СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по экономике

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания с ответами по экономике разработаны для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Предназначена для обучающихся с 5 по 11 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по экономике»

Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

5-7 класс

(время выполнения 40 минут)


I.Выберите необходимый термин из нижеперечисленных и вставьте в каждое из следующих утверждений или определений: (за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. ____________________-изучает поведение экономики как единого целого.

  2. ____________________-способности человека находить и рационально использовать необходимые ресурсы, принимать рациональные решения, активно искать и внедрять новое, уметь рисковать и выигрывать.

  3. ____________________-это количество одного продукта, от которого необходимо отказаться, чтобы произвести дополнительное количество другого продукта.

  4. ____________________-цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

  5. ____________________-обусловлен безграничностью чело­веческих потребностей и ограниченностью экономических ресурсов.


Перечень терминов: микроэкономика; макроэкономика; рыночная экономика; экзогенные переменные; эндогенные переменные; равновесная цена; потребительная стоимость; оборотный капитал; альтернатив­ные издержки; экономический выбор; предпринимательские способно­сти; закон спроса.


II. Задача (5 баллов)


Магазин продовольственных товаров предлагает своим постоянным покупателям приобрести 5% -ную дисконтную карту В ближайшем к е: за 200 р. При наличии карты каждая покупка обходится покупателю на 5% дешевле. Срок действия карты — один месяц.

  1. Приобретёт ли такую дисконтную карту постоянный покупатель магазина, если он посещает магазин 6 раз в месяц, делая каждый раз покупки на 500 р.?
















Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

8-9 класс

(время выполнения 50 минут)



I. Выберите и отметьте все правильные ответы из предлагаемых (правильный ответ каждого задания оценивается в 1 балл).

1. Свободные блага:

  1. конкурентны;

  2. производятся только государством;

  3. могут стать экономическими благами;

  4. неограниченны;

  5. обладают свойством редкости.

2. Экономическими ресурсами являются:

  1. продукты питания, приобретённые домохозяйствами;

  2. полезные ископаемые;

  3. неквалифицированные рабочие;

  4. солнечная энергия;

  5. временно неиспользуемое оборудование.

  1. Комбинацией, включающей только факторы производства, является:

  1. счёт в банке, официант, уголь;

  2. банкир, нефть, трактор;

  3. геолог, станок, деньги;

  4. одежда, токарь, цех;

  5. буровая установка, шахтёр, поле.

  1. Земля как фактор производства включает:

  1. природные ископаемые;

  2. источники пресной воды;

  3. леса;

  4. шахты;

  5. трубопроводы.

  1. Капитал как фактор производства включает:

  1. банковские счета;

  2. сооружения;

  3. деньги;

  4. векселя;

  5. здания.

  1. Комбинацией, включающей только различные факторы производства, является:

  1. нефть, нефтяник, владелец нефтяной компании, газ;

  2. работник конвейера, конвейер, автомобиль;

  3. слесарь, автобус, поле, собственник фермы;

  4. банкир, компьютер, деньги;

  5. река, моряк, корабль.

  1. Экономический агент действует рационально, если он:

  1. максимизирует удовлетворение потребностей при дан­ном уровне затрат ресурсов;

  2. минимизирует альтернативные издержки выбора;

  3. минимизирует затраты ресурсов;

  4. минимизирует затраты ресурсов при данном уровне удовлетворения потребностей;

  5. максимизирует удовлетворение потребностей.

  1. Вопрос «Для кого производить?»:

  1. не возникает в административно-командной экономике, где потребители лишены свободы выбора;

  2. не встаёт в традиционной экономике, где всё определяю традиции и обычаи;

  3. решается в рыночной экономике через действие механизма цен;

  4. связан с механизмом распределения экономических благ;

  5. решается в смешанной экономике государством.

9. Административно-командной экономике присуще всё перечисленное ниже, за исключением:

  1. назначаемых чиновниками цен;

  2. планирования от достигнутого;

  3. ориентации производителей в основном на платёжеспособный спрос;

  4. личной заинтересованности руководства предприятий в снижении издержек производства;

  5. централизованного управления ресурсами страны.

10. Рыночной экономике присущи все перечисленные ниже характеристики, за исключением:

  1. конкуренции;

  2. централизованного планирования;

  3. частной собственности;

  4. свободы предпринимательского выбора;

  5. опоры на традиции и обычаи.


