СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы с одаренными учащимися

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы учителя с одарёнными учащимися

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с одаренными учащимися»

Организация работы с одарёнными учащимися.

Выступление учителя русского языка и литературы, руководителя научного общества учащихся школы «ГАЛИЛЕО» Казанцевой Л.В.


В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

  1. Вступительная часть.

Развитие системы поддержки и сопровождения одарённых детей является одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века. Совершенствование образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками.

Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить одарённых детей и организовать работу с ними? Вот основные вопросы, на которые я постараюсь ответить в своем выступлении.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученых о том, что любой человек, сколь бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг. А память человека способна вместить до 20 единиц информации, то есть примерно столько же, сколько содержится её в миллионах томов Российской государственной библиотеки.


  1. Понятие об одаренности.

Что же понимается под термином «одаренность»? В психологии термин «одаренность» означает системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающейся с интересом к ним. Ученые разработали свою теоретическую модель, которая позволяет рассматривать одаренность как сочетание трех основных характеристик:                  

- интеллектуальные способности,

- креативность,                   

- настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, они выделили знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, предлагается относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.

  • ОДАРЕННОСТЬ - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования.


  • ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).


  1. Роль учителя в выявлении и развитии одарённых учащихся.

Сколько же одаренных, гениальных детей? На этот счет существуют диаметрально противоположные мнения. Так Артур Шопенгауэр заявлял: «Каждый ребенок отчасти гений…» А Георг Вильгельм Фридрих Гегель утверждал, что «гении рождаются раз в сто лет…» Где же истина? По-моему, она посредине.

Все дети  с  рождения  наделены  определёнными  задатками и способностями. К сожалению, не все из них развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают. Процент одарённых  детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к окончанию школы их становится лишь 15-20%. Поэтому  роль учителя  в работе с одарёнными детьми чрезвычайно важна.

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать  все необходимое, чтобы он вырос ...». Какие мудрые слова В.А. Сухомлинского!

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть их, не развить, то этот дар природы так и останется невостребованным.

4. Рассказ об участии в работе практического семинара
«Актуальные вопросы выявления и сопровождения детей,
проявивших выдающиеся способности», состоявшегося в августе 2015 года. Основные вопросы, рассмотренные на семинаре:

- социально-педагогическое сопровождение детей;

- тьюторское сопровождение.


  1. Принципы и система работы научного общества учащихся «ГАЛИЛЕО», одной из целей которого является создание условий для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время. Учителя, являющиеся руководителями юных исследователей, придерживаются девиза: «Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь»

Рассказ о заседании НОУ «Ключи к успеху» и о наиболее проявивших себя одаренных членах НОУ.


  1. Виды одаренности. Существование различных трактовок систематизации видов одаренности.



















В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

1) Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

2) Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

3) Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

4 ) Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий)

















  1. Рассказ о личной системе работы с одаренными детьми. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к обучению это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Вот почему на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я большое внимание стараюсь уделять развитию и воспитанию одаренных детей.

Педагогу надо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, творческие конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Второй  и третий компоненты работы с одарёнными  детьми  - развитие творческих способностей детей  на уроках и во внеурочной деятельности рассматриваю как единый процесс.  Для  этого как на уроках, так и во внеурочной работе  использую следующие виды деятельности:

  • проблемно-развивающее обучение;

  • проектно-исследовательская деятельность;

  • игровые технологии (деловые игры и путешествия);

  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации  развития способностей (презентации, разноуровневые задания, тесты);

  • творческие и нестандартные задания.

  1. Рассказ об учащихся, наделенных интеллектуальной одаренностью в области гуманитарных наук, и о приемах и методах, применяемых учителем, способствующих развитию данной одаренности.

- Ломовцева Елизавета, ученица 11 А класса, ставшая в этом году победителем муниципального этапа олимпиады по русскому языку и призером муниципального этапа по литературе.

- Котикова Наталья, ученица 11 А класса, ставшая в этом учебном году победителем муниципального этапа олимпиады по литературе, получившая диплом 1 степени международной олимпиады «Фоксфорда» по русскому языку, диплом 3 степени в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».

  1. Развитие творческих способностей учащихся.

На уроках русского языка и литературы большое внимание уделяется развитию творческих способностей учеников. Этому способствует выполнение различных творческих заданий: написание сочинений на проблемные нестандартные темы, самостоятельное чтение не предусмотренных программным материалом произведений с последующим их обсуждением и т. п. Рассказ об учащихся, наделенных одаренностью в творческой и художественно-эстетической деятельностях и о системе работы учителя с ними.

- Николаев Илья, ученик 11 А класса, неоднократно становившийся победителем различных творческих конкурсов.

- Сорокин Андрей, ученик 11 А класса, ставший в этом учебном году финалистом Всероссийского конкурса сочинений и победителем регионального этапа конкурса.

  1. Подготовка и участие в конкурсах формирует компетенции устного общения, владение устной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т. д. Рассказ о кропотливой работе с учащимися, наделенными творческими способностями в сценической деятельности:

с Токуновым Владимиром и Хафизовым Адилем, учениками 8 А класса,

с Даевым Керимом, учеником 11 А класса,

с Мурашовым Артемом, учеником 8Б класса,

с Кирюхиным Александром, учеником 7 Б класса,

которые неоднократно становились победителями и призерами многочисленных городских, областных и международных конкурсов чтецов стихотворных и прозаических произведений.

  1. Нетрадиционные формы уроков, применяемые в практике учителя, способствующие развитию одаренности учеников. Рассказ о системе уроков-путешествий по нашему городу, области и стране.


  1. Роль родителей в воспитании одаренных детей.

Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое, - это важный первый шаг. Поэтому в выявлении талантов у детей большую роль играют родители. Им необходимо, прежде всего, увидеть одаренность в своем ребенке. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. А учителю необходимо оказывать в этом всяческую помощь.

  1. Заключение.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно. Век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Нашей стране нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. И, несомненно, главная роль в этом вопросе отводится школе.


Таланты создать нельзя, но можно создать почву,

на которой растут и процветают таланты.

Нейгауз


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!