СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание системы опыта работы

..................................................................................................................................

Просмотр содержимого документа
«Описание системы опыта работы»





Описание системы опыта работы

воспитателя

Сизовой Татьяны Александровны



по теме:

«Развитие звукопроизношения через использование активных и интерактивных форм и методов обучения».











Содержание:

  1. Актуальность, инновационность опыта.

  2. Цели и задачи опыта.

  3. Условия формирования опыта.

  4. Система работы по развитию звукопроизношения.

  5. Назначение опыта.

  6. Результативность.





Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития ребёнка, так как именно дошкольный возраст наиболее синзетивный для её решения. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понятна правильно, а значит – служить средством общения. Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, а в последующем грамотного чтения и письма. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причём нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Актуальность опыта обусловлена противоречием между достаточной разработанностью проблемы в теории и стабильно сохраняющимся высоким % детей, имеющих недостатки в произношении, даже при выпуске в школу.

Инновационность опыта работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий,способствующих эффективному обучению: использовании мультимедийных презентаций , методов моделирования,проектной деятельности,проблемных ситуаций,ролевых игр, инсценировок, проигрывания ситуаций,рботы в группах, игровых упражнений.



Опыт работы включает все основные направления развития звуковой культуры речи. Каждое направление имеет свои задачи, которые надо решать в семье и в доу.

  • Первое направление опыта – работа с детьми. Обеспечивает воспитание з.к.р. в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.

  • Второе направление – работа с родителями.

  • Третье направление – создание предметно- развивающей среды.



Цель опыта работы: Воспитание звуковой культуры речи через использование активных и интерактивных форм и методов обучения.



Задачи опыта работы:

  • Формирование правильного произношения звуков;

  • Выработка дикции;

  • Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением;

  • Работа над орфоэпической правильностью речи;

  • Формирование темпа речи и качеств голоса;

  • Воспитание выразительности речи;

  • Воспитание культуры речевого общения;

  • Развитие речевого слуха и речевого дыхания.



Условия формирования опыта.

Прежде чем заняться этим вопросом, я изучила много методической литературы по формированию звукопроизношения и развитию фонематического слуха. Проанализировав причины речевых нарушений, познакомившись с дефектами речи детей и особенностями состояния звукопроизношения у детей, наметила план работы по формированию произношения и развитию фонематического слуха. Были поставлены конкретные задачи для выполнения:

  1. Развивать речевое дыхание.

  2. Тренировать артикуляционный аппаарат детей.

  3. Развивать мелкую моторику рук.

  4. Учитывать этапы постановки звуков.

  5. Использовать фонетическую ритмику – систему движений рук, согласованных с движениями артикуляционного аппарата.

  6. В работе использовать разные виды занятий.

  7. Учить соотносить вдох и выдох с мышечным напряжением.

  8. Использовать в работе интерактивные формы и методы работы.



Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, были составлены перспективные планы работы по возрастным группам. В младшей группе особое место отводила развитию речевого слуха. Прислушиваясь к речи детей во время игр, выявляла особенности речевого развития каждого ребёнка. Во время игр, занятий обучала детей правильно пользоваться голосом:не кричать, не говорить раздражённо, не перенапрягать голосовые связки. Также тренировала основные движения языка, губ,нижней челюсти. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата способствовали развитию голосового аппарата. В средней группе продолжила работу по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов,развивала речевое дыхание, вырабатывала умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание, учила правильному произношению различных звуков. В работе использовала пособия Варенцовой и Колесниковой с задааниями по подготовке руки детей к письму. Работая с детьми, я постоянно старалась добиваться фонемаатической точности, совершенствовала монологическую речь, развивала интерес к словотворчеству, учила обобщению. Очень нравилось детям делить слова на слоги,составлять предложения. В старшей группе ввела схему звукового анализа слов через игру «Звуковые замки»,используя пособие Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». В своей работе использую занятия, которые объединены одной темой или сюжетом,все задания и упражнения дополняют друг друга(занятия – игры, занятия – спектакли,занятия-путешествия, комплексные занятия).

Во всех группах прибегала к помощи родителей. Проводила беседы и консультации,открытые занятия, анкетирование, практикумы, информационно – просветительскую работу.



Анализируя результаты работы, пришла к выводу, что использование активных и интерактивных форм и методов

  • улучшает восприятие звуков речи;

  • способствует нормлизации произношения;

  • обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;

  • совершенствует внимание, память,тренирует мышление;

  • повышает готовность к обучению чтению и письму;

  • развивает орфографическую зоркость;

  • активизирует умственную деятельность;

  • помогает сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма);

  • предупреждает смешение понятий «звук» и «буква».

Использование данной методической разработки на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности даёт положительные результаты,что доказано диагностикой в разных возрастных группах.




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!