II. Задача (5 баллов)


Ольга Степановна 3 раза в месяц делает покупки в гипер­маркете. В среднем стоимость одного похода в него составляет 2000 р. Магазин предлагает своим постоянным покупателям прио­брести 5% -ную дисконтную карточку за х р. (при наличии карточки каждая покупка обходится в среднем на 5% дешевле). Срок действия карточки — 1 год.


  1. Считая уровень цен и среднюю стоимость покупки Ольги Степановны неизменными, при какой максимальной це­не карточки она не откажется её приобрести (для опре­делённости считаем, что банкам она не доверяет и хра­нит деньги только дома)?
















Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

10 класс

(время выполнения 60 минут)


I. Оцените следующие утверждения в терминах «верно/неверно» (за каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

  2. Микроэкономика изучает отдельные рынки, принципы эф­фективного поведения продавцов и покупателей.

  3. Инфляция — это феномен, изучаемый макроэкономикой.

  4. Концепция «человека экономического» предполагает, что поведение людей определяется альтруистическими мотивами.

  5. Средства, удовлетворяющие потребности людей, называют­ся экономическими благами.

  6. Некоторые экономические блага имеются в неограничен­ном количестве.

  7. Бесплатный проезд для пенсионеров в московском тран­спорте — пример свободного блага.

  8. Все экономические ресурсы являются экономическими благами, но не все экономические блага являются ресурсами.

  9. Элементы традиционной экономики встречаются только в экономически отсталых странах.

  10. Проблема ограниченности экономических ресурсов может быть решена только в рыночной экономике.

  11. В эффективной экономике, если она движется вдоль кри­вой производственных возможностей, альтернативные издержки постоянны.

  12. Возрастание альтернативных издержек обусловлено невоз­можностью полной взаимозаменяемости экономических ресурсов и различиями в технологиях.

  13. Точки, расположенные над кривой производственных воз­можностей, достижимы только при увеличении количества эконо­мических ресурсов.

  14. При постоянстве количества экономических ресурсов кри­вая производственных возможностей может сместиться дальше от начала координат вследствие научно-технического прогресса.

  15. В условиях внешней торговли страна может потреблять больший объём товаров и услуг, чем в состоянии произвести её экономика.


Задача (15 баллов с выполненным решением).


1. Магазин продовольственных товаров предлагает своим постоянным покупателям приобрести 5% -ную дисконтную карту В ближайшем к е: за 200 р. При наличии карты каждая покупка обходится покупателю на 5% дешевле. Срок действия карты — один месяц.

  1. Приобретёт ли такую дисконтную карту постоянный покупатель магазина, если он посещает магазин 6 раз в месяц, делая каждый раз покупки на 500 р.?

  2. Если стоимость покупки при каждом посещении магазина постоянна и составляет 500 р., то каким должно быть число посещений магазина, чтобы покупателю было выгодно приобрести предлагаемую дисконтную карту?

  3. При каком минимальном значении стоимости покупок (она предполагается фиксированной и одной и той же по величине) покупатель не откажется приобрести предла­гаемую дисконтную карту, если в этом магазине он дела­ет покупки 5 раз в месяц?



Олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год.

11 класс

(время выполнения 60 минут)


I. Выберите и отметьте единственный правильный ответ из пред­лагаемых (за каждый правильный ответ – 1 балл)


  1. Характеристиками экономического блага выступают:

  1. способность удовлетворять потребность людей;

  2. редкость;

  3. ценность;

  4. ограниченность.

  5. Верно всё перечисленное.

  1. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченно­сти экономических ресурсов связана с тем, что:

  1. природные ресурсы Земли исчерпаемы;

  2. рынок не может произвести все необходимые людям то­вары и услуги;

  3. часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 DVD-дисков между 10 желающими их получить;

  4. в каждый данный момент времени человеческие по­требности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.

  5. Нет верного ответа.

  1. Проблема экономического выбора существует:

  1. только в рыночной экономике;

  2. только в традиционной экономике;

  3. только в централизованно управляемой экономике;

  4. в экономике любого типа.

  5. Такой проблемы вообще не существует.

  1. У человека, который имеет возможность получить работу с оплатой от 100 до 150 р./ч, альтернативные издержки 1 ч досуга равны (р./ч):

  1. 100;

  2. 125;

  3. 150;

  4. 200.

  5. Нет правильного ответа.

  1. Домашняя хозяйка на своём приусадебном участке может вырастить 50 кг картофеля либо 120 кг огурцов. Какова альтерна­тивная стоимость 1 кг картофеля?

