СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по русскому языку (ответы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответы к  олимпиадным заданиям (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по русскому языку (ответы)»

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Задания, оцениваемые в 1 балл

1

Запиши пословицу или поговорку, содержащую количественное числительное.

Один в поле не воин.

2

Запиши пословицу, поговорку или фразеологический оборот, в которых встречалось бы порядковое числительное.

Первый блин комом.


3

Запиши имя числительное с удвоенными со­гласными.

Одиннадцать

4

Какие местоимения самые чистые?

Вы-мы-ты

5

Какое местоимение требует уборки?

Мой

6

От существительного сок образовали глагол, но в корне вместо буквы о появилась гласная а. Какой это глагол?

Просачиваться


7

Найди форму, в которой глаголы пойти и послать совпадают.

Пошли


8

В названии какой детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка?

Ванька-встанька


9

В каких словах в названиях букв допущена ошибка?

Чашка — ча, а, ша, ка, а

Конец — ка, о, эн, е, цэ

Стекло -ас, тэ, е, ка, эль, о

Чашка, буква че

10

Назовите единственную в мире национальность, которая является прилагательным, перешедшим в существительное.

Русский

11

Выбери лишнее слово:

Читал, читатель, читальный, чтение, читала.

Читала — форма того же слова

12

Выбери лишнее слово:

Бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь.

Бегун — родственное слово

13

Выбери лишнее слово:

Имя прилагательное, местоимение, суффикс, наречие, предлог, имя существительное.

Суффикс


14

Поставь вместо *** глагол так, чтобы получилось два устойчивых словосочетания.

*** в дугу

*** в бараний рог

Согнуть


15

Сколько звуков [ш] в стихотворении:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

8 звуков


16

Найди в стихотворении имя существительное, имеющее только форму единственного числа.

На сосне и на березе — бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе! и сосне.

Бахрома

Задания, оцениваемые в 2 балла

1

Поставь следующие имена существительные в форму Р.п. мн.ч.

Книжка, тарелка, искра, петля, овца, земля, игла, просьба.

Книжек, тарелок, искр, петель, овец, земель, игл, просьб.

2

Образуй от имен прилагательных сравнительную степень:

дорогой

далекий

мощный

чистый

красивый

жесткий

широкий

хороший

Дороже,

дальше,

мощнее,

чище,

красивее,

жестче,

шире,

лучше


3

Выбери имена прилагательные, от которых нельзя образовать краткую форму: рыжий, пригожий, медвежий, светлокожий, бесстыжий, верблюжий, шипучий, жгучий, телячий, горячий, казачий, кипучий, птичий, ребячий.

Медвежий, верблюжий, телячий, казачий, птичий, ребячий


4

Восстанови крылатое выражение, определи, какие части речи есть в этом высказывании.

не с нами, кто, против нас, тот

Кто не с нами, тот против нас.

Местоимения, предлоги и частица

5

Поставь глаголы в форме прошедшего времени:

привыкнуть исчезнуть настигнуть утихнуть.

Какой суффикс исчез?

Привык, исчез, настиг, утих.

Исчез суффикс -ну.

6

Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.

Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли.

12 слов. Все эти слова могут являться как им. сущ., так и глаг.

7

Подбери имена прилагательные, которые характе-ризуют свойства человеческого характера, выраженные пословицей:

а) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

б) Ёл, да устал, спал, да намаялся.




а) болтливый;

б) ленивый

8

Разбери глаголы по составу:

а) Солнце слепит глаз.

б) Малыш слепит игрушку.

в) Он был скупым на ласку.

г) В магазине я скупил множество книг.

а) корень — слеп-,

б) корень — леп-,

в) корень — скуп-,

г) корень — куп-


9

Какими частями речи может быть слово уж?

Им. сущ. и наречием

10

Запиши два слова, которые имеют одинако­вый корень, но не являются однокоренными.

Гора — горький,

вода — водитель

11

Запиши 4 слова, которые не употребляются без суффикса.

Тарелка, ложка, шашка, кошка

12

Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом -ок:

замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток.

Теремок, лесок, мирок, листок


13

Составь предложения, объясняющие, раз­личия значений слов: гранат-граната.

