваля «Пушкиниана-2015»


Ф.И. участника

(полностью)

Школа, класс

Домашний адрес

Название работы

Ф.И.О. педагога

(полностью)













Просмотр содержимого документа
«положение по чтецам»

Приложение 2

к Положению о городском

фестивале «Пушкиниана-2016»






ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе чтецов

городского фестиваля «Пушкиниана – 2016»




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Управление образования администрации г. Минусинска совместно с профессиональным клубом учителей «Словесник», МОБОДО ДДТ в рамках городского фестиваля «Пушкиниана - 2016» проводит конкурс чтецов (далее Конкурс).

Из года в год отмечаются юбилеи известных писателей и поэтов, оставивших свой след в мировой литературе. 2016 год достаточно богат на юбилеи известных писателей и поэтов.

Тема Конкурса чтецов 2016г.: «Поэтическая палитра» (для всех возрастных групп). Заявленная тема предполагает исполнение стихов поэтов, чьи юбилеи отмечаются в 2016году:

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) – 80 лет;

Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) – 125 лет;

Агния Львовна Барто (Волова, 1906-1981) – 110 лет;

Леонид Петрович Дербенев (1931-1995) – 85 лет;

Николай Степанович Гумилев (1886-1921) – 130 лет;

Даниил Леонидович Андреев (1906-1959) – 110 лет;

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) – 195 лет;

Юлий Черсанович Ким (1936) – 75 лет;

Даниил Иванович Хармс (30 декабря 1905-1942) – 111 лет.

Отдаётся предпочтение в выборе художественных произведений, не входящих в школьную программу.


Цели и задачи Конкурса:

Поиск современных талантливых поэтов среди школьников, продвижение их творчества среди людей, неравнодушных к поэзии, расширение их целевой аудитории;

Пропаганда произведений русской классической и современной отечественной поэзии;

Выявление, поддержка и стимулирование талантливых исполнителей, владеющих жанром художественного слова;

Знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

Возможность для участников проявить свою гражданскую позицию и раскрыть творческий потенциал своей личности.

Повышение общественного внимания к жанру художественного слова.


Аудитория участников Конкурса

В конкурсе принимают участие учащиеся (1-11 классов) образовательных учреждений общего и дополнительного образования г. Минусинска, в трех возрастных группах:

  1. младшая группа (1-4 класс).

  2. средняя группа (5-8 класс).

  3. старшая группа (9-11 класс).

Ограничения: не более двух человек от школы в одной возрастной группе.



Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе в школах проводятся отборочные туры до 12 февраля 2016 г.. Участники, успешно прошедшие 1 тур, допускаются к участию во 2 туре (не более 2 человек от школы в одной возрастной группе). В конкурсной программе второго тура могут быть представлены поэтические произведения, написанные известными поэтами, чьи юбилеи отмечаются в 2016г. Рассматриваются стихи Даниила Хармса.



Место и время проведения Конкурса

Конкурсное прослушивание пройдет в актовом зале дома детского творчества

25 и 26 февраля 2016 г.


Расписание Конкурса чтецов:

  1. 25 февраля – младшая и средняя группы, начало в 14.00.

  2. 26 февраля – старшая группа, начало в 15.00.


Последний срок подачи заявок на участие – 12 февраля 2016г. Заявки принимаются по электронной почте moudodddt1@yandex.ru или по адресу Оргкомитета: ул. Делегатская, 20, методический кабинет. Телефон для справок: 4-13-41, 89135244109-Полежаева Ольга Александровна.


Конкурсные требования

  • Конкурсное выступление конкурсанта не более 3 минут;

  • Для конкурсного чтения - только высоконравственная литература;

  • Выбор произведения соответствует заявленной теме конкурса и возрасту конкурсанта;

  • Внешний вид – официальный.


Критерии оценки

  • Понимание текста;

  • Сценическая культура;

  • Индивидуальность исполнительской культуры;

  • Внятность и слышимость речи;

  • Понимание стилевых особенностей произведения.


