с. Плещеево, 2024
1. Воспитывать интерес и желание учиться, узнавать новое,
3. Прививать навыки работы в коллективе.
1. Формировать умение распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
2. Формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи одушевленные и неодушевленные имена существительные;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности (1 мин) | - Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки - на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем запоминаем, Ни минуты не теряем. Вспомним что вы ученики. Для этого нужно сесть правильно, выпрямить спинки. Проверим готовность к уроку. На столе у вас должен лежать учебник по Русскому языку, тетрадь, ручка. - Сегодня к нам на урок пришла тётушка Сова. Она принесла нам задания. Давайте улыбнемся ей и друг другу. | Дети садятся правильно и проверяют готовность к уроку. |
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель: актуализация знаний (3 мин) | -Открываем тетради записываем число и классная работа, помните о том, что тетрадь должна лежать под наклонам. -Тётушка Сова совсем забыла, что такое имя существительное. - Расскажите ей, что вы уже знаете об имени существительном как части речи? В этом поможет нам схема, которая висит на доске. - Имя существительное -это…(часть речь) - На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто?, что?) - Что обозначает? (предмет) - Приведите примеры имён существительных. | Отвечают на вопросы учителя, записывают число и классную работу. Перечисляют все, что знают про имя существительное. |
3. Этап выявления места и причины затруднения Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения (3 мин) | - Ребята, тётушка Сова просит прочитать слова: художник, вьюга, шмель, сахар, топор, снегирь, карась, крапива, лошадь, тарелка, волк, тарелка. - К какой части речи они относятся? (существительное) - Почему вы так решили? - Разделите эти слова на две группы (отвечающие на вопрос кто? и что?) Как можно назвать эти группы? (одушевленные и неодушевленные имена существительные) - Хорошо, молодцы. Тётушка Сова вспомнила. | Читают слова. Высказывают точки зрения. Делят слова на группы |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка учебных задач урока (1 мин) | - Какая будет тема урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные). - Какая цель? (узнать, какие имена существительные называются одушевленными, а какие – неодушевленными). | Называют тему и цель урока. |
5. Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (10 мин) | - Прочитаем правило в учебнике про одушевленные имена существительные. - Какой вопрос мы задаём к одушевлённым именам существительным? (Кто?) - Выполним упражнение 82, которое нам приготовила тётушка Сова. Прочитайте. Что нужно сделать? (подобрать к каждому имени существительному синоним. Записать ряд, где одушевлённые имена существительные. - Прочитаем правило в учебнике про неодушевлённые имена существительные. - Какой вопрос зададим к неодушевлённым именам существительным? (Что?) - Выполним упражнение 85. Что требуется сделать? Подобрать к каждой группе неодушевлённых имен существительных ещё по два слова. Записать любую группу. Составить предложение с любым именем существительным. - Молодцы, тетушка Сова рада, что вы выполнили её задания. Физминутка. Встали из-за парт Потопали ногами, Похлопали руками, Глазками поморгали Садитесь. | Читают правила. Выполняют упражнение 82 и 85. Делают физкультминутку. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: зафиксировать во внешней речи полученные выводы и знания (5мин) | - Выполним в карточке №1 задание от тётушки Совы. Она просит помочь ей распределить слова по группам. Карточка №1 (Одушевлённые- корова, собака, заяц. Неодушевлённые- посуда, капуста, пальто) Хорошо, молодцы. | Выполняют задание в карточке. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: проверка умения применять полученные знания в других предметных областях (4 мин) | - Тётушка Сова хочет закрепить ваши знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных и для этого она приготовила тест для вас в карточке №2. Карточка№2 | Выбери правильный вариант ответ к слову НЕБО. а) неодушевленное б) одушевлённое 2. Выбери правильный вариант ответ к слову СЛОН. а) неодушевлённое б) одушевлённое 3. На какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные? а) Кто? б) Что? 4. На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные? а) Кто? б) Что? | (ответы на тест: 1-а, 2-б, 3-а, 4-б) - Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте друг у друга отмечая карандашом правильный ответ. - Проверим под документ камерой одну работу. | Выполняют задание в карточке №2. Дети проверяют друг у друга. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Цель: повторение и закрепление пройденного материала (1-2 мин) | - Итак ребята, вы выполнили все задания от тётушки Совы и она очень довольна вашей работой. - Какие задания вы выполняли на уроке? - Для чего нужно выполнять такие задания? - Какую цель мы сегодня с вами ставили на уроке? (Повторить и закрепить знания о родах имени прилагательного). - Как вы считаете мы достигли поставленной цели? - Что на сегодняшнем уроке было для вас трудным? - А что оказалось самым интересным? - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Домашнее задание: страница 49, 51 упражнение 83, упражнение 86. | Дети следуют инструкциям учителя. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Дети записывают домашнее задание. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Ребята, у вас есть карточка. «Лесенка успеха» - Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по вашему мнению, соответствует степени вашего участия в работе на уроке. - Спасибо вам за сегодняшний урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания! | Работают с лесенкой. Прощаются! |