Открытый урок окружающего мира 2 класс
Тема: АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
Цели: составить правила безопасного поведения дома, на улице; развивать наблюдательность и внимание.
Оборудование: знаки с представленными правилами поведения; карточки с телефонами спецслужб; фотографии с изображением спасателей МЧС.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Есть правила на свете,
Должны их знать все дети.
Сейчас отправимся мы в путь,
В страну, где правила живут.
Учащиеся читают стихотворение.
Телефон, телефон: почему поставлен он?
– Мало ль что у вас случится! Без меня никак нельзя!
Если что-то загорится, вызову пожарных я.
Если видишь гарь и дым, набираешь «01».
Телефон, телефон: почему поставлен он?
– Потому что если кто-то будет в двери к вам ломиться,
Ну а вы его не ждете, вызвать можете милицию.
Но для этого сперва набираете «02».
Телефон, телефон: почему поставлен он?
– Потому что всем я нужен, без меня никак нельзя.
Если кто-то занедужил, прихожу на помощь я.
У тебя температура? Пока в школу не ходи,
Вот моя клавиатура, мама наберет «03».
Телефон, телефон: почему поставлен он?
– Потому что можно сразу, прямо из своей квартиры,
Как услышишь запах газа, вызвать службу «04».
II. Работа по учебнику.
– Где могут подстерегать вас опасности? (В лесу, дома, на улице и т. д.) Могут ли быть опасными для человека живые существа? (Могут. Например, змеи, осы, волк.)
– Какие явления в неживой природе опасны для человека? (Гром, молния, наводнение, землетрясение и т. д.)
Задание 1.
– Какие живые объекты изображены на рисунке? (Ядовитые ягоды, бледная поганка, гадюка, оса, волк.) Чем они опасны? (Нельзя есть ядовитые ягоды и грибы. Опасны для человека и дикие животные.)
– В какие опасные ситуации попадают дети, изображённые на рисунках? (При неправильном обращении с собаками, при использовании газа, во время катания на санках и самокате.)Составьте для них правила безопасного поведения.
Задание 2.
– Рассмотрите рисунки. Какие здесь «спрятаны» советы? (Нельзя ходить по тонкому льду. Надо аккуратно идти по скользкой дороге.) Прочитайте правила поведения на скользкой дороге.
– Какие советы надо выполнять, если падаешь вперёд?
– Какие советы надо выполнять, если падаешь назад?
– В какие ситуации можно попасть, если общаться с незнакомыми людьми? Прочитайте ситуации встреч с незнакомыми людьми. Для каждой выберите верный ответ.
Задание 3.
– Куда следует обращаться за помощью при пожаре? при болезни человека? при аварии на газовых приборах (плите, колонке)? при встрече с незнакомым человеком?
– Назовите номера телефонов службы спасения, милиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы.
– Приведите примеры других опасных ситуаций, которые могут произойти с вами дома.
– Прочитайте памятки безопасного поведения, приведенные в учебнике.
– Где можно поместить такие памятки? Придумайте к ним условные знаки.
– Назовите другие правила безопасного поведения.
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 28.
– Подчеркните в списке названия предметов, которые должны быть в личном пользовании человека. (Расчёска, носовой платок, полотенце, зубная щётка.) Обоснуйте свой ответ.
Задание 29.
– Какие правила безопасности следует соблюдать, когда вы одни дома и выполняете домашние обязанности? (Выключать электроприборы (не дергать за шнур, а потянуть за вилку); закрывать водопроводный кран; осторожно пользоваться ножом и обращаться с кипятком; закрывать входную дверь; утюг ставить на подставку; не играть со спичками.)
Задание 30.
– Какие меры предосторожности надо соблюдать при обращении с этими предметами?(Нельзя трогать ядовитые вещества и лекарства. Осторожно обращаться с острыми предметами.)
Задание 31.
– Какие опасности подстерегают вас в этих случаях? (Укус диких пчёл. Тонкий лёд на реке. Опасность на проезжей части.)
Задание 32.
– Что нужно сообщить, вызывая помощь? (Точный адрес.)
– Послушайте рассказ о профессии «Спасатель МЧС».
В затруднительной ситуации может оказаться любой. Но есть люди, на помощь которых мы всегда можем рассчитывать. И неважно, что стряслось: сломался дверной замок, и ты не можешь выйти из дома, или разразился пожар. А может быть, твой любимый песик упал в канализационный люк или в прорубь.
Это могут быть самые разные нестандартные ситуации: от стихийных бедствий до застрявшего в бутылке пальца. А кто первым приходит на выручку в самых критических ситуациях? Есть такие люди! Их называют спасателями. Это люди с обостренным чувством ответственности и желанием спасти ближнего, помочь ему, уберечь от опасности. К спасателям обращаются за помощью, когда есть угроза здоровью и жизни людей. Спасатели помогают пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, ищут заблудившихся в лесу. Они спасут упавшего в колодец или застрявшего в лифте человека. Причем иногда выручать приходится не только людей, но и животных. Спасателями становятся самые решительные и одновременно самые отзывчивые люди.
Чтобы стать спасателем, нужно сначала изучить теорию чрезвычайных ситуаций и способы их ликвидации. В каждом городе есть служба спасения. Будущие спасатели проходят психологическую, десантную подготовку, изучают медицину, законы, иностранные языки. В учебных центрах Академии гражданской защиты МЧС России очень много интересных предметов. А главное качество спасателя (которому тоже, кстати, учат) – это умение быстро принять единственно правильное решение в критической ситуации.
Представители этой почетной профессии умеют все: бесстрашно прыгают с парашютом, как кинокаскадеры, лихо спускаются по веревке с вертолета. Еще они умеют нырять с аквалангом на любую глубину. Работать спасателям приходится везде – под водой, на воде, под землей и в воздухе. И спасатель должен владеть несколькими профессиями – водителя, водолаза, электрика, сварщика, психолога и многими другими, быть спортсменом, альпинистом.
IV. Итог урока.