Организация работы с одаренными детьми
При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательные потребности, особенно в старших классах, угасают, потому что одаренный ребенок по уровню познавательного развития опережает своих сверстников. Поэтому возникает особая форма организации работы с одарёнными учащимися, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости.
Цель:
Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность.
Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной обществом.
Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
Задачи:
формирование у учащихся устойчивого интереса к английскому языку;
выявление и развитие филологических способностей;
овладение конкретными языковыми знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для лингвистической деятельности;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
В работе с одарёнными учащимися очень важная роль отводится индивидуальной работе на уроке и во внеурочное время. Пока учащиеся на уроке работают самостоятельно можно работать в индивидуальном режиме с отдельными учениками. Но этого не достаточно.
Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде необходимо предлагать для самостоятельного обучения дополнительную литературу, различные типы олимпиадных заданий.
Методы работы:
Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с сильными учащимися;
интеллектуальные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
научно-исследовательские конференции;
Направления
Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
Использование системы заданий повышенной сложности.
Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Принципы работы с одаренными детьми
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
Принцип усиления внимания к проблеме метапредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками
1. Составление картотеки:
– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)
- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)
- наглядный материал, изготовленный самими уч-ся, в виде творческих работ к уроку.
2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания слабоуспевающим учащимся при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7.Оказание помощи учащимся перед уроком.
Деятельность учителя, предупреждающая неуспеваемость учащихся
1. Начало урока:
- проверка готовности к уроку: дисциплины, подготовка рабочего места;
- проверка домашнего задания.
2. Организация повторения:
- в работу на повторение включаются «слабые» учащиеся
3. Организация внимания учащихся:
- использования стимулирующего введения, проблемных вопросов;
- смена форм учебной деятельности
Физкультурные минутки, зрительная гимнастика.
4. Закрепление материала:
- опрос «cлабоуспевающих» учащихся, как они усвоили материал.
- повторение сложных моментов.
5. Педагогический такт:
- доброжелательность, тактичность;
- внимательность и уважение к вопросам учащихся;
- речь учителя свободна от сарказма и насмешек;
- учитель подбадривает учащихся, испытывающих трудности на уроке.
6. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику
7. Оценка знаний учащихся:
- объективность, комментарий
- обязательное выставление оценок в дневник.
8. Домашнее задание:
- инструктаж домашнего задания;
- индивидуальное задание