Открытый урок по русскому языку на тему: «Три типа склонения имен существительных».

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому яыку на тему: «Три типа склонения имен существительных».

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: «Три типа склонения имен существительных».»

Тема: «Три типа склонения имен существительных».

Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:

  • Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.

  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.

  • Воспитательные : привитие любви к родному языку, Родине, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: толковый словарь, компьютер, проектор, презентация, интернет- ресурсы.

Ход урока

Организационный момент 
Учитель: Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок – урок- морское путешествие на Острова 3-х склонений. Нам предстоит повторить три типа склонения имени существительного. 

В путешествие отправятся 2 экипажа знатоков русского языка: "Умники" и "Всезнайки". В каждом из них есть капитаны Янгуразова Мадина и Самышов Руслан.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои каюты. Откройте свои бортовые журналы (тетради), запишите сегодняшнее число и тему урока "Морское путешествие на Острова трёх склонений»"

Учитель: Путешествие – дело довольно трудное, отправляются в путь только тогда, когда стоит хорошая погода, когда знаем стороны света. Поэтому вам необходимо получить допуск к путешествию – провести словарную работу.

Словарная работа: погода, ветер, облако, заря, горизонт, север, запад, восток. Переписать слова в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. Запомните их, они нам будут нужны.

Кроссворд

Учитель : Поработаем со словом погода. Рассмотрим слово с лексической и фонетической сторон.

Учитель: Вы молодцы, у нас отличная погода! Все допущены к путешествию! Готовы отправиться в путь?
Отправляемся на корабле «Бригантина». Наш девиз «Только смелым покоряются моря».

Звучит песня «Экипаж - одна семья»

Актуализация знаний. 
Учитель: И вот перед нами огромное море. Чтобы не заблудиться во время морского путешествия, нам нужна карта. 
Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих островах: «Узнавай-ка», "Объясняй-ка", «Подумай-ка»,

"Неизвестный остров", «Выполняй-ка», «Проверяй-ка»


1остров "Узнавай-ка" 
Учитель:
 Итак, перед нами первый остров "Узнавай-ка".

Работа с падежами:

Д.п. кому?

Р.п. нет

Д.п. «щедрый» падеж

П.П. без предлга не употребляется

И.п. подлежащее

Тв.п. «довольный» падеж

И.п, В.п. Что?

Р.п., В.п. Кого?

2.Остров "Объясняй-ка"

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СКЛОНЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО?

- Поставить существительное в начальную форму.

- Определить род существительного.

- Определить окончание.

- Определить склонение существительных

Таблица на слайде

3. Остров «Подумай-ка»

- Молодцы, ребята, давайте продолжим наше путешествие и отправимся к острову «Подумай-ка». Жители этого острова просят нас о помощи: после шторма они потеряли своих членов семьи. Помогите им вернуться в свои семьи.

Слова на слайде

Физминутка

Дружно встали,

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Мы дозором обошли

Все владения свои.

Всё спокойно на пути.


4. "Неизвестный остров"

Учитедь:   3 декабря 2014 года ко всем праздникам, которые у нас есть, прибавится ещё один праздник – День Неизвестного солдата.

В годы войны (1941 – 1945) в семьях ушедших на фронт бойцов ждали и одновременно страшились прихода почтальона. Счастье посещало тех, кто получал коротенькую весточку, даже если писали о ранении – все равно счастье, главное – живой! Горе обрушивалось на те семьи, куда приходили похоронки – извещения о гибели. Но еще ужаснее было получить коротенькое извещение: «Пропал без вести». Кому-то это давало надежду, что человек еще вернется, пусть через месяцы, годы, но придет домой. А кто-то страшным интуитивным чутьем понимал: никогда уже не доведется увидеть любимого человека, более того – даже могилу навестить не доведется, потому что у пропавших без вести вся земля, охваченная войной, могила. Всем пропавшим без вести посвящён этот день

Минута молчания

- Придумайте имена существительные на тему «Война». Определите их склонение.

(Война, мир, солдат, жизнь, слава, герой, бой, сражение, битва, командир, оборона)

5. Остров «Выполняй-ка». Работа со словами.

Ребята, что объединяет слова? (Корень один и тот же)

Чем отличаются слова? (разные типы склонения)

Помощь, помощник, помощница.
Злость, зло, злоба.
Лень, лентяй, ленивица.
Лошадь, лошадник, лошадка.

6. Остров «Проверяй-ка»

1 скл.


2 скл.

3 скл.

помощница

злоба

ленивица

лошадка


помощник

зло

лентяй

лошадник


помощь

злость

лень

лошадь




- Работа с текстом

Утих сев..рный вет..р. На в..стоке пылает алая з..ря. На зап..де исчезли обл..ка. Стрижи летают высоко над г..р..зонтом. Это признаки х..рошей п..годы.

- Определи слово:

Водитель корень

Зимний суффикс

Подкрасить приставка

Удивительный окончание

Подводный. К имени прилагательному подобрать существительные разного типа склонения (подводный мир, подводная лодка, подводное течение)

Учитель: Ну что ж, пришло время покинуть Острова трёх склонений и отправиться домой.

Подведение итогов урока. 
Успешно прошло у нас морское путешествие . Давайте оценим свою работу. Поднимите нужные кружочки.

Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. (Зелёный)

Работаю хорошо, всё понимаю. (Синий)

Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. (Жёлтый)

Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи. (красный)

Объявление оценок.

Всем большое спасибо за активную работу на уроке. 

VII. Домашнее задание: написать рассказ






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей