Организация работы с одарёнными учащимися.
Выступление учителя русского языка и литературы, руководителя научного общества учащихся школы «ГАЛИЛЕО» Казанцевой Л.В.
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Вступительная часть.
Развитие системы поддержки и сопровождения одарённых детей является одним из значимых направлений модернизации и развития школы XXI века. Совершенствование образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками.
Что такое одарённость? Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить одарённых детей и организовать работу с ними? Вот основные вопросы, на которые я постараюсь ответить в своем выступлении.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученых о том, что любой человек, сколь бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг. А память человека способна вместить до 20 единиц информации, то есть примерно столько же, сколько содержится её в миллионах томов Российской государственной библиотеки.
Понятие об одаренности.
Что же понимается под термином «одаренность»? В психологии термин «одаренность» означает системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающейся с интересом к ним. Ученые разработали свою теоретическую модель, которая позволяет рассматривать одаренность как сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальные способности,
- креативность,
- настойчивость (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, они выделили знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, предлагается относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик.
ОДАРЕННОСТЬ - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) по сравнению с другими людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования.
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).
Роль учителя в выявлении и развитии одарённых учащихся.
Сколько же одаренных, гениальных детей? На этот счет существуют диаметрально противоположные мнения. Так Артур Шопенгауэр заявлял: «Каждый ребенок отчасти гений…» А Георг Вильгельм Фридрих Гегель утверждал, что «гении рождаются раз в сто лет…» Где же истина? По-моему, она посредине.
Все дети с рождения наделены определёнными задатками и способностями. К сожалению, не все из них развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к окончанию школы их становится лишь 15-20%. Поэтому роль учителя в работе с одарёнными детьми чрезвычайно важна.
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать все необходимое, чтобы он вырос ...». Какие мудрые слова В.А. Сухомлинского!
Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть их, не развить, то этот дар природы так и останется невостребованным.
4. Рассказ об участии в работе практического семинара
«Актуальные вопросы выявления и сопровождения детей,
проявивших выдающиеся способности», состоявшегося в августе 2015 года. Основные вопросы, рассмотренные на семинаре:
- социально-педагогическое сопровождение детей;
- тьюторское сопровождение.
Принципы и система работы научного общества учащихся «ГАЛИЛЕО», одной из целей которого является создание условий для выявления и развития одаренных учащихся через различные формы и методы работы в урочное и внеурочное время. Учителя, являющиеся руководителями юных исследователей, придерживаются девиза: «Ученик - это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь»
Рассказ о заседании НОУ «Ключи к успеху» и о наиболее проявивших себя одаренных членах НОУ.
Виды одаренности. Существование различных трактовок систематизации видов одаренности.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.
1) Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).
2) Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).
3) Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).
4 ) Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий)
Рассказ о личной системе работы с одаренными детьми. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к обучению это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Вот почему на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я большое внимание стараюсь уделять развитию и воспитанию одаренных детей.
Педагогу надо так построить весь учебно-воспитательный процесс, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, творческие конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Второй и третий компоненты работы с одарёнными детьми - развитие творческих способностей детей на уроках и во внеурочной деятельности рассматриваю как единый процесс. Для этого как на уроках, так и во внеурочной работе использую следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
проектно-исследовательская деятельность;
игровые технологии (деловые игры и путешествия);
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (презентации, разноуровневые задания, тесты);
творческие и нестандартные задания.
Рассказ об учащихся, наделенных интеллектуальной одаренностью в области гуманитарных наук, и о приемах и методах, применяемых учителем, способствующих развитию данной одаренности.
- Ломовцева Елизавета, ученица 11 А класса, ставшая в этом году победителем муниципального этапа олимпиады по русскому языку и призером муниципального этапа по литературе.
- Котикова Наталья, ученица 11 А класса, ставшая в этом учебном году победителем муниципального этапа олимпиады по литературе, получившая диплом 1 степени международной олимпиады «Фоксфорда» по русскому языку, диплом 3 степени в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Развитие творческих способностей учащихся.
На уроках русского языка и литературы большое внимание уделяется развитию творческих способностей учеников. Этому способствует выполнение различных творческих заданий: написание сочинений на проблемные нестандартные темы, самостоятельное чтение не предусмотренных программным материалом произведений с последующим их обсуждением и т. п. Рассказ об учащихся, наделенных одаренностью в творческой и художественно-эстетической деятельностях и о системе работы учителя с ними.
- Николаев Илья, ученик 11 А класса, неоднократно становившийся победителем различных творческих конкурсов.
- Сорокин Андрей, ученик 11 А класса, ставший в этом учебном году финалистом Всероссийского конкурса сочинений и победителем регионального этапа конкурса.
Подготовка и участие в конкурсах формирует компетенции устного общения, владение устной речью, способность брать на себя ответственность, умение участвовать в совместном принятии решений и т. д. Рассказ о кропотливой работе с учащимися, наделенными творческими способностями в сценической деятельности:
с Токуновым Владимиром и Хафизовым Адилем, учениками 8 А класса,
с Даевым Керимом, учеником 11 А класса,
с Мурашовым Артемом, учеником 8Б класса,
с Кирюхиным Александром, учеником 7 Б класса,
которые неоднократно становились победителями и призерами многочисленных городских, областных и международных конкурсов чтецов стихотворных и прозаических произведений.
Нетрадиционные формы уроков, применяемые в практике учителя, способствующие развитию одаренности учеников. Рассказ о системе уроков-путешествий по нашему городу, области и стране.
Роль родителей в воспитании одаренных детей.
Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое, - это важный первый шаг. Поэтому в выявлении талантов у детей большую роль играют родители. Им необходимо, прежде всего, увидеть одаренность в своем ребенке. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. А учителю необходимо оказывать в этом всяческую помощь.
Заключение.
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений. Это, конечно, не случайно. Век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Нашей стране нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. И, несомненно, главная роль в этом вопросе отводится школе.
Таланты создать нельзя, но можно создать почву,
на которой растут и процветают таланты.
Нейгауз