СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы проведения ГИА по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственная итоговая аттестация представляет собой экзамен как форму объективной оценки качества подготовки и уровня сформированности компетенций обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии посредством использования стандартизированных заданий (контрольных измерительных материалов). Основой для разработки КИМ по биологии является инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение во ФГОС.

 

Просмотр содержимого документа
«Основы проведения ГИА по биологии»

Основы проведения ГИА по биологии

Государственная итоговая аттестация представляет собой экзамен как форму объективной оценки качества подготовки и уровня сформированности компетенций обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии посредством использования стандартизированных заданий (контрольных измерительных материалов).

Основой для разработки КИМ по биологии является инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение во ФГОС.

Регламент Государственной итоговой аттестации определяется рядом документов, в том числе: Приказом Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», ряд изменений и дополнений предусмотрен Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2016 г. №305. Письмо Рособрнадзора регламентирует количество сдаваемых предметов в 9 классе, отдельными приказами утверждена продолжительность проведения аттестации, разработаны методические материалы, рекомендованные для использования при проведении Государственной аттестации по предметам. Полные тексты нормативно-правовых документов представлены в материалах курса.

На проведение аттестации по биологии в 2017 году отводится 3,5 часа. Расчетное время включает до 5 минут на каждое задание части 1 и до 20 минут на каждое задание части 2. Для выпускников, аттестующихся по процедуре ЕГЭ, дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.

Элементом структуры проведения государственной итоговой аттестации является расписание экзаменов, утверждаемое Рособрнадзором. Расписание размещается на официальном информационном портале ГИА, а также доводится до участников экзамена.

Форма проведения ГИА зависит от того, какую образовательную программу освоили школьники: выпускники 9 класса аттестуются по программам основного общего образования (ОГЭ), выпускники 11 класса и завершившие обучение по профессиональным программам проходят аттестацию по программам среднего общего образования (ЕГЭ). Предусмотрен также ГВЭ (государственный выпускной экзамен) для отдельных групп обучающихся. В целом к ГИА могут быть допущены лица, не имеющие академической задолженности.

Содержательный компонент ГИА является комплексным и включает стандарт содержания образования по биологии для заканчивающих 9 и 11 классов, рабочую учебную программу по биологии в соответствии с преподаваемым УМК, дополнительные материалы по биологии (дидактические, наглядные, электронные и др.). Эффективная подготовка подразумевает использование рубежной и итоговой диагностики уровня подготовки, тестирование, мониторинг качества полученных компетенций по биологии.

Демо-версия заданий для проведения ГИА является одним из основных материалов, используемых при подготовке к аттестации. В связи с тем, что с 2017 года структура заданий ЕГЭ по биологии изменилась, предыдущие демо-версии несколько устарели, проводить полноценную подготовку по ним нерационально. Структура официальной демонстрационной версии 2017 года полностью повторяет структуру реального экзамена.

Нормативные документы, принятые государственными органами, отвечающими за проведение Государственной итоговой аттестации, реализуются путем внедрения рекомендованных методик. Теоретические и методические проблемы и вопросы, связанные с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ по биологии рассматриваются в ходе подготовки к аттестации.

При подготовке к аттестации по предмету, в том числе так называемых пробных экзаменов, важно разработать системный контроль уровня сформированности компетенций обучающихся по биологии, построенный сообразно критериям оценки заданий ГИА, предоставить возможность учащимся проверять свой уровень знаний при выполнении типовых и демонстрационных заданий. Преподаватель, имеющий представление о критериях оценки компетенций, имеет возможность составить оценочный материал, похожий на задания ГИА, и применять его для оценки уровня сформированности компетенций выпускников школ.

Для организации эффективной подготовки к итоговой аттестации по биологии преподавателям необходимо производить тематическое повторение и закрепление в ходе индивидуальных (групповых) консультаций; разрабатывать и включать в систему проверки сформированности компетенций задания и вопросы, приближенные по форме к заданиям ГИА; систематизировать знания обучающихся с использованием схем, таблиц, рисунков (данная форма работы особенно эффективна при внедрении элементов сетевого и электронного обучения в виде личного сайта/блога педагога).

Повышению качества подготовки способствует также целенаправленная работа с понятиями, входящими в список кодификаторов ГИА, учет спецификаций в части проверяемых знаний, умений и навыков. При этом постоянное размещение в кабинете биологии необходимой информации, посвященной процедуре и содержанию ГИА также влияет на уровень позитивной мотивации обучающихся, придавая уверенность и систематизируя знания.

Система тестовых технологий, используемая в учебном процессе, существенно повышает качество подготовки выпускников, а также способствует мотивации. Навыки работы с подобными заданиями позволяют не тратить время на самом экзамене на понимание структуры ответов. Одновременно происходит формирование психотехнических навыков обучающихся, что также способствует мобилизации в процессе проведения ГИА. Пробный экзамен ГИА диагностирует и прогнозирует уровень освоения материала, степень формирования компетенций. Сама его процедура должна быть максимально приближена к основной. Задания, используемые для составления КИМ, общедоступны и выложены на официальном сайте ФИПИ.

В связи с тем, что в 2017 году число обучающихся, выбравших сдачу экзамена ОГЭ по биологии существенно возросло, в перспективе рекомендуется более тщательно производить процедуру ознакомления с основами проведения ГИА. Целесообразно не только формировать компетенции обучающихся по предмету, но и способствовать развитию навыков логического мышления и умений давать ответ в развернутой форме.

Частью процедуры ГИА по биологии является апелляция. Обучающийся имеет право подать апелляционную жалобу, если была нарушена процедура аттестации, либо в случае несогласия с итогами ГИА. Повторное рассмотрение результатов экзамена должно быть произведено в четырехдневный срок.

Таким образом, процедура ГИА по биологии полностью регламентирована соответствующими нормативно-правовыми документами, имеет отработанную методику и служит для проверки и оценки сформированности компетенций по дисциплине.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей