«Особенности проведения занятия «Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу».
Методист
Ю.В. Антипова
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу - это активное погружение учащихся в курс изучаемого предмета, направления. Во время «погружения» обучающиеся изучают материал всего курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах. В этом случае материал подается крупными блоками с использованием опорных сигналов, структурно-логических схем, таблиц, позволяющих формировать у учащихся целостное представление о предмете.
Психологические особенности вводного занятия:
- преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
- создание имиджа педагога дополнительного образования;
- определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
- предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
- создание атмосферы быстрого знакомства.
Организационные особенности:
- быстрое включение детей в деятельность;
- использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).
Учебно-воспитательные задачи вводного занятия:
- создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
- познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
- познакомить детей с учреждением и детским объединением;
- выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
- получить необходимую информацию друг о друге;
- вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Структура вводного занятия
I этап. Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
— дети знакомы друг с другом,
— педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
II этап занятия — рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
-разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы,
-описание содержания и результатов первого года занятий,
-объяснение основных этапов овладения мастерством,
-рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников,
-знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения, если таковые имеются, и условиями их получения,
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
-выставка детских творческих работ;
-стенгазета или рукописный журнал;
-альбом-летопись детского объединения;
-Фотографии, слайды и видеофильмы;
-знаки отличия кружковцев;
-награды детского объединения и его воспитанников;
-выставка книг и периодической печати;
-информационный стенд.
III этап занятия — выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
-тесты или тестовые задания;
-конкурсы и соревнования;
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
-внесения корректив в образовательную программу;
-разработки индивидуальных заданий;
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.
IV этап. Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
-выставочные стенды учреждения;
Некоторые приемы оптимизации занятия
При рассказе о коллективе можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ.
Чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
Знакомство с предметами, аксессуарами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано и в театрализованной форме, когда эти предметы оживают и становятся равноправными участниками происходящего.
Для удовлетворения детей в двигательной активности (при знакомстве с программами, требующими значительной усидчивости, например, прикладное творчество) занятие можно построить так, чтобы периодически менялось размещение детей, вводились подвижные игры и др. активизирующие моменты.
Для облегчения освоения детьми субъективной позиции могут использоваться ролевые и организационно-деятельностные игры или их элементы.
При организации занятий с детьми младшего возраста может оказаться целесообразным использование игрушки-талисмана, например: домовенок, зайчик, мишка.
О чем необходимо помнить при проведении занятия
Ошибки несоответствия.
- Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы.
- Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих.
- Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей.
Ошибки необеспеченности.
- У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий.
- Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы.
- Недостаток, неверный расчет времени.
- Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д.
Методические ошибки проведения занятия.
- Концентрация внимания на аспектах, интересных скорее для педагога,чем для детей.
- Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности.
- Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами.
- Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия.
Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические.
15 ошибок педагога
(памятка молодому педагогу)
Педагогическая теория и практика выделяет следующие ошибки педагогов, приводящие к уходу воспитанника из учреждения дополнительного образования:
1) монотонность при объяснении материала или наоборот, скороговорка и объяснение ключевых моментов темы с опущенной головой;
2) плохая организация занятия;
3) постоянное однообразие формы деятельности;
4) отсутствие динамики действий, взаимодействия участников образовательного процесса;
5) восприятие педагогом детей в целом, а не каждой отдельной личности;
6) отсутствие в действиях педагога побуждающих факторов к деятельности;
7) использование «запретных» слов («вечно опаздываешь», «вечно забываешь», «постоянно разговариваешь», «никогда ничего не выполняешь» и т. д.);
8) отсутствие в ходе занятия оценки детей;
9) отсутствие оценки проведенного занятия;
10) сумбурная речь с обилием цитат, правил и формулировок, трудно воспринимаемых на слух (речь педагога должна быть понятной, простой и доступной для любого возраста ребенка);
11) простые вещи объясняются слишком долго;
12) педагог кричит на детей;
13) на занятии отсутствует практическое участие или творческая активность детей;
14) педагог не придает значения своему внешнему виду;
15) отмена и перенос занятий без уважительной причины;
16) отсутствие динамики развития занятия.