Награждение

Победители Конкурса в каждой возрастной группе награждаются дипломами 1, 2 , 3 степени и ценными призами . Участникам вручается сертификат участника конкурса.










ЗАЯВКА

на участие

Конкурс чтецов

городской фестиваль

«ПУШКИНИАНА-2016»

Образовательное учреждение _____________________________________


класс ___________________________________________________________


Участник конкурса________________________________________________________

(Ф.И.О. полностью)

_________________________________________________________________


Дата рождения ___________________________________________________



Автор и название произведения______________________________________________________


__________________________________________________________________


Ф.И.О., учителя, подготовившего участника (полностью!!!)

__________________________________________________________________


Домашний адрес участника конкурса ________________________________

(город, район, индекс, улица, дом, квартира)

__________________________________________________________________


Телефон , Email преподавателя : __________________________________________________________________



Дата заполнения «___»_________20___ г.


Дата принятия «___»_________20------г.


________________ /_________________________ /

(подпись лица принявшего заявку) (расшифровка подписи)

Просмотр содержимого документа
«положение о чемпионате по русскому языку»

ПОЛОЖЕНИЕ

о лицейском Чемпионате по русскому языку

«Самый грамотный»



  1. Общие положения.

    1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения лицейского чемпионата по русскому языку (далее – Чемпионат).

Чемпионат по русскому языку проводится в МОБУ «Лицей №7» в рамках декады кафедры общественно – гуманитарных наук.

Чемпионат по русскому языку — соревновательное мероприятие по грамотному написанию диктанта. В рамках Чемпионата участникам предлагается написать диктант на русском языке, это отрывок из заранее приготовленного организаторами Чемпионата произведения литературы. Согласно Указу Президента России В.В. Путина от 12.06.2014 года № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы» выбрана тема диктантов этого года: «Книги – юбиляры 15 – 16 года».


1.2. Основные цели Чемпионата  «Самый грамотный»:

 

повышение познавательного  интереса обучающихся к русскому языку;

 

поощрение обучающихся,  проявляющих способности в области русского языка;


демонстрация практической  значимости изучения русского языка для успешности в различных предметных  областях.



2. Организаторы Чемпионата.

2.1. Организатором Чемпионата является кафедра общественно – гуманитарных наук МОБУ «Лицей № 7» г. Минусинска.

2.2.   Члены кафедры (учителя русского языка) совместно:

- разрабатывают Положение о проведении Чемпионата;

- информируют учащихся, педагогов и администрацию лицея о проводимом мероприятии, его целях и порядке проведения;

- осуществляют поиск партнёров, предоставляющих призы участникам и победителям Чемпионата;

- подготавливают дидактический материал для участников;

- принимают заявки на участие в Чемпионате;

- определяют состав жюри.


3. Жюри Чемпионата.

3.1. Для оценки участников Чемпионата и вынесения решений на различных этапах Чемпионата организуется работа жюри.

3.2. В состав жюри могут входить (по согласованию): представители общественности (родители), педагоги и представители администрации лицея.

3.2. Жюри:

- следит за соблюдением правил участниками;

- определяет результаты Чемпионата;

- выносит окончательное решение и оглашает список победителей.

3.3. Непосредственное проведение Чемпионата возлагается на руководителя кафедры и учителей русского языка.



4.  Дата, место и время проведения Чемпионата.

4.1. Дата проведения финального этапа Чемпионата: 

4.2. Место проведения: МОБУ «Лицей №7», предметные кабинеты.

4.3. Начало в 14.00.

4.4. Длительность Чемпионата (финального этапа) – 1 час.


5. Участники Чемпионата.

5.1. К участию в Чемпионате допускаются все умеющие читать и писать на русском языке учащиеся лицея с 5 по 11 класс.

5.2. Заявки на участие в финальном этапе принимаются руководителем кафедры общественно – гуманитарных наук.