  1. Невозможно определить, так как неизвестно, сколько и в каком количестве посажено;

  2. 2,4 кг огурцов;

  3. 0,4 кг огурцов;

  4. 1,2 кг огурцов;

  5. невозможно определить, так как неизвестны цены кар­тофеля и пшеницы.

  1. Пенсионер может подрабатывать либо сторожем из расчёта 50 р./ч, либо вахтёром из расчёта 60 р./ч, а также получать пен­сию в размере 2400 р., что составляет 5 р./ч, и доплату от государ­ства в размере 3 р. за 1 ч любой работы. Альтернативные издержки 1 ч его досуга составляют:

  1. 60 р.;

  2. 50 р.;

  3. 65 р.;

  4. 63 р.;

  5. 68 р.

  1. У человека, который имеет возможность получить работу клерка в банке с оплатой 50 р./ч или работу почтальона с оплатой 70 р./ч, альтернативные издержки 1 ч досуга равны:

  1. 40 р.;

  2. 50 р.;

  3. 70 р.;

  4. 20 р.

  5. Нет верного ответа.

  1. Рыночная экономика возникла вследствие:

  1. появления денег, без которых развитие обмена продук­тами было бы невозможно;

  2. разделения труда и обмена продуктами между обосо­бленными товаропроизводителями;

  3. разделения труда и обмена продуктами между частно­предпринимательским и государственным секторами экономики;

  4. прихода к власти класса буржуазии;

  5. развития экономической науки.

  1. Кривая производственных возможностей отражает;

  1. ограниченность экономических ресурсов;

  2. эффективность экономики;

  3. потенциальные возможности экономического выбора;

  4. альтернативные издержки производства двух благ;

  5. всё перечисленное выше.

  1. Сдвиг кривой производственных возможностей дальше от начала координат может быть вызван:

  1. увеличением количества ресурсов, используемых в про­изводстве обоих благ;

  2. повышением качества используемых ресурсов;

  3. ростом производительности ресурсов.

  4. Верно всё перечисленное выше.

  5. Нет правильного ответа.

  1. Некоторая страна производит помидоры и кукурузу. Урав­нение КПВ данной страны имеет вид: П = 100 - 2,5К. Альтерна­тивная стоимость 11-й т помидоров составляет:

  1. 2,5 т кукурузы;

  2. 4 т кукурузы;

  3. 0,4 т кукурузы;

  4. 0,25 т кукурузы;

  5. 27,5 т кукурузы.

  1. Если Франция экспортирует в Англию вино, а Англия эк­спортирует во Францию текстиль, то понижение цены на вино от­носительно цены на текстиль означает:

  1. улучшение условий торговли для Англии;

  2. изменение угла наклона кривой торговых возможностей Англии;

  3. изменение угла наклона кривой торговых возможностей Франции.

  4. Все перечисленные выше ответы верны.

  5. Нет правильного ответа.

  1. Каковы будут различия в ценах на услуги трёх начинаю­щих врачей, если один из них финансировал свое образование при помощи кредита и теперь должен платить ежегодно 4000 долл, в течение 15 лет, за образование другого заплатили родители, а тре­тий всё время учился за счёт государства?

  1. Различия в ценах будут определяться престижностью тех учебных заведений, которые закончили начинаю­щие врачи;

  2. все трое назначат цены, различия между которыми бу­дут определяться различиями финансовых условий по­лучения ими образования;

  3. различия в ценах будут определяться уровнем успевае­мости, который демонстрировали начинающие врачи в ходе обучения;

  4. различий в ценах не будет;

  5. недостаточно информации для ответа.

  1. Какой тип рынка из перечисленных ниже характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продукции и неспособностью отдельного продавца влиять на цену своей про­дукции?

  1. Монополия;

  2. монопсония;

  3. монополистическая конкуренция;

  4. совершенная конкуренция;

  5. олигополия.

  1. В каком утверждении термин «спрос» следует заменить термином «величина спроса»?

  1. Повышение цен на авиабилеты вызвало существенное расширение спроса на проезд в железнодорожном тран­спорте;

  2. летом 1991 г. ожидаемое увеличение цен на продукты питания вызвало резкое увеличение спроса на макарон­ные изделия;

  3. летом после Чернобыльской аварии спрос на клубнику на украинских рынках резко упал;

  4. когда ОПЕК поднял цены на нефть в 70-е гг., спрос на нефть упал;

  5. конфликт на Ближнем Востоке провоцирует панику сре­ди нефтеперерабатывающих компаний, что увеличивает спрос на нефть и резко повышает цены.