Самостоятельная работа

14

Объясни различия данных слов, составив с ними предложения: одеть — надеть

Одеть ребенка, надеть платье на себя

Задания, оцениваемые в 3 балла

1

Поставь ударение, определи, сколько здесь слов:

Пора, пахнуть, трусить, вычитать, стрелки.

10 слов


2

Поставь в словах ударение, определи, сколько здесь слов:

Ирис, чудно, вилок, белок, окуни.

10 слов


3

Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными:

ученый, часовой, столовая

Ученый кот — известный ученый, часовой механизм — часовой на посту, столовая ложка — школьная столовая

4

Составь словосочетания с данными местоиме­ниями:

от него

от его

мимо неё

мимо её

из-за них

из-за их

Письмо от него,

от его товарища,

проходил мимо нее,

мимо ее дома,

прослушал из-за них,

из-за их собаки.

5

Составь словосочетания с прилагательным красный, в следующих значениях:

а) Цвет

б) Красивый

в ) Главный.

а) красный берет;

б) красна девица;

в) красный угол


6

Назови 2-3 неизменяемых имен прилагательных, обозначающих различные оттенки цвета.

Бордо, беж, хаки


7

В каких из этих слов есть только мягкие согласные звуки?

Пилить, жить, ёжики, висеть, перелететь, чулочки.

Пилить, висеть, перелететь

8

В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Звёздный, песня, польют, лазурь, яблоко, стая, якорь.

Песня, польют, якорь

9

Образуй от имен существительных глаголы приставочным или приставочно-суффиксальным способом.

а) Луч

б) Камень

в) Плата

г) Правда

д ) Жалоба

е) Торжество




а) излучать;

б) окаменеть;

в) заплатить;

г) оправдать;

д) пожаловаться; е)восторжествовать

10

Замени словосочетания наречиями.

а) Перегоняя друг друга

б) На пустой желудок

в) С давних пор

г) Каждую минуту

д) На две равные части


а) наперегонки;

б) натощак;

в) издавна;

х) ежеминутно;

д) пополам.

11

Запиши три слова с одинаковым количеством букв, которые образованы от слова тихий.

Стих, утих, тихо


12

Выпиши фразеологизмы в следующем по­рядке:

а) Устойчивые сочетания со значением «быстро»

б) Устойчивые сочетания со значением «бездель­ничать»

в) Устойчивые сочетания со значением «обманы­вать»

Со всех ног, сидеть сложа руки, водить за нос, бить баклуши, сломя го­лову, втирать очки.

а) Со всех ног, сломя голову;

б) сидеть сложа руки, бить баклуши;

в) водить за нос, втирать очки

13

Что это? Отгадай задуманные слова и составь с ними по одному устойчивому словосочетанию.

а) Их заговаривают, скалят, кладут на полку.

б) Под ними теряют почву, их под собой не чуют, под ними путаются.

в) Его задирают, с ним остаются, за него во­дят.

а) Зубы,

б) ноги,

в) нос


14

Поставь в словах ударение:

паралич, щавель, намерение, процент, баловать, украинский.

Самостоятельная работа

15

Поставь в словах ударение:

крапива, красивее, торты, верблюдица, звонит, поняла.

Самостоятельная работа

16

Замени фразеологический оборот одним словом:

а) в час по чайной ложке

б) надуть губы

в) намозолить глаза


а) медленно;

б) обидеться;

в) надоесть

17

Составь лесенку, добавляя к каждому последующему слову по одной букве. Определи части речи полученных слов.

М *

М * *

М * * *.

мы — местоим.,

мыл — глагол,

мыло — имя сущ.

Задания, оцениваемые в 4 балла

1

Сколько твердых и сколько мягких звуков обозначаются буквой л в стихотворении:

Ливень льет! Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет! Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Твердых звуков — 7,

мягких — 6


2

Подберите пять прилагательных в значении существительных. Запишите словосочетания с подходящими по смыслу определениями.

Известный ученый, столярная мастерская, заводская столовая

3

Соотнеси предложение и фразеологический оборот:

а) Очень старательно что-либо охранять.

б) Появляться быстро и в большом количестве.

в) Чувствовать себя легко и непринужденно.

г) Беспокоиться, испытывать тревогу.

Сидеть как на иголках.

Как грибы после дождя.