5.3. В заявке достаточно указать имя и фамилию участника, а также класс и учителя русского языка.


6. Условия  проведения Чемпионата.

6.1. Чемпионат проводится в два этапа: первый – отборочный по классам, второй – финальный среди победителей от классов по номинациям:

5 – 6 класс

7 – 8 класс

9 – 11 класс

6.1.1. Отборочный этап проходит в течение недели на уроках русского языка.

6.2. Отборочный этап проходят все учащиеся по классам.

6.3. Учащиеся записывают под диктовку учителя русского языка текст диктанта.

6.6. Тексты подбираются учителями заранее. Тексты берутся из книг – юбиляров 15 – 16 года. Участникам о содержании текстов заранее ничего не известно.

6.7. Жюри оценивает работы участников по критерию «грамотность», согласно действующим нормам оценки диктантов (максимально – 5 баллов).

6.8. По итогам отборочного этапа в финальный этап выходят по 1 победителю от класса (по решению жюри), которым также предлагается написать диктант.


7. Подведение итогов Чемпионата.

7.1. Итоги Чемпионата подводятся по результатам оценки диктантов участников на финальном этапе.

7.2. Победители чемпионата по возрастным номинациям определяются лицейским жюри.

7.3. По решению жюри может быть определён также участник, обладающий лучшим каллиграфическим почерком.

7.4. Полуфиналисты получают дипломы участников, победители Чемпионата получают грамоты.

7.5. Педагоги, подготовившие победителей, также поощряются.



Просмотр содержимого документа
«положение о чтении вслух»

— Петрушка, вечно ты с обновкой,

С разодранным локтем. Достань-ка календарь;

Читай не так, как пономарь;

А с чувством, с толком, с расстановкой.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»


ПОЛОЖЕНИЕ

о лицейском Чемпионате по чтению

«С чувством, с толком, с расстановкой»,

посвященном Году Литературы в России


Общие положения.

Настоящее положение определяет порядок организации и проведения лицейского чемпионата по чтению вслух (далее – Чемпионат).

Чемпионат по чтению вслух проводится в МОБУ «Лицей №7» в рамках декады кафедры общественно – гуманитарных наук, руководствуясь Указом Президента России В.В. Путина от 12.06.2014 года № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы»

Чемпионат по чтению вслух — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из произведений российских и зарубежных авторов. В рамках Чемпионата участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из заранее приготовленного организаторами Чемпионата произведения литературы. Темы этого года: «Писатели – юбиляры 2015 – 2016 года» и «Произведения – юбиляры 2015 – 2016 года».


1. Цели и  задачи Чемпионата.

1.1. Цель Чемпионата:

- увеличить количество любящих чтение лицеистов

1.2. Задачи Чемпионата:

- привлечение внимание к прозаическим произведениям отечественных авторов;

- внедрение новых форм работы по организации досуга среди лицеистов;

- популяризация грамотности;

- пропаганда чтения, как процесса, способствующего развитию личности.


2. Организаторы Чемпионата.

2.1. Организатором Чемпионата является кафедра общественно – гуманитарных наук МОБУ «Лицей № 7» г. Минусинска.

2.2.   Члены кафедры (учителя литературы) совместно:

- разрабатывают Положение о проведении Чемпионата по чтению;

- информируют учащихся, педагогов и администрацию лицея о проводимом мероприятии, его целях и порядке проведения;

- осуществляют поиск партнёров, предоставляющих призы участникам и победителям Чемпионата;

- подготавливают литературный материал для участников;

- принимают заявки на участие в Чемпионате;

- определяют состав жюри.


3. Жюри Чемпионата.

3.1. Для оценки участников Чемпионата и вынесения решений на различных этапах Чемпионата организуется работа жюри.

3.2. В состав жюри могут входить (по согласованию): учащиеся, представители общественности (родители), педагоги и представители администрации лицея.

