Цели изучения предмета:
Изучение предмета ОБЖ в 9 классе направлено на достижение следующей цели:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; о безопасности на дорогах.
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностными результатами являются:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих -защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного ,бережного отношения к окружающей среде
-формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять -правила безопасности жизнедеятельности;
-воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природном среды, личному -здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
-осознание значения семьи в жизни человека и общества , принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам свой семьи
-формирование антиэкстримистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами являются:
-овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
-формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
-развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природногоо и социального характера;
-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события техногенного характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3.В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на ходить компромиссное решение в различных ситуациях.
4.В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки; умение оказывать первую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Основное содержание программы
МОДУЛЬ I
Основы безопасности личности, общества и государства — 24 часа
РАЗДЕЛ I.
Основы комплексной безопасности
Тема 1. Национальная безопасность в России и современном мире.
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.
РАЗДЕЛ II.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Раздел III Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Тема 5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления
Тема 6.Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Обшегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму.
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости
.Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости
МОДУЛЬ II.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни — 11 часов
Раздел IV.
Основы здорового образа жизни
Тема 9. Здоровье — условие благополучия человека
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие . Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации.
Раздел V.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Тема 12 Оказание первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)
Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ
Тематическое планирование 9 класс
№ модуля,раздела, темы | Наименование модуля, раздела, темы | Всего часов |
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
Раздел I. | Основы комплексной безопасности | 8 |
Тема 1 | Национальная безопасность в России и современном мире. | 4 |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России. | 4 |
Раздел II. | Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 7 |
Тема 3 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 |
Тема 4 | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4 |
Раздел III. | Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 9 |
Тема 5 | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия | 2 |
Тема 6 | Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 3 |
Тема 7 | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации | 2 |
Тема 8 | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости | 2 |
М -2 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 11 |
Раздел IV. | Основы здорового образа жизни | 9 |
Тема 9 | Здоровье — условие благополучия человека | 3 |
Тема 10 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 |
Тема 11 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 |
Раздел V. | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 2 |
Тема 12 | Оказание первой помощи | 2 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Количество часов, отводимых на изучение темы | Раздел программы, темы |
По плану | По факту |
I | | | 8 | Раздел I. Основы комплексной безопасности. |
1. | | | 4 | Национальная безопасность в России в современном мире |
1.1. | | | 1 | Современный мир и Россия |
1.2. | | | 1 | Национальные интересы России в современном мире |
1.3. | | | 1 | Основное угрозы национальным интересам и безопасности России |
1.4. | | | 1 | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России |
2. | | | 4 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России |
2.1. | | | 1 | ЧС и их классификация |
2.2. | | | 1 | ЧС природного характера и их последствия |
2.3. | | | 1 | ЧС техногенного характера и их причины |
2.4. | | | 1 | Угроза военной безопасности России |
II | | | 7 | Раздел II. Защита населения РФ от ЧС |
3. | | | 3 | Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени |
3.1. | | | 1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) |
3.2. | | | 1 | ГО как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. |
3.3. | | | 1 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС |
4. | | | 4 | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени |
4.1. | | | 1 | Мониторинг и прогнозирование ЧС |
4.2. | | | 1 | Инженерная защита населения от ЧС |
4.3. | | | 1 | Оповещение и эвакуация 6населения в условиях ЧС |
4.4. | | | 1 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения |
III | | | 9 | Раздел III. Противодействие терроризму и экстремизму и РФ |
5. | | | 2 | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия |
5.1. | | | 1 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России |
5.2. | | | 1 | Виды террористической деятельности и террактов, их цели и способы осуществления. |
6. | | | 3 | Нормативно-правовая база противодействия терроризму в РФ |
6.1. | | | 1 | Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму |
6.2. | | | 1 | Общегосударственное противодействие терроризму |
6.3. | | | 1 | Нормативно-правовая база противодействия наркотизму |
7. | | | 2 | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ |
7.1. | | | 1 | Организационные основы противодействия терроризму в РФ |
7.2. | | | 1 | Организационные основы противодействия наркотизму в РФ |
8. | | | 2 | Обеспечение личной безопасности при угрозе терракта и профилактика наркозависимости |
8.1. | | | 1 | Правила поведения при угрозе терракта |
8.2. | | | 1 | Профилактика наркозависимости |
IV | | | 9 | Раздел IV. Основы ЗОЖ |
9. | | | 3 | Здоровье – условие благополучия человека |
9.1. | | | 1 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность |
9.2. | | | 1 | ЗОЖ и его составляющие |
9.3. | | | 1 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России |
10. | | | 3 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
10.1. | | | 1 | Ранние половые и их последствия |
10.2. | | | 1 | Инфекции, передаваемые половым путем |
10.3. | | | 1 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе |
11. | | | 3 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
11.1. | | | 1 | Брак и семья |
11.2. | | | 1 | Семья и ЗОЖ |
11.3 | | | 1 | Основы семейного права в РФ |
| | Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
12. | | | 2 | Оказание первой помощи |
12.1. | | | 1 | Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие) |
12.2. | | | 1 | Первая помощь при передозировке и приеме психотропных веществ |