Беречь как зеницу ока.

Как рыба в воде.

а) 3;

б) 2;

в) 4;

г) 1


4

Поставь имена существительные в форму Р.п. мн.ч.:

Чулки

Туфли

Носки

Сани

Ботинки

Килограммы

Хозяева

Санатории

Помидоры

Каникулы

Яблони

Колени

Домишки


Чулок, туфель, носков, саней, ботинок, килограммов,

домишек, хозяев, санаториев, помидоров, каникул, яблонь, коленей


5

Составь сложные слова:

7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов.

Семилетний, двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник , шестнадцатикилограммовый

6

От глаголов несовершенного вида образуй гла­голы совершенного вида:

Говорить

Ловить

Брать

Ложиться

Приходить



Сказать,

поймать,

взять,

лечь,

прийти

7

Объясни смысл фразеологических оборотов:


Морочить голову,

Язык проглотить,

С глазу на глаз,

Повесить нос,

Ни в зуб ногой,

Пропустить мимо ушей,

Взять сёбя в руки.


Обманывать,

растерянно молчать, наедине, грустить,

ничего не знать, прослушать, успокоиться.


8

Раскрой скобки и запиши словосочетания сначала количественных имен числительных с существительными (а), а затем — порядко­вых (б):

2 (друг),

3 (сутки),

5 (метла),

7 (петля),

10 (грамм),

6 (дочь),

9 (орден),

11 (черешня).

а) два друга, трое суток, пять метел, семь петель, де­сять граммов, шесть дочерей, девять орденов, одиннадцать черешен


б) второй друг, третьи сутки, пятая метла, седьмая петля, десятый грамм, шестая дочь, девятый орден, одиннадцатая черешня.

9

Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнеся их так:

дарить благо, употреблять зло, творить мир, водить руками.

Благодарить, злоупотреблять, умиротворить,

руководить

10

Составь предложения, в которых данные слова будут являться: а) именами существительными,

б) глаголами в повелительном наклонении.

Попугай, поцелуй

11

Какой частью речи являются выделенные слова?

а) Я мою руки.

б) Ваня помог нести мою сумку.

в) На пологом холме росли крупные ромашки.

г) Кровать украсили легким розовым пологом.


а) глагол;

б) местоимение;

в) имя прилагательное;

г) имя существительное.

12










Подбери к словосочетаниям подходящие по смыслу наречия:

а) Переходить реку

б) Разделить конфеты

в) Сварить яйцо

г) В дороге ели

д) Держать ружье

е) Надеть кепку

ж) Глянуть на врага

Вкрутую

Исподлобья

Всухомятку

Поровну

Вброд

Набекрень

Наперевес

.



а) 5;

б) 4;

в) 1;

г) 3;

д) 7;

е) 6;

ж) 2

13

Проспрягай глагол жечь.

Жгу, жжешь, жжет, жжем, жжете, жгут.

14

Образуй от каждого из данных существительных по 2 имени прилагательных с различными суффиксами. Например: труд—трудный, трудовой, трудолюбивый.

Земля, вода, камень, кость.

Самостоятельная работа


15

Назови 4 наречия, которые могут быть пред­логами.

Вокруг, около, мимо, вблизи

Задания, оцениваемые в 5 баллов

1

Объясни различия данных слов, составив с ними предложения:

охватить — обхватить,

укутать — окутать,

отдернуть — одернуть.

Обхватить руками,

охватило чувство;

укутать одеялом,

окутать дымом;

отдернуть руку,

одернуть одежду,

одернуть товарища

2

Составь предложения, объясняющие различия в значениях слов:

украсить — скрасить,

расцветать — процветать,

чернеть — очернить,

Украсить комнату,

скрасить одиночество; расцветать в саду, процветать в делах; чернеть на снегу, очернить сплетней

3

Как называются жители этих стран?


а) Франция

б) Япония

в) Россия

г) Испания

д) Англия

е) Дания

ж) Норвегия

з) Индия

1) Россиянин

2) Индиец

3) Француз

4) Норвежец

5) Испанец

6) Датчанин

7) Англичанин

8) Японец

.


а) 3;

б) 8;

в) 1;

г) 5;

д) 7;

е) 6;

ж) 4;

з) 2

4











Запиши десять сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.