II. Задача (10 баллов с выполненным решением).

2. Ольга Степановна 3 раза в месяц делает покупки в гипер­маркете. В среднем стоимость одного похода в него составляет 2000 р. Магазин предлагает своим постоянным покупателям прио­брести 5% -ную дисконтную карточку за х р. (при наличии карточки каждая покупка обходится в среднем на 5% дешевле). Срок действия карточки — 1 год.

  1. Считая уровень цен и среднюю стоимость покупки Ольги Степановны неизменными, при какой максимальной це­не карточки она не откажется её приобрести (для опре­делённости считаем, что банкам она не доверяет и хра­нит деньги только дома)?

  2. Как изменится ответ задачи, если карточка накопитель­ная и после приобретения товаров на сумму 40000 р. скидка на все последующие покупки увеличивается до 10%?












Ответы на олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год

    1. класс



I.Выбор необходимого термина из перечисленных (за каждый правильный ответ – 1 балл) – всего 5 баллов

  1. Макроэкономика

  2. предпринимательские способно­сти

  3. альтернатив­ные издержки

  4. равновесная цена

  5. экономический выбор

II.Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 5 баллов)

а) Постоянный покупатель магазина приобретет 5%-ную дисконтную карту в том случае, если выгода от использования ди­сконтной карты превысит затраты на ее покупку. В данном случае выгода от использования дисконтной карты при посещении мага­зина 6 раз в месяц составит: 0,05(6 • 500 р.) = 150 р., что меньше затрат — 200 р. — на покупку этой карты.

Ответ: а) нет, не приобретет.



Ответы на олимпиадные задания по экономике

    1. учебный год

8-9 класс

I.Выбор всех правильных ответов из предлагаемых (правильный ответ каждого задания оценивается в 1 балл) –всего 10 баллов

  1. в,г

  2. б,в,д

  3. б,д

  4. а,б,в

  5. б,д

  6. в,д

  7. а,б,г

  8. в,г

  9. в,г

  10. в,д



II.Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 5 баллов)

а) Максимальная цена дисконтной карточки определяется выгодой от ее использования в течение года:

откуда X

Ответ: а) не более 3600 р.



Ответы на олимпиадные задания по экономике

2018-2019 учебный год

10 класс



I.Оценка утверждений в терминах «верно/неверно» (за каждый правильный ответ – 1 балл)-всего 15 баллов



  1. неверно

  2. верно

  3. верно

  4. неверно

  5. неверно

  6. неверно

  7. неверно

  8. верно

  9. неверно

  10. неверно

  11. неверно

  12. верно

  13. неверно

  14. верно

  15. верно



II.Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 15 баллов)



а) Постоянный покупатель магазина приобретет 5%-ную дисконтную карту в том случае, если выгода от использования ди­сконтной карты превысит затраты на ее покупку. В данном случае выгода от использования дисконтной карты при посещении мага­зина 6 раз в месяц составит: 0,05(6 • 500 р.) = 150 р., что меньше затрат — 200 р. — на покупку этой карты.


б) Пусть N — число посещений магазина. Покупателю выгод­но приобрести предлагаемую дисконтную карту, если

0,05(N • 500 р.) 200 р.,

откуда N 8.


в) Пусть V — минимальное значение стоимости покупок в руб­лях при каждом посещении магазина. Покупатель не откажется купить предлагаемую дисконтную карту, если

0,05(5 • V) 200 р.,

откуда V 800 р.


Ответы: а) нет, не приобретет; б) более 8 посещений; в) более 800 р.











Ответы на олимпиадные задания по экономике

    1. учебный год

11 класс

I. Выбор единственного правильного ответа из пред­лагаемых (за каждый правильный ответ – 1 балл)-всего 15 баллов



  1. д

  2. г

  3. г

  4. в

  5. б

  6. г

  7. в

  8. б

  9. д

  10. г

  11. в

  12. г

  13. д

  14. г

  15. г



II. Задача (за правильно выполненное решение с объяснением – 10 баллов).


  1. а) Максимальная цена дисконтной карточки определяется выгодой от ее использования в течение года:

откуда X


б) В течение года покупательница раз делает покупки. Покупка накопительной дисконтной карты обеспечивает 5% -ную скидку при первых 20 посещениях магазина при последующих 16 посещениях магазина скидка повышается до 10%. Поэтому годовая выгода от использования накопительной дисконтной карты составит 0,05(20 • 2000 р.) + 0,1(16 • 2000 р.) = 5200 р. Соответ­ственно X 5200 р.


Ответы: а) не более 3600 р.; б) не более 5200 р.