Описание системы опыта работы
воспитателя
Сизовой Татьяны Александровны
по теме:
«Развитие звукопроизношения через использование активных и интерактивных форм и методов обучения».
Содержание:
Актуальность, инновационность опыта.
Цели и задачи опыта.
Условия формирования опыта.
Система работы по развитию звукопроизношения.
Назначение опыта.
Результативность.
Воспитание звуковой культуры речи - одна из важных задач развития ребёнка, так как именно дошкольный возраст наиболее синзетивный для её решения. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понятна правильно, а значит – служить средством общения. Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, а в последующем грамотного чтения и письма. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причём нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.
Актуальность опыта обусловлена противоречием между достаточной разработанностью проблемы в теории и стабильно сохраняющимся высоким % детей, имеющих недостатки в произношении, даже при выпуске в школу.
Инновационность опыта работы заключается в целенаправленном внедрении в образовательный процесс новых технологий,способствующих эффективному обучению: использовании мультимедийных презентаций , методов моделирования,проектной деятельности,проблемных ситуаций,ролевых игр, инсценировок, проигрывания ситуаций,рботы в группах, игровых упражнений.
Опыт работы включает все основные направления развития звуковой культуры речи. Каждое направление имеет свои задачи, которые надо решать в семье и в доу.
Первое направление опыта – работа с детьми. Обеспечивает воспитание з.к.р. в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности.
Второе направление – работа с родителями.
Третье направление – создание предметно- развивающей среды.
Цель опыта работы: Воспитание звуковой культуры речи через использование активных и интерактивных форм и методов обучения.
Задачи опыта работы:
Формирование правильного произношения звуков;
Выработка дикции;
Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением;
Работа над орфоэпической правильностью речи;
Формирование темпа речи и качеств голоса;
Воспитание выразительности речи;
Воспитание культуры речевого общения;
Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Условия формирования опыта.
Прежде чем заняться этим вопросом, я изучила много методической литературы по формированию звукопроизношения и развитию фонематического слуха. Проанализировав причины речевых нарушений, познакомившись с дефектами речи детей и особенностями состояния звукопроизношения у детей, наметила план работы по формированию произношения и развитию фонематического слуха. Были поставлены конкретные задачи для выполнения:
Развивать речевое дыхание.
Тренировать артикуляционный аппаарат детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Учитывать этапы постановки звуков.
Использовать фонетическую ритмику – систему движений рук, согласованных с движениями артикуляционного аппарата.
В работе использовать разные виды занятий.
Учить соотносить вдох и выдох с мышечным напряжением.
Использовать в работе интерактивные формы и методы работы.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, были составлены перспективные планы работы по возрастным группам. В младшей группе особое место отводила развитию речевого слуха. Прислушиваясь к речи детей во время игр, выявляла особенности речевого развития каждого ребёнка. Во время игр, занятий обучала детей правильно пользоваться голосом:не кричать, не говорить раздражённо, не перенапрягать голосовые связки. Также тренировала основные движения языка, губ,нижней челюсти. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата способствовали развитию голосового аппарата. В средней группе продолжила работу по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов,развивала речевое дыхание, вырабатывала умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание, учила правильному произношению различных звуков. В работе использовала пособия Варенцовой и Колесниковой с задааниями по подготовке руки детей к письму. Работая с детьми, я постоянно старалась добиваться фонемаатической точности, совершенствовала монологическую речь, развивала интерес к словотворчеству, учила обобщению. Очень нравилось детям делить слова на слоги,составлять предложения. В старшей группе ввела схему звукового анализа слов через игру «Звуковые замки»,используя пособие Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». В своей работе использую занятия, которые объединены одной темой или сюжетом,все задания и упражнения дополняют друг друга(занятия – игры, занятия – спектакли,занятия-путешествия, комплексные занятия).
Во всех группах прибегала к помощи родителей. Проводила беседы и консультации,открытые занятия, анкетирование, практикумы, информационно – просветительскую работу.
Анализируя результаты работы, пришла к выводу, что использование активных и интерактивных форм и методов
улучшает восприятие звуков речи;
способствует нормлизации произношения;
обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
совершенствует внимание, память,тренирует мышление;
повышает готовность к обучению чтению и письму;
развивает орфографическую зоркость;
активизирует умственную деятельность;
помогает сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма);
предупреждает смешение понятий «звук» и «буква».
Использование данной методической разработки на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности даёт положительные результаты,что доказано диагностикой в разных возрастных группах.