3.2. Жюри:

- следит за соблюдением правил участниками;

- определяет результаты Чемпионата;

- выносит окончательное решение и оглашает список победителей.

3.3. Непосредственное проведение Чемпионата возлагается на руководителя кафедры и учителей литературы.


4.  Дата, место и время проведения Чемпионата.

4.1. Дата проведения финального этапа Чемпионата: 

4.2. Место проведения: МОБУ «Лицей №7», читальный зал библиотеки.

4.3. Начало в 14.00.

4.4. Длительность Чемпионата зависит от количества участников, но не превышает 2-х часов.


5. Участники Чемпионата.

5.1. К участию в Чемпионате допускаются все умеющие читать на русском языке учащиеся лицея с 5 по 11 класс.

5.2. Заявки на участие в финальном этапе принимаются руководителем кафедры общественно – гуманитарных наук.

5.3. В заявке достаточно указать имя и фамилию участника, а также класс и учителя литературы.


6. Условия  проведения Чемпионата.

6.1. Чемпионат проводится в два этапа: первый – отборочный по классам, второй – финальный среди победителей от классов по номинациям:

5 – 6 класс

7 – 8 класс

9 – 11 класс

6.1.1. Отборочный этап проходит в течение недели на уроках литературы.

6.2. Отборочный этап проходят все учащиеся по классам.

6.3. Порядок выступлений в отборочном этапе и финальном этапе определяет жюри.

6.4. Все названия литературных произведений лежат в запечатанных конвертах, их участники выбирают прямо на сцене в ходе Чемпионата. Участники вызываются на сцену по очереди, им также предлагаются книги, в которых закладками обозначены отрывки для чтения.

6.5. Участники Чемпионата читают прозаические отрывки без подготовки вслух с листа в течение 1 минуты.

6.6. Отрывки в книгах выбираются организаторами заранее. Участникам о содержании отрывков заранее ничего не известно.

6.7. Жюри оценивает выступления участников по двум критериям: техника чтения (способ чтения, правильность, темп) и артистизм (выразительность) чтения.

6.8. По итогам отборочного этапа в финальный этап выходят по 1 победителю от класса (по решению жюри), которым также предлагаются для прочтения вслух за 1 минуту прозаические отрывки.


7. Подведение итогов Чемпионата.

7.1. Итоги Чемпионата подводятся по результатам выступления участников на финальном этапе.

7.2. Победители чемпионата по возрастным номинациям определяются лицейским жюри.

7.3. Победителю голосования зрителей может быть вручен поощрительный приз.

7.4. Полуфиналисты получают дипломы участников, победители Чемпионата получают грамоты.

7.5. Педагоги, подготовившие победителей, также поощряются.



Просмотр содержимого документа
«протокол конкурса чтецов»

Протокол оценивания чтения поэзии наизусть

(максимум – 5 баллов по каждому критерию, в сумме – 30 баллов)

п/п

Фамилия, имя участника


Класс

Автор

Название стихотворения

Соответствие стихотворения

теме

Выразительность

Артистизм исполнения

Глубина проникновения в смысл текста

Эмоциональность

Правильность































































































































































Просмотр содержимого документа
«протокол чтения вслух»

Протокол оценивания чтения вслух

(максимум – 5 баллов по каждому критерию, в сумме – 20 баллов)

п/п

Фамилия, имя участника

Класс

Автор

Название произведения

Техника чтения

Артистизм и выразительность

соблюдение знаков препинания, эмоциональность

Способ чтения:

слоговое,

целыми словами

Правильность:

повтор, искажения, орфоэпические ошибки

Темп

чтения:

слов в одну минуту





































































































































































Просмотр содержимого документа
«протокол»

Протокол оценивания диктантов

(максимум – 5 баллов)

п/п

Фамилия, имя участника

Класс

Баллы

Рейтинг

Учитель























































































































































Эксперт _______________________/_____________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!