Мир

Единый

Любить

Общий

Взаимный

Машина

Вода

Хлопок

Строить

Хранить

Жить

Знать

Убирать

Любить

Помощь

Душа


Миролюбие, единодушие, любознательный, общежи­тие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.


5








Замени иноязычные слова сложными русскими словами.

а) Каллиграфия

б) Орфография

в ) Эгоизм

г) Гуманный

д) Оптимистический

1) Жизнерадостный

2) Себялюбие

3) Правописание

4) Чистописание

5)Человеколюбивый




а) 4;

б) 3;

в) 2;

г) 5;

д) 1.

6

Запиши пословицы, в которых имя прилага­тельное находится в форме сравнительной сте­пени.


Лучше меньше, да лучше. Чем дальше в лес, тем боль­ше дров.

7

Разбей имена существительные с суффиксом -ец:

1) Хлебец,

2) Хитрец,

3) Кавказец,

4) Гонец,

5) Любимец,

6) Испанец, Столбец,

7) Борец,

8) Красавец,

9) Ленинградец,

10) Канадец

на группы по значениям:

а) Уменьшительно-ласкательное

б) Название лица по действию

в) Название лица по признаку

г)Название лица по месту жительства или народности

а) 1, 5, 7;

б) 4, 8;

в) 2, 9;

г) 3, 6, 10, 11.


8

Запиши возвратные глаголы: радоваться, нездоровиться, одеваться, кусаться, мириться, рваться в следующем порядке:

Действие совершает над собой само лицо

Взаимность действия

Чувства переживания

Процессы и свойства предметов

Свойства живых существ

Состояние человека




Одеваться,

мириться,

радоваться,

рваться,

кусаться,

нездоровиться

9

Замени выражения одним глаголом:

Делать черным — становиться черным,

сделать слабым — сделаться слабым,

превращать в лед — покрываться льдом.

чернить — чернеть; ослабить — ослабеть; оледенить — обледенеть.


10

Составь предложения, в которых будут слова:

на бок, набок, в начале, вначале.

Самостоятельная работа.


11

Запиши указанные наречия: засветло, зимой, по-моему, вдвое, домой, вправо, натрое, добела, временами, впятером в следующем порядке:

а) Образованные от им. сущ. в Тв.п.;

б) Образованные от им.прил. с предлогами;

в) Образованные от имен числит. с предлогами;

г) Образованные от местоимений;

д) Образованные путем сращения местоимен. и сущ.

а) зимой, домой, временами; б) вправо, засветло, добела; в) вдвое, натрое, впятером; г) по-моему;

д) сегодня, сейчас.


12

Выпиши из фразеологических оборотов сначала слова-антонимы, а затем —слова-синонимы:

Нет худа без добра;

Ум за разум заходит;

От мала до велика;

Ни конца ни краю;

Ходить вокруг да около;

Валить с больной головы на здоровую;

Писать черным по белому;

Переливать из пустого в порожнее;

И стар и млад;

Из огня да в полымя;

Всеми правдами и неправдами;

Цел и невредим;

Вопрос жизни и смерти.

Антонимы:

худо — добро,

мал — велик,

больная — здоровая, черный — белый,

стар — млад,

правда — неправда, жизнь — смерть.

Синонимы:

ум — разум,

конец — край,

вокруг — около,

пустое — порожнее,

огонь — полымя,

цел — невредим.

13

Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы:

а) Хлопать ушами;

б) Водить за нос;

в) Ловить ворон;

г) Мчится сломя голову;

д) Как сельди в бочке;

е) Делать из рук вон плохо;

ж) Летит стрелой;

з) Как огурцы в банке.

Хлопать ушами — ловить ворон,

мчится сломя голо­ву — летит стрелой,

как сельди в бочке — как огурцы в банке.


14

Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-антонимы:

а) Трудиться засучив рукава,

б) Потерять голову,

в) Работать спустя рукава,

г) Пропустить мимо ушей,

д) Заговаривать зубы,

е) Навострить уши

ж) Язык без костей,

з) Водой не разольешь,

и) Проглотить язык.

Трудиться засучив рукава — работать спустя рука­ва, пропустить мимо ушей — навострить уши,

язык без костей — проглотить язык.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!